В России конфронтация с Западом вылилась в программу импортозамещения. И касается это не только нашумевших сыра и хамона, но и программного обеспечения: государственные органы медленно, но верно заменяют иностранные программы на аналогичные российские разработки.
Нечто похожее происходит и в США. Конечно, российских разработчиков, которые создают хоть немного известный в штатах продукт, не говоря уже о реально популярных программах, не так много. Но они все-таки существуют.
Лаборатория Касперского не только создала один из самых популярных в мире антивирусов, но и заключила крупный контракт со всеми правительственными структурами в Соединенных штатах. Так, Антивирус Касперского установлен на компьютерах многих региональных администраций США и Федерального бюро тюрем. Но недавно компанию стали подозревать в связях с ФСБ и конгресс «в целях безопасности» советует госучреждениям отказаться от использования продуктов компании.
Не помогло даже заявление Евгения Касперского о том, что компания готова предоставить исходный код антивируса, чтобы доказать свою независимость от спецслужб России. Хотя это могло бы разрешить все споры, ведь по исходному коду можно понять, действительно ли программа отправляет данные в Москву.
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров в эфире НТВ предположил, что конгрессу и не нужно доказательство независимости Лаборатории Касперского. Он сказал, что антивирус, вероятно, работает слишком хорошо и мешает работе спецслужб США, которые используют «скрытные, не декларированные возможности (операционных систем - прим. РП), хитрые вирусы» для своей работы.
Маловероятно, конечно, что спецслужбам Соединенных Штатов мешает антивирус, установленный на компьютеры управления по тюрьмам. Однако то, что доказательство связи Касперского и ФСБ конгрессу действительно не нужно – слова вполне реалистичные. Отказ от российского продукта в госорганах США – решение политическое, как и наше импортозамещение.
Ситуация с Касперским может создать прецедент, который в конечном итоге позволит полностью перевести американские государственные службы на собственное ПО. И это решение вполне логичное: тут подойдут доводы, которые говорят в контексте российского импортозамещения.
Ведь любое ПО работает с данными и возможности этой работы практически не ограничены. Через программы стандартного офисного пакета проходит огромное количество документов, антивирус имеет доступ почти ко всему происходящему на компьютере. И это уже не говоря об операционных системах, которые могут беспрепятственно следить за всеми действиями пользователя и уже делают это: достаточно лишь вспомнить недавний скандал с Windows 10.
Но если операционная система от Microsoft отправляла данные о пользователях в основном для того, чтобы настраивать нативную рекламу, то ОС, установленная на компьютерах в госорганах, может начать делиться информацией совсем не с рекламодателями. Этого следует бояться правительству любой страны, в том числе России и США. И отказ от иностранного ПО, даже если на данный момент оно совершенно безопасно, выглядит вполне логичным шагом, хоть и мешающим свободной конкуренции.