Явлинский: Половина россиян за то, чтобы мы ушли из Сирии - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Явлинский: Половина россиян за то, чтобы мы ушли из Сирии - «Политика» 07:00 Суббота 0 389
23-09-2017, 07:00

Явлинский: Половина россиян за то, чтобы мы ушли из Сирии - «Политика»


Явлинский: Половина россиян за то, чтобы мы ушли из Сирии - «Политика»

Материал комментируют:

Михаил Александров

Павел Салин

Более 100 тысяч граждан России поддержали инициативу партии «Яблоко» прекратить военную операцию России в Сирии. Об этом заявил председатель федерального политкомитета партии Григорий Явлинский.

«Мы хотели бы подвести промежуточные итоги кампании, которая проходила во множестве городов России в течение трех месяцев. Более ста тысяч человек напрямую присоединились к нашей кампании», — сказал Явлинский журналистам на пресс-конференции в «Интерфаксе» 21сентября.

Подписи собирались в 60 городах России в ходе акции «Время вернуться домой», которая была инициирована в июне этого года.

Политик сослался на социологические опросы, согласно которым против продолжения сирийской кампании выступают 49% граждан РФ. По словам Явлинского, война в Сирии является разорительной для экономики России — по последним подсчетам на эту кампанию потрачено более 190 миллиардов рублей.

Кроме того, такая война, по мнению партии «Яблоко», приводит к увеличению напряженности на южных границах России.

Здесь возникают вопросы. Первый: кто проверял подлинность собранных подписей? Второй: какая организация проводила социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что половина граждан России выступает за прекращение участия наших ВКС в сирийской войне?

Как бы там ни было, очевидно, что Явлинский пытается запустить очередную антивоенно-антироссийскую кампанию по образцу тех, которые в своё время проводились в связи с войнами в Афганистане и Чечне. Насколько успешной может быть такая кампания на этот раз?


— Явлинский последние лет 10, а то и 15 во внутриполитическую повестку дня абсолютно не попадает, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Как, впрочем, и другие представители старой либеральной волны. Только другие политики 90-х практически не участвуют в современном политическом процессе, а Явлинский ещё пытается в нём присутствовать. Но при этом, повторяю, он абсолютно не считывает ситуацию, не понимает, что сейчас может вызвать резонанс в обществе.

Даже удивительно, что он не чувствует: проводить антивоенную кампанию в России сегодня абсолютно бесперспективно. Во-первых, граждан России в подавляющем большинстве волнуют внутрироссийские, главным образом социальные проблемы. Уже года полтора-два, как внешняя политика, несмотря на все старания федеральных каналов, для большинства россиян отошла на второй план.

Явлинский пытается повторить опыт тридцатилетней давности, когда подспудное недовольство жителей СССР войной в Афганистане стало перерастать в активную политическую кампанию, которая нанесла по легитимности советской власти серьёзный удар. Но тогда степень вовлеченности советских людей в эту проблему была гораздо выше. Советские войска уже более десяти лет воевали на чужой территории. Из Афганистана каждый год в среднем приходило больше тысячи «грузов 200». Через Афганистан прошли сотни тысяч молодых советских людей, многие из них были ранены или психологически травмированы. Конечно, напрямую эта проблема касалась не всех, но косвенно — очень многих. Причём, как в провинции, так и в столицах. Поскольку воевали в Афганистане в основном призывники, которые практически не имели возможности отказаться.

В Сирии же принципиально иная ситуация. До сих пор там удаётся проводить операций ценой достаточно малой крови. Число погибших российских военных пока исчисляется десятками. Кроме того, тут нельзя сыграть на той струнке, на какой играли противники войны в Афганистане. Там делали упор на то, что на войну посылают совсем молодых призывников, почти мальчиков.

А в Сирии воюют либо ЧВК, либо контрактники — вполне состоявшиеся люди, которые отдают себе отчёт, для чего они идут воевать, получая приличные деньги. Потому и претензий к государству у родственников погибших и пострадавших, как правило, нет.

Поэтому кампания против присутствия российских войск в Сирии не наберёт большого числа сторонников. Общество этого практически не замечает. Кроме того, власть объясняет постоянно, что смысл наших действий в Сирии — война с терроризмом на дальних подступах к нашим границам. И большинство такое объяснение вполне устраивает.

«СП»: — С другой стороны, кто-то задаётся вопросом: есть ли у нас экономические ресурсы для этой войны. Ещё недавно были велики опасения, что в Сирии может произойти прямое военное столкновение российских и американских военных…

— Да, это имеет место. Но люди не связывают операцию в Сирии с ростом социально-экономических проблем. У Явлинского не получается убедить людей в этом. В масштабах страны расходы на операцию в Сирии не критичны. Вот у Алексея Навального получилось чисто бытовое недовольство людей низовой коррупцией развернуть в политическую антикоррупционную кампанию. Однако Навальный — политтехнолог нового поколения, а Явлинский — из тех времён, когда можно было делать политические кампании «на коленке». Новыми политтехнологиями он владеет плохо. Он не понимает, что сегодня актуализировать для большинства населения страны какую-то внешнеполитическую тему практически невозможно. Для этого надо обладать ресурсом, сопоставимым с ресурсами государства.

— Сирия и Афганистан — две абсолютно разные истории, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Кстати, и ввод войск в Афганистан имел свой геополитический смысл. Может быть, не стоило навязывать афганскому народу социализм. А военное присутствие в какой-то степени было оправданным. И вывод наших войск был связан, главным образом, с тем, что советская элита во главе с Горбачёвым готовилась к капитуляции перед Западом. И через СМИ шло создание негативного образа войны и нашей роли в этой войне.

В Сирии наша военная операция имеет чёткие понятные задачи — оказать помощь дружественной стране. При этом мы воюем на правильной стороне истории — боремся с мировым терроризмом. Да, и укоротить американский внешнеполитический гегемонизм — тоже неплохая задача. При этом всё это нам удаётся делать малой кровью.


«СП»: — На что в таком случае рассчитывает Явлинский?

— Я считаю, что он действует скоординированно с Западом. Не случайно заявление Явлинского «совпало» с обстрелом наших военных под Дейр-эз-Зором, с наступлением исламистов под Идлибом. Американцы хотели бы, чтоб Россия, после того, как нашими усилиями были разгромлены основные силы террористов, сократила своё присутствие в Сирии до минимума… На месте Явлинского я бы предложил американцам выйти из Афганистана, поберечь своих солдат, раз уж он так заботится о мире во всём мире.

«СП»: — Можно ли предположить, что активная фаза войны в Сирии подходит к концу? Или же война, как в том же Афганистане, будет то угасать, то вспыхивать вновь долгие годы?

— Я думаю, что основные силы террористов в этой стране разгромлены, вопрос о том, удержится ли Башар Асад у власти уже не стоит. Поэтому, скорей всего, военные действия пойдут на спад. Возможно, что диверсионно-террористическая война будет идти ещё долго, как это, например, было в Средней Азии, когда басмачи боролись с Советской властью. Но российские ВКС будут задействованы в этой войне по минимуму. Их будут привлекать только для подавления каких-то серьёзных вылазок террористов с участием большого числа боевиков.


Материал комментируют: Михаил Александров Павел Салин Более 100 тысяч граждан России поддержали инициативу партии «Яблоко» прекратить военную операцию России в Сирии. Об этом заявил председатель федерального политкомитета партии Григорий Явлинский. «Мы хотели бы подвести промежуточные итоги кампании, которая проходила во множестве городов России в течение трех месяцев. Более ста тысяч человек напрямую присоединились к нашей кампании», — сказал Явлинский журналистам на пресс-конференции в «Интерфаксе» 21сентября. Подписи собирались в 60 городах России в ходе акции «Время вернуться домой», которая была инициирована в июне этого года. Политик сослался на социологические опросы, согласно которым против продолжения сирийской кампании выступают 49% граждан РФ. По словам Явлинского, война в Сирии является разорительной для экономики России — по последним подсчетам на эту кампанию потрачено более 190 миллиардов рублей. Кроме того, такая война, по мнению партии «Яблоко», приводит к увеличению напряженности на южных границах России. Здесь возникают вопросы. Первый: кто проверял подлинность собранных подписей? Второй: какая организация проводила социологический опрос, в ходе которого выяснилось, что половина граждан России выступает за прекращение участия наших ВКС в сирийской войне? Как бы там ни было, очевидно, что Явлинский пытается запустить очередную антивоенно-антироссийскую кампанию по образцу тех, которые в своё время проводились в связи с войнами в Афганистане и Чечне. Насколько успешной может быть такая кампания на этот раз? — Явлинский последние лет 10, а то и 15 во внутриполитическую повестку дня абсолютно не попадает, — считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин. — Как, впрочем, и другие представители старой либеральной волны. Только другие политики 90-х практически не участвуют в современном политическом процессе, а Явлинский ещё пытается в нём присутствовать. Но при этом, повторяю, он абсолютно не считывает ситуацию, не понимает, что сейчас может вызвать резонанс в обществе. Даже удивительно, что он не чувствует: проводить антивоенную кампанию в России сегодня абсолютно бесперспективно. Во-первых, граждан России в подавляющем большинстве волнуют внутрироссийские, главным образом социальные проблемы. Уже года полтора-два, как внешняя политика, несмотря на все старания федеральных каналов, для большинства россиян отошла на второй план. Явлинский пытается повторить опыт тридцатилетней давности, когда подспудное недовольство жителей СССР войной в Афганистане стало перерастать в активную политическую кампанию, которая нанесла по легитимности советской власти серьёзный удар. Но тогда степень вовлеченности советских людей в эту проблему была гораздо выше. Советские войска уже более десяти лет воевали на чужой территории. Из Афганистана каждый год в среднем приходило больше тысячи «грузов 200». Через Афганистан прошли сотни тысяч молодых советских людей, многие из них были ранены или психологически травмированы. Конечно, напрямую эта проблема касалась не всех, но косвенно — очень многих. Причём, как в провинции, так и в столицах. Поскольку воевали в Афганистане в основном призывники, которые практически не имели возможности отказаться. В Сирии же принципиально иная ситуация. До сих пор там удаётся проводить операций ценой достаточно малой крови. Число погибших российских военных пока исчисляется десятками. Кроме того, тут нельзя сыграть на той струнке, на какой играли противники войны в Афганистане. Там делали упор на то, что на войну посылают совсем молодых призывников, почти мальчиков. А в Сирии воюют либо ЧВК, либо контрактники — вполне состоявшиеся люди, которые отдают себе отчёт, для чего они идут воевать, получая приличные деньги. Потому и претензий к государству у родственников погибших и пострадавших, как правило, нет. Поэтому кампания против присутствия российских войск в Сирии не наберёт большого числа сторонников. Общество этого практически не замечает. Кроме того, власть объясняет постоянно, что смысл наших действий в Сирии — война с терроризмом на дальних подступах к нашим границам. И большинство такое объяснение вполне устраивает. «СП»: — С другой стороны, кто-то задаётся вопросом: есть ли у нас экономические ресурсы для этой войны. Ещё недавно были велики опасения, что в Сирии может произойти прямое военное столкновение российских и американских военных… — Да, это имеет место. Но люди не связывают операцию в Сирии с ростом социально-экономических проблем. У Явлинского не получается убедить людей в этом. В масштабах страны расходы на операцию в Сирии не критичны. Вот у Алексея Навального получилось чисто бытовое недовольство людей низовой коррупцией развернуть в политическую антикоррупционную кампанию. Однако Навальный — политтехнолог нового поколения, а Явлинский — из тех времён, когда можно было делать политические кампании «на коленке». Новыми политтехнологиями он владеет плохо. Он не понимает, что сегодня актуализировать для большинства населения страны какую-то внешнеполитическую тему практически невозможно. Для этого надо обладать ресурсом, сопоставимым с ресурсами государства. — Сирия и Афганистан — две абсолютно разные истории, — говорит ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО Михаил Александров. — Кстати, и ввод войск в Афганистан имел свой геополитический смысл. Может быть, не стоило навязывать афганскому народу социализм. А военное присутствие в какой-то степени было оправданным. И вывод наших войск был связан, главным образом, с тем, что советская элита во главе с Горбачёвым готовилась к капитуляции перед Западом. И через СМИ шло создание негативного образа войны и нашей роли в этой войне. В Сирии наша военная операция имеет чёткие понятные задачи — оказать помощь дружественной стране. При этом мы воюем на правильной стороне истории — боремся с мировым терроризмом. Да, и укоротить американский внешнеполитический гегемонизм — тоже неплохая задача. При этом всё это нам удаётся делать малой кровью. «СП»: — На что в таком случае рассчитывает Явлинский? — Я считаю, что он действует скоординированно с Западом. Не случайно заявление Явлинского «совпало» с обстрелом наших военных под Дейр-эз-Зором, с наступлением исламистов под Идлибом. Американцы хотели бы, чтоб Россия, после того, как нашими усилиями были разгромлены основные силы террористов, сократила своё присутствие в Сирии до минимума… На месте Явлинского я бы предложил американцам выйти из Афганистана, поберечь своих солдат, раз уж он так заботится о мире во всём мире. «СП»: — Можно ли предположить, что активная фаза войны в Сирии подходит к концу? Или же война, как в том же Афганистане, будет то угасать, то вспыхивать вновь долгие годы? — Я думаю, что основные силы террористов в этой стране разгромлены, вопрос о том, удержится ли Башар Асад у власти уже не стоит. Поэтому, скорей всего, военные действия пойдут на спад. Возможно, что диверсионно-террористическая война будет идти ещё долго, как это, например, было в Средней Азии, когда басмачи боролись с Советской властью. Но российские ВКС будут задействованы в этой войне по минимуму. Их будут привлекать только для подавления каких-то серьёзных вылазок террористов с участием большого числа боевиков.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl