Материал комментируют:
Александр Шатилов
Владимир Евсеев
России скоро придется оказывать срочную гуманитарную помощь жителям Приднестровской Молдавской Республики (ПМР). Об этом на пресс-конференции заявил заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев. Дело в том, что отныне на украинских таможенных постах на границе с ДНР находятся не только украинские, но и молдавские таможенники. Под надуманными предлогами они заворачивают продовольственные товары, идущие из Украины. Если эта ситуация будет усугубляться, в Приднестровье начнёт ощущаться нехватка продуктов.
Напомним, что на днях глава молдавского правительства Павел Филип заявил во время своего выступления на Генеральной ассамблее ООН, что отправил запрос о «полном и безусловном» выводе российских миротворцев с территории Приднестровья. Тем временем, политический кризис в самой Молдавии усугубляется. Партия социалистов начала сбор подписей под петицией о проведении национального референдума по переходу страны от парламентской к президентской форме правления. Настроены сторонники президента Молдавии Игоря Додона, известного своей пророссийской позицией, решительно. А это в свою очередь может спровоцировать сторонников прозападного курса в парламенте Молдавии на импичмент президента, либо на попытку силовым образом решить «проблему Приднестровья».
— По данным руководства ПМР, на территории республики проживает порядка 220 тысяч граждан России, — говорит заместитель директора Института стран СНГ Владимир Евсеев. — Это почти половина всего населения непризнанной республики.
Сейчас социально-экономическая ситуация в республике постоянно ухудшается. Поскольку к экономической блокаде, которая осуществлялась прежде со стороны Молдавии, теперь прибавляется блокада со стороны Украины. Режим Порошенко разрешил ставить молдавских таможенников на украинских пограничных постах. Это означает, что поток продовольственных товаров, которые идут в основном с территории Украины, будет перекрыт. А это чревато не только нехваткой продуктов, но и голодом. Россия не должна оставаться в стороне от этой ситуации, поскольку её граждане оказались, по сути, заложниками политики прозападных руководителей Молдавии и Украины. Европейский союз всецело поддерживает власти Молдавии в их попытках задушить ПМР.
При этом Молдавия делает всё, чтобы приднестровские предприятия регистрировались как молдавские, чтобы иметь возможность продавать свою продукцию и избежать двойного налогообложения. Ясно, что бюджет ПМР в этих условиях не может справиться самостоятельно с ухудшением социально-экономической ситуации. Ничего иного не остаётся, как просить руководство России хоть как-то восполнить бюджет Приднестровья, который не может быть обеспечен госресурсами непризнанной республики.
К сожалению, ставка, которую мы делали на президента Молдавии Игоря Додона, не очень себя оправдала. Он оказался человеком, который ничего не может, либо — не хочет сделать. В частности, он объявил о проведении референдума о том, чтобы Молдавия из парламентской республики превратилась в президентскую. Но для этого изначально необходимо было, согласно молдавской Конституции, собрать определённое число подписей. Вместо этого Додон просто издал указ о проведении референдума. Естественно, что прозападные парламентарии его тут же заблокировали через Конституционный суд. Получается, что Россия не может опереться на Игоря Додона в своей политике.
«СП»: — Что в таком случае может сделать Россия?
— Мы должны оказать мощное экономическое давление на Молдавию. Вплоть до введения эмбарго на поставки молдавской сельхозпродукции. Условием для снятия санкции должно быть обязательное разблокирование Приднестровья, как со стороны Молдавии, так и со стороны Украины. Эти меры назрели, поскольку ситуация в ПМР ухудшается с каждым днём.
«СП»: — Провокации, которые Молдавия регулярно устраивает в отношении россиян, включая запрет на въезд в страну вице-премьера Дмитрия Рогозина, говорит о том, власти этой страны чувствуют поддержку Запада. Насколько вероятно, что в случае введения санкций со стороны России, Евросоюз каким-то образом компенсирует Кишинёву убытки?
— Евросоюз никогда не спешит выступать в роли благотворителя. Основным покупателем сельхозпродукции у Молдавии остаётся Россия. ЕС не будет ничего покупать у Молдавии, а тем более оплачивать её убытки.
Я думаю, наглость тех, кто не пускает в страну российских политиков, журналистов и деятелей культуры обусловлена вовсе не тем, что они уверены в экономической помощи Запада. Многие из русофобских политиков замешаны в самой грязной коррупции, они понимают, что при смене политического курса, их просто посадят в тюрьму. Поэтому они из последних сил пытаются держаться за власть. В какой-то степени они чувствуют поддержку своим действиям против ПМР со стороны Румынии. И Украина, чтобы навредить России, с удовольствием идёт на то, чтобы обострить ситуацию.
«СП»: — Согласно статистике, примерно треть жителей ПМР — этнические украинцы. Это больше ста тысяч человек. Киев не смущает, что могут пострадать соотечественники?
— Киевский режим не смущает, что страдают и гибнут под обстрелами ВСУ сотни этнических украинцев в Донбассе. А когда идёт речь не о гражданах Украины, которые не смогут голосовать за них на выборах, им наплевать вдвойне. Пётр Порошенко продолжает оставаться орудием американского влияния. А уж в Вашингтоне никогда не были озабочены тем, что на постсоветском пространстве сотня-другая тысяч людей потеряет средства к существованию или даже погибнет.
«СП»: — Недавно в очередной раз прозвучало требование вывести российских миротворцев из России. Есть ли правовые механизмы, с помощью которых Молдавия может вынудить Россию вывести своих миротворцев?
— Молдавия в одностороннем порядке не может добиться вывода российских миротворцев. Поскольку является лишь одной из сторон. Конечно, Кишинёв может настоять на том, чтобы Совбез ООН рассмотрел данный вопрос. Но там у нас, как известно, право вето. Кстати, уже довольно долгое время личный состав миротворческих сил в ПМР набирается из местных жителей. Из России там служат только офицеры. Молдавские власти всеми силами стараются затруднять ротацию этих офицеров. И Россия вынуждена продлевать им срок службы в ПМР, поскольку, если они выезжают из зоны замороженного конфликта, то вернуться им крайне сложно.
— С самого начала было ясно, что Приднестровье — это та болевая точка России, на которую попытается надавить Запад, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. - Однако соответствующие органы российской власти, в частности, Россотрудничество пытались делать вид, что всё нормально, раз ситуация не обостряется, то нечего и придумывать что-то. На мой взгляд, никакого чётко продуманного плана на случай резкого обострения ситуации в Приднестровье у российского руководства не существует. Хотя ПМР, по сути, пророссийский анклав в Европе, который окружён откровенно недружественными России государственными режимами. На мой взгляд, как раз сценарий, применённый Западом для уничтожения Сербской Краины, для ПМР куда более актуален, чем для Донбасса. Поскольку у России крайне ограничены рычаги влияния на ситуацию в этом регионе. И если в данной ситуации ПМР военным или политико-экономическим путём будет уничтожена, это станет серьёзным геополитическим поражением России, которое аукнется нам во многих сферах.
Я думаю, что России надо более эффективно пытаться работать с молдавской элитой, находить пророссийски настроенных её представителей, которые могли бы постепенно изменить политику Молдавии в отношении России или, по крайней мере, способствовать тому, чтобы ситуация с непризнанной Приднестровской Молдавской Республикой не обострялась. Пока что мы видим, что ставка на президента Молдавии Игоря Додона не оправдывает себя. Этот политик не имеет политического веса, и пока не очень успешно набирает его.
«СП»: — Имеет ли России смысл вводить экономические санкции против Молдавии?
— В случае резкого обострения ситуации это делать необходимо. Однако пока надо действовать осторожно, я бы сказал избирательно. Нужны точечные санкции против отдельных представителей молдавской элиты. А, скажем, какие-то ограничительные меры против десятков и сотен тысяч трудовых мигрантов из Молдавии только оттолкнут этих людей от России. Как показывает практика, именно эти люди голосуют за пророссийских кандидатов во власти.