Польша в очередной раз напомнила Германии, что не против получить репарации и контрибуции за ущерб, причиненный стране во время Второй мировой войны. Всего поляки рассчитывают получить почти 43,5 миллиарда долларов США. А в том, что контрибуция до сих пор не была выплачена, виновата, разумеется, Россия – как правопреемница СССР.
Премьер-министр Польши Беата Шилдо на пресс-конференции, прошедшей в четверг, заявила, что для Польши вопрос выплаты компенсаций – вопрос справедливости. «Мы стали жертвой Второй мировой войны», - сказала премьер и добавила, что ущерб польской земле до сих пор никто так и не возместил.
В 1953 году Варшава отказалась от репараций со стороны Германии. Правда, спустя почти 65 лет, у поляков точка зрения на эту проблему изменилась. «Неправда, что польское государство отказалось от репараций, положенных нам от Германии. Это советская колония под названием ПНР (Польская Народная Республика) частично отказалась от репараций, которые были связаны с территорией марионеточного советского государства ГДР», - заявлял в интервью Польскому телевидению министр национальной обороны Польши Антоний Мачеревич, при этом признав, что отказ от репараций был, но он не был оформлен - лишь как устный акт. «Германия может только пытаться загладить свою вину, заплатить тот страшный долг, который у них есть по отношению к польскому народу. Это единственное, что они могут сделать», - констатировал Мачеревич.
Стребовать с Германии денег поляки порывались и раньше. О необходимости вернуть свой долг Польше заявлял лидер правящей партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский. «Я могу сказать только одно, что число обид с польской стороны огромно. Я повторю - в течение 70 лет, прошедших со дня окончания войны, эти вопросы никогда не были решены, и с юридической перспективы они актуальны. Мы знаем, что недавно господин Костшева-Зорбас обнаружил, что наш отказ от репараций никогда не был зарегистрирован соответствующим органом ООН, то есть в юридическом смысле он вообще не существует. Этот путь открыт, и Германия должна об этом помнить», - сказал Качиньский в одном из интервью в 2015 году. К нему подключились и некоторые депутаты и даже начали изучать вопрос выплат с юридической точки зрения, чтобы было с чем в суд против Берлина идти.
Шансов у поляков немного. После войны и Польша, и Германия (восточная ее часть) контролировались СССР. При этом часть польских земель была передана Германии, а западная часть Германии, ГДР, Польшу в новых границах вообще не признала. Вопрос возмещения ущерба был решен между двумя субъектами под контролем Советского Союза, а репарации, которые были выплачены СССР как победителю шли в том числе на восстановление разрушенного хозяйства Польши.
В настоящий момент Германия производит выплаты только жертвам Холокоста и пострадавшим в немецких концлагерях. Ангела Меркель не раз заявляла, что сейчас Германия – совсем другая страна, не ГДР и не ФРГ и уж тем более не Третий Рейх, и делать выплаты по принуждению не намерена.
К слову, и нам Германия выплатила намного меньше, чем могла бы. После войны Сталину показалось неразумным вешать на проигравшую и разрушенную Германию такой огромный долг. Теперь Германия – сильнейшая экономика Европы, и, казалось бы, может возместить огромные потери, которые понесла наша страна, сполна, но… Меркель считает тему выплат закрытой.
Причины, по которым поляки вновь заговорили о выплатах компенсаций, просты: обострение отношений с Евросоюзом на фоне конфликта бывшего премьер-министра Польши Дональда Туска (ныне он занимает пост председателя Европейского совета) и правящей партии Польши «Право и справедливость» во главе с Ярославом Качиньским. Прямо выступить против ЕС поляки не рискуют, а вот раздражать Германию заведомо проигрышным вопросом о репарациях – удачный, по мнению поляков, политический ход.
Да и в самой Польше дела складываются не лучшим образом. Качиньский не может выполнить все, что наобещал народу перед выборами, а денег в казне не хватает. К тому же, в стране назрел политический кризис между партией власти и оппозицией. «Право и справедливость» последовательно проводит политику евроскептицизма, а последние изменения в польском законодательстве, ограничивающие власть Конституционного суда, например, или ставящие под контроль СМИ, заставили Брюссель погрозить полякам пальцем за отступление от основ демократии. Очень удачный момент, чтобы отвлечь внимание и граждан, и чиновников из ЕС на исторические разборки.