Материал комментируют:
Владимир Жарихин
Сергей Марков
Кремль намерен свернуть гуманитарную поддержку Донбасса. Уже с 2019 года Донецкая и Луганская народные республики могут лишиться, по крайней мере, части помощи из российского бюджета. Высвобожденные средства пойдут на финансирование проектов в Крыму и Калининграде. Об этом в пятницу, 15 сентября, сообщил РБК со ссылкой на источники, близкие к президентской администрации.
По информации издания, соответствующее поручение Министерство финансов РФ получило по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака, которое прошло 1 сентября.
Поручение Минфину предусматривает «исключить из проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в полном объеме расходы на оказание в 2019—2020 годах гуманитарной поддержки отдельным территориям».
В открытых документах, касающихся формирования бюджета РФ, нет формулировки «гуманитарная поддержка отдельных территорий». По словам федерального чиновника и двух источников РБК, близких к Кремлю, за этой формулировкой кроется финансовая помощь властям Донецка и Луганска.
Из протокола совещания у Козака следует, что высвобожденные средства будут перенаправлены на инфраструктурные проекты в Крыму и в Калининградской области. В совокупности эти проекты оцениваются в 165 млрд. рублей.
Из них 85 млрд. пойдут на Крым и Севастополь в 2018—2020 годах. Речь идет о строительстве объектов здравоохранения и общего образования, реконструкции водовода Феодосия-Судак, строительстве канализационного коллектора в Симферополе, капремонте автодороги Алушта-Феодосия, предоставлении субсидий территориальным сетевым организациям Крыма на компенсацию выпадающих доходов из-за заниженных тарифов по передаче электроэнергии.
Помимо Крыма деньги будут потрачены на строительство волоконно-оптической линии связи по дну Балтийского моря до Калининградской области, постройку трех паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга-Балтийск (Калининградская область), а также на приоритетный проект «Формирование комфортной городской среды».
Впрочем, отмечает РБК, сказанное не означает, что Донбасс останется вообще без российского финансирования.
Во-первых, предполагаемое исключение из бюджета «гуманитарной поддержки», которая могла бы полагаться Донбассу, — лишь один из источников дополнительного финансирования Крыма и Калининграда. И оценить, какая доля «донбасских» денег в общей сумме 165 млрд. рублей не представляется возможным: по словам источников РБК, финансирование ДНР и ЛНР полностью засекречено, и описывается секретными постановлениями (распоряжениями) правительства, а также закрытыми строчками в бюджете.
Во-вторых, собеседники РБК подчеркивают, что, даже если власти и решили прекратить расходы на «гуманитарную поддержку» Донбасса по каналам, которые проходят через Минфин, это не означает прекращение финансирования по другим каналам.
Что стоит за решением Кремля, означает ли оно, что РФ начинает дистанцироваться от ДНР и ЛНР?
— Сама постановка вопроса о сокращении помощи Донбассу — грубая политическая ошибка, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Такие решения лишь провоцируют Запад на усиление антироссийских санкций. Чем больше сигналов, что Москва может сократить поддержку Донбасса, тем больше желания со стороны западной коалиции «прогнуть» Россию путем давления.
Было бы лучше, если бы экономический блок правительства РФ сосредоточился на поиске рынков сбыта для предприятий Донбасса, взамен потерянного украинского рынка. Все же значительная часть предприятий региона простаивает, что вызывает недовольство населения и воспринимается Западом как успех. Новые рынки могли бы не только загрузить донецкие предприятия работой. Они могли бы куда ощутимее снизить нагрузку на российский бюджет, чем нынешние попытки сэкономить на гуманитарной поддержке.
Арифметика здесь простая. На каждый 1 млрд. рублей, который российское правительство сэкономит на помощи Донбассу, оно рискует потерять десятки млрд. рублей из-за новых санкций со стороны Запада. Именно к такому «размену», я считаю, ведут политически неграмотные действия российского кабмина.
«СП»: — Представим, правительство РФ частично сократило финансирование ЛНР и ДНР. Внутри республик это будет воспринято, как сигнал отторжения Москвы?
— Для Донбасса это сигналом отторжения, на мой взгляд, не станет. Политический эффект от нынешней поддержки РФ, я считаю, далеко не напрямую зависит от физических объемов помощи. Другое дело, что само попадание в публичное пространство сведений о готовящемся сокращении поддержки ЛНР и ДНР крайне нежелательно. В первую очередь — повторюсь — по внешнеполитическим причинам.
«СП»: — Пока вопрос о сокращении помощи Донбассу находится на стадии обсуждения. Ваш прогноз: каким будет окончательное решение?
— По сути, экономический блок правительства РФ допускает политические ошибки, а, возможно, действует в интересах наших геополитических противников. Думаю, руководство страны прекрасно это понимает. Скорее всего, нынешние утечки в СМИ будут скорректированы политическими заявлениями, которые позволят ситуацию скомпенсировать.
— Информация о возможном сокращении помощи Донбассу звучит диковато, — отмечает заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин. — Я могу допустить, что в правительстве РФ решили сократить выделение средств на гуманитарную помощь ДНР и ЛНР. Могу также допустить, что решили увеличить финансирование Калининградской области — это давно пора сделать. Но представить, что кабмин принял решение «отсюда отберем, а туда отправим» я не могу. Потому что это попахивает элементарной политической провокацией.
«СП»: — К каким последствиям приведет сокращение финансирования Донбасса на 10−15%?
— Даже если такое сокращение и будет, оно будет сделано по факту, и совершенно точно не будет публично обсуждаться. Еще и по этой причине я считаю, что информация РБК относится к разряду провокационной.
Что до последствий незначительного сокращения финансирования Донбасса — ничего радикального точно не произойдет.
Сколько тратит РФ на поддержку Донбасса
Агентство Bloomberg сообщало со ссылкой на источники в самопровозглашенных республиках, что РФ ежемесячно перечисляет ДНР 2,5 млрд руб. на выплаты пенсий (российский Минфин позднее опровергал, что в российском бюджете есть расходы на такие выплаты). В феврале 2017 года Служба безопасности Украины утверждала, что бюджетом ЛНР на первый квартал этого года предусмотрено поступление свыше 11 млрд руб., из которых около 9 млрд руб. — якобы помощь российского правительства.
По данным МЧС, с августа 2014 года в Донбасс направлено 68 автоколонн, которые доставили более 70 тыс. тонн гуманитарных грузов.
В апреле 2017 года Росрезерв подтверждал, что оказывает «гуманитарную поддержку» металлургическим предприятиям Донбасса за счет имеющихся у агентства материальных резервов. А после этого правительство выделило Росрезерву 10 млрд руб. на восстановление запасов материального резерва в части сырья и материалов металлургической промышленности, что могло быть связано с помощью Росрезерва предприятиям Донбасса.
Кроме того, Россия, в рамках гуманитарной поддержки, поставляет электроэнергию в ЛНР.
(Подготовлено по материалам РБК)
В пятницу днем сообщения о прекращении гуманитарной помощи России Донбассу прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Речи о том, чтобы Россия отказалась от гуманитарной помощи жителям Донбасса, идти не может. Не идет и не будет идти. Разумеется, по гуманитарным соображениям Россия продолжит заботиться об этих людях, которые были отторгнуты в результате гражданской войны своей собственной страной», — сказал Песков журналистам.