Неужели свободолюбивые жители солнечной Каталонии всерьез полагали, что независимость дастся им так просто и быстро? На референдум сходили, «за» проголосовали, дождались-таки провозглашения этой самой независимости, а свобода – странное дело! - все дальше и дальше.
И пока глава Каталонии Карлес Пучдемон (уже бывший) призывает к «демократическому» сопротивлению, Мадрид упраздняет автономию региона и готовит массовые аресты.
В самом деле, это вам не какой-то Донбасс – это же Испания, Европа! Здесь независимость так просто не добыть. Впрочем, и разбираться с «сепаратистами» тоже, при случае, придется долго и нудно.
Это Киев мог послать на безоружный Луганск авиацию, а затем начать полномасштабную войну, стыдливо называемую АТО – чтобы, наверное, европейцам было проще объяснить, чем это таким киевская власть на юго-востоке страны занимается. Мадрид такого позволить себе не может, и это, пожалуй, главный аргумент в пользу того, что Украине до Европы как человечеству до колонизации Марса. Хотя терпение испанских властей, похоже, начинает сдавать, и они рискуют наломать дров.
В минувшую пятницу парламент Каталонии все же принял декларацию о независимости, которая, напомним, должна была быть принята еще в самом начале октября, сразу после референдума.
Однако глава автономии притормозил провозглашение Каталонии вольным государством, предложив Испании диалог. Можно было подумать, что каталонцы пошли на попятную, а Мадриду оставалось лишь протянуть руку, поговорить…
Пауза в провозглашении независимости была красивым жестом, но напрасным: Испания с самого начала заявляла, что никаких переговоров с «сепаратистами» не будет. Пучдемон напрасно призывал Мадрид сесть за стол переговоров и обсудить будущее автономии. Поняв, что фокус не удался, 27 октября Пучдемон на заседании каталонского парламента все же поставил декларацию о независимости на голосование.
В этот раз былого единства в рядах парламента Каталонии не было и в помине. Момент торжества каталонской независимости был безвозвратно упущен в тот самый момент, когда Пучдемон еще 10 октября просил парламент приостановить «процесс обретения самостоятельности с тем, чтобы выстроить диалог с Мадридом при участии европейских посредников и избежать насилия».
Люди, которые вышли тогда на улицы в ожидании судьбоносного заявления, не могли сдержать разочарования. «Жест щедрости и ответственности» подорвал веру у сторонников свободной Каталонии, и вот прошло совсем немного времени – и уже каталонские депутаты спорят до хрипоты, уходить ли от испанцев или все же остаться. А на улицы Барселоны в воскресенье вышел почти миллион человек. Как думаете, какие лозунги они выкрикивали? «Единая Испания», «Нет независимости».
Самый важный вопрос до недавнего времени был в том, кто первый применит насилие: Мадрид в борьбе с мятежным регионом или в самой Каталонии найдутся радикальные группировки, решившие отделяться, так сказать, по живому. К счастью, кровь на улицах пока не лилась, однако есть большая доля вероятности, что ареной противостояния станет тот самый парламент Каталонии, причем в прямом смысле.
После окончательного провозглашения независимости власти Испании повелели распустить парламент и правительство Каталонии и провести 21 декабря этого года внеочередные парламентские выборы.
Одновременно с этим испанский парламент решил лишить Каталонию автономии, применив одну из норм Конституции, как раз для подобных случаев. Формально в Каталонии отныне введено внешнее управление, назначен даже новый управляющий регионом - Сорайя Сантос де Сантамария. Был назначен и новый глава каталонской полиции, а также генеральный секретарь внутренних дел.
Прежним представителям властей Каталонии теперь грозят аресты, а против Пучдемона испанские власти готовят уголовное дело за мятеж и узурпацию власти. Если парламент Каталонии решит не сдаваться – с ним вполне может случиться то же самое, что и с российским Домом правительства в 1993 году. Мадрид уже показал, что готов действовать не только демократическими методами, но и применять силу, как это было во время столкновений с полицией во время проведения референдума о независимости Каталонии. Теперь самый важный вопрос - в том, услышит ли Мадрид призывы европейских стран не применять насилие и решить дело миром.