К каким последствиям для белорусского лидера приведет интрижка с Брюсселем - «Политика» » Новости Дня Сегодня
К каким последствиям для белорусского лидера приведет интрижка с Брюсселем - «Политика» 12:01 Четверг 0 372
19-10-2017, 12:01

К каким последствиям для белорусского лидера приведет интрижка с Брюсселем - «Политика»



На прошлой неделе несколько российских и зарубежных СМИ сообщили о том, что Брюссель разрешил президенту Белоруссии Александру Лукашенко принять участие в саммите «Восточное партнерство», который пройдет 24 ноября. Официальный Минск пока не подтверждает эту сенсационную информацию. Если она окажется правдой, то «последний диктатор Европы» впервые удостоится такой «чести».


Забегая вперед, ряд политических обозревателей заговорили о грядущем визите белорусского лидера как о неизбежном событии, хотя не исключено, что Лукашенко еще не принял окончательное решение. Появление Батьки в Брюсселе станет символичным выходом из международной изоляции и откроет новую страницу в истории отношений Белоруссии с Западным миром.


Судя по публикациям в провластных белорусских СМИ, Минск начал подготовку к саммиту «Восточное партнерство» с весны-лета 2017 года. 17 октября с рабочим визитом в Белоруссию приедет комиссар по Европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан. 10 октября белорусские депутаты провели встречу с тремя делегатами из Польши, Швеции и Нидерландов, которые курируют проблематику «Восточного партнерства».


«Восточное партнерство» — это проект ЕС, который объединяет шесть постсоветских государств: Украину, Молдавию, Азербайджан, Армению, Грузию и Белоруссию. Данное сообщество существует с 2009 года. Нынешний саммит в Брюсселе будет пятым по счету.


Все эти годы Минск играл второстепенную роль в «Восточном партнерстве». До текущего момента белорусским дипломатам давали понять о том, что участие в саммитах Лукашенко нежелательно.


Подобное отношение к Батьке было вызвано давней ссорой. Западу пришелся не по душе состоявшейся в далеком 1996 году референдум, который расширил полномочия президента. Именно после этого плебисцита появилась поговорка: «Референдум — оружие диктатора». В 2006 году ЕС ввел санкции против Лукашенко и представителей высшей бюрократии. Им запретили въезжать в Европу, а все счета и активы были заморожены.


В 2011 году санкционный режим распространился на двух детей белорусского лидера — Виктора и Дмитрия Лукашенко. Это был чувствительный укол для президента. Ведь в Европе и США нередко учатся дети из стран-изгоев, например, из Северной Кореи.


Простым белорусам осложнили жизнь экономические санкции. Первые ограничительные меры, затронувшие торгово-экономическое сотрудничество, были введены в 2006 году. С 2011 году в отношении Минска действует оружейное эмбарго. Поводом для введения санкций являются обвинения в нарушениях прав человека и в проведении репрессий против инакомыслящих.


На первый взгляд, персональные санкции и попытки изоляции должны были подтолкнуть Минск в объятия России. В 2000-е годы Москва превратилась в фактического донора белорусской экономики и единственного поставщика вооружений. Однако двусторонние отношения сопровождали регулярные склоки по экономическим вопросам, а Батька продолжал разглагольствования о полной независимости «маленькой, но гордой Беларуси» от огромной России.


В российском обществе сложились два основных стереотипа о Лукашенко. Первый — заключается в том, что Батька крепкий хозяйственник. Смысл второго — сводится к тому, что Минск является верным союзником Москвы, а потому братьям-белорусам не грех помогать.


Так вот, итогом 25-летнего правления «суперпрезидента» стала деградация национальной промышленности и финансовой сферы. С ужесточением в 2011 году санкций Белоруссия испытывает хронические проблемы со сбытом продукции и поддержанием курса валюты. Около 20-30% трудоспособного населения республики работают за рубежом.


Выходом из тупика является отмена санкционного режима, либо дополнительные многомиллиардные вливания из Москвы. В Брюсселе прекрасно понимают положение «партнера», и играют на стремлении Минска избавиться от душащих страну ограничительных мер.


Смягчение конфронтации удивительным образом началось в период небывалого роста противоречий между Западом и РФ. 30 октября 2014 года Евросоюз снял санкции с 24 граждан и семи предприятий. С тех пор Минск не сталкивался с новыми ограничениями.


Белорусские власти «по-тихому» отпускают из тюрем оппозиционеров, и пожинают пока скромные плоды потепления отношений с ЕС. В частности, Лукашенко получил возможность посещать европейские страны (в 2017 году президент посетил Италию), хотя де-факто он по-прежнему остается персоной нон-грата.


Несмотря на сохраняющийся холодок, лед в европейско-белорусских отношениях определенно тронулся. Сейчас Минск добивается полной отмены санкций и упрощения визового режима. В конце октября текущего года Брюссель должен принять решение по продлению существующих ограничительных мер. Эксперты прогнозируют, что Евросоюз сократит часть санкций, но на полную отмену не пойдет.


Стоит ли Москве беспокоится по поводу попадания Минска в сферу влияния Брюсселя? Белоруссия — одно из немногих по-настоящему суверенных государств на мировой карте. Однако 10-миллионная страна чрезвычайно сильно зависит от российских ресурсов. Налаживание контактов с ЕС позволит исправить эту «диспропорцию».


Без сомнения, подобный баланс будет отвечать интересам Лукашенко, который всегда старался сохранить дистанцию в отношениях с Москвой. На протяжении четверти века граждан Белоруссии приучают к мысли о том, что их родина является особенной частью западной цивилизации (в пример приводится пребывание в составе Великого княжества Литовского). В центре Минска католических храмов ничуть не меньше, чем православных.


Таким образом культурная и идейная почва для отторжения Белоруссии от России уже создана. Однако Лукашенко пытается не перегнуть палку, заигрывая с прозападным национализмом. После участия в Брюссельском саммите Батька вряд ли не будет во всем идти на поводу ЕС, и с большой вероятностью не отступиться от своей главной задачи — сохранять пресловутый баланс.


В федеральных СМИ можно часто встретить утверждения о том, что цель политики Евросоюза — перетащить на свою сторону «маленькую, но гордую» Белоруссию. Режим Лукашенко на этом пути является слишком явным препятствием и потому, заманивая Батьку в Брюссель, европейцы готовят его свержение. Несмотря на кажущуюся банальность и некоторую конспирологичность, подобный взгляд больше всего напоминает реальность.


Исторический опыт существования авторитарных режимов свидетельствует о том, что с исчезновением правителя наступает крах государственности. Москву не может устраивать строптивость Лукашенко, однако в Кремле осознают его безальтернативность. С уходом Батьки Белоруссия рискует окончательно превратиться в русофобскую страну.


Европейцам тоже не нравится неподконтрольный Лукашенко, но они не видят причин для сохранения его режима. Грядущий визит в Брюссель — это отнюдь не триумф белорусского лидера. С одной стороны, участие в саммите позволит выйти из дипломатической изоляции, с другой — Батька, встречая улыбки «партнеров» не должен забывать, что играет с огнем.


Полноценное членство в «Восточном партнерстве» лишит Лукашенко инструментов давления на националистов, правозащитников и НКО, существующих на западные гранты. У президента Белоруссии заметно сузится пространство для маневра по борьбе с оппозицией, и в критический момент этот фактор может сыграть решающую роль.


На прошлой неделе несколько российских и зарубежных СМИ сообщили о том, что Брюссель разрешил президенту Белоруссии Александру Лукашенко принять участие в саммите «Восточное партнерство», который пройдет 24 ноября. Официальный Минск пока не подтверждает эту сенсационную информацию. Если она окажется правдой, то «последний диктатор Европы» впервые удостоится такой «чести». Забегая вперед, ряд политических обозревателей заговорили о грядущем визите белорусского лидера как о неизбежном событии, хотя не исключено, что Лукашенко еще не принял окончательное решение. Появление Батьки в Брюсселе станет символичным выходом из международной изоляции и откроет новую страницу в истории отношений Белоруссии с Западным миром. Судя по публикациям в провластных белорусских СМИ, Минск начал подготовку к саммиту «Восточное партнерство» с весны-лета 2017 года. 17 октября с рабочим визитом в Белоруссию приедет комиссар по Европейской политике соседства и переговорам о расширении ЕС Йоханнес Хан. 10 октября белорусские депутаты провели встречу с тремя делегатами из Польши, Швеции и Нидерландов, которые курируют проблематику «Восточного партнерства». «Восточное партнерство» — это проект ЕС, который объединяет шесть постсоветских государств: Украину, Молдавию, Азербайджан, Армению, Грузию и Белоруссию. Данное сообщество существует с 2009 года. Нынешний саммит в Брюсселе будет пятым по счету. Все эти годы Минск играл второстепенную роль в «Восточном партнерстве». До текущего момента белорусским дипломатам давали понять о том, что участие в саммитах Лукашенко нежелательно. Подобное отношение к Батьке было вызвано давней ссорой. Западу пришелся не по душе состоявшейся в далеком 1996 году референдум, который расширил полномочия президента. Именно после этого плебисцита появилась поговорка: «Референдум — оружие диктатора». В 2006 году ЕС ввел санкции против Лукашенко и представителей высшей бюрократии. Им запретили въезжать в Европу, а все счета и активы были заморожены. В 2011 году санкционный режим распространился на двух детей белорусского лидера — Виктора и Дмитрия Лукашенко. Это был чувствительный укол для президента. Ведь в Европе и США нередко учатся дети из стран-изгоев, например, из Северной Кореи. Простым белорусам осложнили жизнь экономические санкции. Первые ограничительные меры, затронувшие торгово-экономическое сотрудничество, были введены в 2006 году. С 2011 году в отношении Минска действует оружейное эмбарго. Поводом для введения санкций являются обвинения в нарушениях прав человека и в проведении репрессий против инакомыслящих. На первый взгляд, персональные санкции и попытки изоляции должны были подтолкнуть Минск в объятия России. В 2000-е годы Москва превратилась в фактического донора белорусской экономики и единственного поставщика вооружений. Однако двусторонние отношения сопровождали регулярные склоки по экономическим вопросам, а Батька продолжал разглагольствования о полной независимости «маленькой, но гордой Беларуси» от огромной России. В российском обществе сложились два основных стереотипа о Лукашенко. Первый — заключается в том, что Батька крепкий хозяйственник. Смысл второго — сводится к тому, что Минск является верным союзником Москвы, а потому братьям-белорусам не грех помогать. Так вот, итогом 25-летнего правления «суперпрезидента» стала деградация национальной промышленности и финансовой сферы. С ужесточением в 2011 году санкций Белоруссия испытывает хронические проблемы со сбытом продукции и поддержанием курса валюты. Около 20-30% трудоспособного населения республики работают за рубежом. Выходом из тупика является отмена санкционного режима, либо дополнительные многомиллиардные вливания из Москвы. В Брюсселе прекрасно понимают положение «партнера», и играют на стремлении Минска избавиться от душащих страну ограничительных мер. Смягчение конфронтации удивительным образом началось в период небывалого роста противоречий между Западом и РФ. 30 октября 2014 года Евросоюз снял санкции с 24 граждан и семи предприятий. С тех пор Минск не сталкивался с новыми ограничениями. Белорусские власти «по-тихому» отпускают из тюрем оппозиционеров, и пожинают пока скромные плоды потепления отношений с ЕС. В частности, Лукашенко получил возможность посещать европейские страны (в 2017 году президент посетил Италию), хотя де-факто он по-прежнему остается персоной нон-грата. Несмотря на сохраняющийся холодок, лед в европейско-белорусских отношениях определенно тронулся. Сейчас Минск добивается полной отмены санкций и упрощения визового режима. В конце октября текущего года Брюссель должен принять решение по продлению существующих ограничительных мер. Эксперты прогнозируют, что Евросоюз сократит часть санкций, но на полную отмену не пойдет. Стоит ли Москве беспокоится по поводу попадания Минска в сферу влияния Брюсселя? Белоруссия — одно из немногих по-настоящему суверенных государств на мировой карте. Однако 10-миллионная страна чрезвычайно сильно зависит от российских ресурсов. Налаживание контактов с ЕС позволит исправить эту «диспропорцию». Без сомнения, подобный баланс будет отвечать интересам Лукашенко, который всегда старался сохранить дистанцию в отношениях с Москвой. На протяжении четверти века граждан Белоруссии приучают к мысли о том, что их родина является особенной частью западной цивилизации (в пример приводится пребывание в составе Великого княжества Литовского). В центре Минска католических храмов ничуть не меньше, чем православных. Таким образом культурная и идейная почва для отторжения Белоруссии от России уже создана. Однако Лукашенко пытается не перегнуть палку, заигрывая с прозападным национализмом. После участия в Брюссельском саммите Батька вряд ли не будет во всем идти на поводу ЕС, и с большой вероятностью не отступиться от своей главной задачи — сохранять пресловутый баланс. В федеральных СМИ можно часто встретить утверждения о том, что цель политики Евросоюза — перетащить на свою сторону «маленькую, но гордую» Белоруссию. Режим Лукашенко на этом пути является слишком явным препятствием и потому, заманивая Батьку в Брюссель, европейцы готовят его свержение. Несмотря на кажущуюся банальность и некоторую конспирологичность, подобный взгляд больше всего напоминает реальность. Исторический опыт существования авторитарных режимов свидетельствует о том, что с исчезновением правителя наступает крах государственности. Москву не может устраивать строптивость Лукашенко, однако в Кремле осознают его безальтернативность. С уходом Батьки Белоруссия рискует окончательно превратиться в русофобскую страну. Европейцам тоже не нравится неподконтрольный Лукашенко, но они не видят причин для сохранения его режима. Грядущий визит в Брюссель — это отнюдь не триумф белорусского лидера. С одной стороны, участие в саммите позволит выйти из дипломатической изоляции, с другой — Батька, встречая улыбки «партнеров» не должен забывать, что играет с огнем. Полноценное членство в «Восточном партнерстве» лишит Лукашенко инструментов давления на националистов, правозащитников и НКО, существующих на западные гранты. У президента Белоруссии заметно сузится пространство для маневра по борьбе с оппозицией, и в критический момент этот фактор может сыграть решающую роль.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl