Новость о том, что национальные вооруженные силы Латвии решили закупить партию 84-миллиметровых противотанковых гранатометов, запчастей и зарядов к ним у шведского предприятия SAAB Dynamics AB на сумму более 1 млн евро резанула глаз — потому, что несколькими днями глава Минтранса РФ Максим Соколов и латвийский премьер Марис Кучинскис разве что не лобызались в Риге.
Как-то странно. Вроде Рига хочет дружить с Россией и просит восстановить транзит, а в то же время вооружается против нас. Не против моджахедов же, как объясняли в одно время американские должностные лица необходимость размещения в Европе элементов своей ПРО.
…Наш министр приехал в Ригу, где состоялось заседание российско-латвийской межправительственной комиссии, первое после 21 ноября 2013 года, и договорился с министром сообщений Латвии Улдисом Агулисом обеспечить непрерывность грузоперевозок между Москвой и Ригой.
К концу этого года, как они сообщили, ожидается подписание договора о прямых железнодорожных перевозках между странами. «В этой области всё развивается позитивно с учётом того, что растут объёмы автоперевозок», — порадовался латвийский министр. А премьер республики заявил о желании развивать конструктивные отношения между странами. «Рига заинтересована в развитии сотрудничества с Москвой в погранохране, вопросах миграции, таможни и транспорта. Также мы заинтересованы в развитии двусторонних связей в вопросах искусства и культуры», — сказал Марис Кучинскис. Ну а Максим Соколов на брифинге по итогам заседания российско-латвийской межправительственной комиссии констатировал: «Статистические данные говорят о восстановлении наших отношений».
Не знаю, как сочетается такое экономическое движение навстречу Латвии со стремлением России перевести транзит в наши порты, выраженное в том числе в предложении Владимира Путина Белоруссии экспортировать её нефтепродукты через них. Но тут шокирует, повторюсь, одновременное стремление Риги сосать нашу экономику и вооружаться против нас же.
Специфическая такая дружба. Латвийский политикум не скрывает негативного отношения к России. Даже дипломат, министр иностранных дел Эдгар Ринкевич на днях подключился к антироссийской истерии. Он сделал провокационное заявление о якобы ожидаемых провокациях на предстоящих 14−20 сентября российско-белорусских учениях «Запад-2017». Утверждал, что якобы может произойти «случайное происшествие», которое потом выльется в полномасштабный кризис в Латвии.
Эта «фишка» активно используется в последние дни антироссийскими элитами региона — так, будто они уверены в предстоящей провокации, словно сами её и готовят.
А латвийская армия и ополчение постоянно проводят учения, готовясь к придуманной агрессии со стороны России. Из последних закупок вооружений — также пулеметы калибра 7,62 и 12,7 миллиметров и комплектующих к ним от бельгийской оружейной компании FN Herstal на сумму более 5 млн евро. Ну американскими танками M1A2 «Абрамс» и БМП «Брэдли», испанскими танками Leopard 2E Латвию обеспечивает НАТО. Тут находится и батальон альянса тысячной численности под командованием Канады с её тяжёлой техникой.
Ну и ягодка на торте по случаю прошедшего 1 сентября: в следующем году учебный год в латвийских школах начнётся с пробного курса обороны, а с 2020 года он станет постоянным во всех учебных заведениях республики. Затраты возьмёт на себя министерство обороны. Учеников 5−9 классов обещают воспитывать в духе гражданственности и патриотизма. С учётом откровенных антироссийских настроений латвийской элиты и министра образования и науки Карлиса Шадурскиса, выступающего против русских школ, - на основе неприятия нашей страны.
Да что уж там говорить: латвийские националисты «домогались» даже до участников брифинга — нашего министра и его латвийского коллеги. Центр языка поставил своему ведомству «на вид» за то, что таблички с именами во время встречи с российской делегацией были на русском языке. Улдис Аугулис оправдывался: мол, организацией брифинга занимался МИД Латвии.
Такие вот друзья-союзники у нашего минтранса. Да, большинство населения Латвии — действительно за сотрудничество с Россией. Судя по опросу, проведённому агентством TNS Latvia по заказу передачи «900 секунд» телеканала LNT, таких — 87%. Они, как и премьер-министр Марис Кучинскис, хотят, чтобы их страна сотрудничала с РФ в области транспорта, логистики, охраны границ, а также в вопросах миграции, культуры и искусства. Однако судя по антироссийской активности элиты и милитаризации этой маленькой балтийской страны, это стремление из области, определяемой поговоркой — и рыбку съесть, и на мель не сесть.
Есть, конечно, в Латвии политики, которые трезво оценивают ситуацию. «Пускай милитаристы готовятся к войне, у них работа такая, но держать всё общество в угаре страхов — это преступление», — сказал в интервью газете Neatkariga Rita Avize председатель парламентской оппозиционной фракции социал-демократической партии «Согласие» Янис Урбанович. Эта партия выступает за добрососедские отношения с Россией, из-за чего её не пускают в правящую коалицию.
«Если Латвия находится рядом с Россией, то наше благосостояние зависит от того, где мы находимся, и важно иметь хорошие отношения с Россией, — прагматично рассуждает Урбанович. — Эти отношения должны быть лучше, чем с другими странами. Не из-за России, а из-за нас самих».
Прагматично рассуждает и премьер, олицетворяющий властную элиту страны, но, как видим, с гранатомётом за пазухой. Латвия, кстати, навстречу России не идёт. На наше предложение поучаствовать в реализации проекта «Северный поток-2» правительство республики ответило не просто категорическим отказом, но и запретом городу-порту Вентспилсу участвовать в нём. Город мог хорошо заработать. И вот мэр Вентспилса Айвар Лембергс, возмущённый решением правительства, в мае сообщил: «Объём грузов по железной дороге из России в Латвии сокращен на 40% в качестве ответа на её громкий демарш, чтобы угодить полякам, белорусам, украинцам, словакам и чехам».
И другие представители латвийской элиты отмечали падение транзита из России. Об этом, в частности, говорил представитель железных дорог республики — Latvijas dzelzcelš - Марис Озолс. Много других признаков. Например, совет директоров предприятия химической промышленности «КуйбышевАзот» решил закрыть представительство компании в Риге по причине падения объёмов грузоперевозок.
И тут на помощь пришёл наш Минтранс…