Турецкая республика снова демонстрирует отсутствие понятного внешнеполитического курса. Ее поведение на международной арене можно трактовать как непредсказуемое.
У этой страны есть традиционные союзники, с которыми состоит в НАТО, но последние несколько лет она находится в состоянии легкой конфронтации с рядом этих партнеров. Например, Анкара игнорирует мнение США и закупает российское оружие. Если же взять Европу, то тут все еще более запутано. Германия как лидер Европейского союза неоднократно демонстрировала свое чуть ли не враждебное отношение к Турции. Исходя из этого, можно сделать несколько выводов. Во-первых, Турция при Реджепе Тайипе Эрдогане сильно поменяла стратегию внешней политики. До него, и некоторое время при нем, Анкара была обычным азиатским государством, строго придерживающимся проевропейских взглядов. Но с момента реального восхождения нынешнего президента Турция изменилась. Теперь ее «в Европе стало больше», если говорить словами одного из авторов известной французской газеты «Le Monde». Да, сегодня ЕС возлагает большие надежды на эту чуждую ему Турцию. Именно она помогает сдерживать миграционный кризис в рамках допустимого. Тем не менее, наличие подобных договоренностей между Брюсселем и Анкарой никак не мешает Эрдогану отказываться от многолетней мечты турецких политиков — вхождение в состав Европейского союза. При этом он, кажется, делает все, чтобы отвести себя подальше от реализации давнего замысла. Он сурово наказывает тех, кто, по его мнению, причастен к попытке государственного переворота, который произошел в июле прошлого года. Он грозит ввести смертную казнь. Он жестко борется с оппозицией, особенно с теми, кто являются сторонниками идей проповедника Фетхуллаха Гюлена. Наконец он позволяет себе резкие высказывания в адрес европейских политиков и государств. В общем, на основании всего этого можно сказать, что внешняя политика Турции не поддается стандартному прогнозированию.
Аналогичным образом складываются отношения Анкары с Москвой. Сбитый российский самолет стал причиной серьезного политического конфликта во взаимоотношениях сторон. Но после извинений со стороны турецкого руководства начался процесс нормализации, однако эта нормализация имеет весьма странный характер. Периодически появляются поводы говорить об очередном «ударе в спину». Да, Анкара позволяет себе крайне странные вещи. Например, после того, как Путин и Эрдоган договорились налаживать сотрудничество, Турция вдруг запретила принимать суда из Крыма. Потом она ввела пошлины для ввозимого из РФ зерна. Эти ограничения удавалось преодолевать без видимого вреда для взаимосвязей между странами. Тем не менее, этого хватило, чтобы в РФ к Турции сложилось крайне неоднозначное отношение.
Вот и сейчас все повторяется. Анкара объявила, что больше не будет принимать суда, посещавшие крымские порты. Ограничение касается абсолютно всех кораблей, независимо от того, под каким флагом они совершают рейс. Что это? Давление на Москву? Или попытка уважить западных партнеров? Найти ответ на этот вопрос мы попытались у турецкого эксперта по морскому праву Селами Курана.
«СП»: — Почему Турция перестала принимать корабли из портов Крыма?
— С точки зрения международного права, в этом нет ничего удивительного. Посещение портов Крыма противоречит этому праву, потому что Украина уже давно приняла подобный закон. Это территория юридически принадлежит ей, так считает Турция и другие страны. Хочу заметить, что это произошло почти сразу после визита Реджепа Эрдогана на Украину. Как я знаю, Украина давно выражала свое недовольство тем, что между Турцией и Крымом имеется регулярное сообщение. Бывали даже случаи, когда небольшие суда арестовывались. Причем делалось это на территории третьих государств, так как законодательно это допустимо. Я уверен, что президент Украины обратил внимание своего гостя на эту ситуацию.
«СП»: — Разве это не навредит отношениям с Россией? Или сотрудничество с Украиной важнее для Турции?
— Я не хочу говорить такими определениями, потому что в политике и экономике бывают разные приоритеты. Надо понимать, что сама Россия является сверхдержавой и ее влияние на процессы, в том числе и морские, большое. Также с точки зрения экономики, Турция не должна прекращать торговлю и сотрудничество с Россией. Это большой рынок, который приносит и принесет в будущем миллиарды долларов. Насчет Украины надо сказать, что она представляет определенную важность для Турции и некоторых других стран. Конечно, экономические проекты не настолько масштабны, но и они важны. Но не в этом главная причина разногласий РФ и Турции. На стороне Украины в вопросе морского сообщения с Крымом находятся главные политические и экономические друзья Турции, мы не можем игнорировать их мнение. С другой стороны, хочу заметить, что отказать украинскому президенту в его просьбе было бы неуважительно. Это недипломатично.
«СП»: — Как долго будет действовать этот запрет?
— Я думаю, что эта мера будет существовать недолго. Я уверен, что даже сейчас есть механизмы для того, чтобы обойти ее. Многие суда будут продолжать беспрепятственно заходить в турецкие порты после посещения Крыма. Многие суда склонны к манипуляциям с автоматической идентификационной системой, так что очень сложно проверить, как выполняется данное ограничение. Возможно, оно будет существовать исключительно юридически, но я так не думаю. Некоторым кораблям точно будет отказано, но так надо для дипломатии. Еще надо учесть, что таким методом турецкое руководство желает воздействовать на Россию. Возможно, эта мера связана с тем, что до сих пор действует запрет на ввоз томатов из Турции.