Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Дарья Митина
Павел Родькин
Депутат Госдумы от КПРФ Валерий Рашкин обратился в ФСБ, Генпрокуратуру и Следственный комитет России с просьбой проверить мэрию Москвы из-за закупок на Украине гранита для программы благоустройства «Моя улица». Об этом сообщает «Дождь» со ссылкой на запрос депутата. По мнению депутата, такие закупки являются финансированием военной агрессии Киева против Донбасса.
О закупках депутат узнал из публикации «Медузы», в которой проводилось расследование, выяснившее, что при благоустройстве улиц и парков в столице было уложено больше гранита, чем всего добывают в России. Оказалось, что из-за недостатка отечественного камня для «Моей улицы» гранит закупается, в том числе, в Китае и на Украине. Рашкин убежден, что столичная мэрия, закупая материалы в Украине, «тем самым способствует притоку денежных средств в бюджет этой страны».
«Я, конечно, понимаю, бизнес-бизнесом, но не до такой же степени», — подчеркнул парламентарий. «На Украине траты на армию с 2013 г. возросли более чем в четыре раза. Уйма средств тратится на „антитеррористическую“ операцию».
Он напомнил, что в результате боевых действий ВСУ погибают в том числе российские добровольцы, которые участвуют в конфликте на стороне ДНР и ЛНР. По его словам, они погибают от пуль, производство или покупка которых, пусть и частично, но оплачена из московского бюджета.
— Я не думаю, что нужно осуждать политика за самопиар, — комментирует инициативу главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов. — Это естественно. Но плитка достала, и тут каждое лыко в строку.
— Знаете, проехав по Польше, я обнаружил что сейчас во всех польских деревнях идет реконструкция дорог с зауживанием проезжей части, нанесением абсолютно шизофренической разметки и конечно же неизбежной плиточкой. Так я теперь знаю, что Собянин хочет сделать из Москвы — польскую деревню! Ну а если в этом замешана еще и Украина — остается поздравить украинских диверсантов с большим успехом. Это вам не поезда под откос пускать и не газопроводы взрывать — это настоящий ущерб, удар в самое сердце.
«СП»: — Почему Украина? Не у кого больше купить?
— На Украине есть собственный камень неплохого качества, давно налажена его добыча и обработка. Раньше он шел в основном на надгробия и тому подобное. Соберетесь помирать — делайте это на Украине, там очень хорошие надгробия по очень хорошей цене. Но теперь этот промысел выходит на совершенно новый уровень — теперь вся Москва будет выглядеть как украинское кладбище… И думаю, что благодаря абсолютно дармовому труду, Украина еще долго будет держать монопольно низкие цены на этот камень.
«СП»: — А Украине не «западло» продавать «стране-агрессору»? Почему молчат их «патриотические активисты»?
— Украинские патриоты очень рациональны, когда дело касается денег. Например, пока не пустили дополнительные мощности на своих АЭС, не заикались об отказе от поставок электроэнергии в Крым. А как только свели свой энергобаланс, тут же начали истерику с обрубанием ЛЭП и прочим. Пока потребление газа шло с дефицитом, молчали про газопроводы, а как только окончательно угробили потребление газа промышленностью и сильно поджали население — тут же начали «давить на газ». Почему наши так не могут? Видимо, денег хотят больше, чем Родины. Я так понимаю. Давно надо было прекратить любые сношения с этим государством. У нас буржуазная диктатура или что? Но это какая-то странная диктатура — когда надо посадить студентов или мальчишек-блогеров, то диктатура. А когда нужно ударить кого-то по карману — то гнилая либеральная демократия. Я напомню, что еще в 2015-м поставляли комплектующие для украинского ВПК. Ополченцев Донбасса обстреливали из танков, на которых стояли российские двигатели. И я до сих пор не знаю, где берут патроны украинские войска — хлопок там вроде бы не растет, пороховой завод единственный в Шостке, и неизвестно, на каком он вообще сырье работает? Не самолетами же хлопок из Средней Азии доставляют на Украину… И патронный завод остался в Луганске. Так откуда патроны? Так что на таком фоне украинский камень выглядит еще довольно-таки невинно.
«СП»: — Получит ли дело резонанс? Каковы будут результаты проверки СКР?
— Резонанс дело получает в это самое время, когда мы его озвучиваем. Но у нас умеют не обращать внимания на общественное мнение, увы. Каковы будут результаты проверки? Они могут быть вообще любыми. Я видел запросы в прокуратуру, где четко «светили» сроки, но прокуратура «не усматривала». И в то же время видел приговоры на пустом месте. Рашкин — депутат, и просто так отмахнуться от его запросов довольно трудно. Трудно, но можно.
«СП»: — Покупая у Украины, мы поддерживаем братский украинский народ в независимости от власти и все-такое? Или просто бизнес, ничего личного?
— Я думаю, что братскому украинскому народу от сделок с правительством Москвы мало, что перепадает. Фермеры с Херсонщины второй год гноят урожай, а крымчане покупают втридорога кубанские и ростовские продукты, и никого не волнует ни братский украинский народ, ни наш собственный крымский. С чего вдруг такая забота о каменотесах?
— Остатки советского наследия на Украине настолько мощны, что даже сегодня в ситуации ее системной деиндустриализации украинская экономика может предложить продукцию низкого передела, сырье, низкотехнологичную продукцию по более низким ценам, чем в той же России, — напоминает доцент НИУ ВШЭ, член Зиновьевского клуба МИА «Россия сегодня» Павел Родькин.
— С точки зрения бизнеса такое сотрудничество очень выгодно. Кроме того, Украина всегда была интересна российскому бизнесу.
«СП»: — Насколько такие закупки этичны? Уместно ли сравнение с закупками у Германии во время войны? Прав ли депутат в оценке таких закупок как финансирования военной агрессии Киева?
— Проблема бизнес-этики всегда стоит остро в ситуациях политических кризисов, причем в первую очередь для общества, а не бизнеса. Бизнес всегда позиционирует себя вне политики и руководствуется исключительно коммерческими интересами, связанными с прибылью, такой же подход воспроизводится сегодня и в российской экономической политике, что также часто вызывает непонимание и возмущение в обществе (например, в случае закупки американских гособлигаций).
Впрочем, объективно, Россия не объявляла войну Украине, ни в экономической ни в какой другой сферах, напротив, именно Украина пытается разорвать все отношения с Россией. Так что с точки зрения чистой экономики этического конфликта нет совсем. Другое дело, что нет и политической определенности, которая и порождает такую двусмысленность и этические противоречия.
«СП»: — К чему, по-вашему, может привести проверка СКР?
— Предметом проверки СКР является нарушение условий или процедур закупки, ценообразования и т. д. Все другие претензии являются сугубо политическими, лежат в сфере общественно-политического или этического конфликта, что требует привлечения совсем других государственных или политических институтов. Однако сегодня российские политики для привлечения внимания как к определенным темам, так и своим персонам очень полюбили обращаться для решения политических вопросов в силовые ведомства.
«СП»: — Вызовет ли эта тема резонанс? На Украине вон любые закупки в России вызывают дикую истерику «активистов»…
— Россия выгодно отличается от сегодняшней Украины отсутствием истерик и сохранением, насколько это возможно, прагматичного подхода. Кроме того, в обществе накопилась определенная усталость от «украинской темы» и нечувствительность к ней нарастает. В любом случае прежде чем остро реагировать на подобные новости полезно посмотреть в украинское «зеркало», чтобы не скатится в точно такой же опасный популизм, негативную политизацию в таком, действительно, сложном и потенциально опасном вопросе.
По мнению экс-депутата Госдумы от КПРФ и экс-представителя ДНР в Москве Дарьи Митиной, с точки зрения мoрали и здравoгo смысла Рашкин сoвершеннo прав — закупка гранита и вooбще чегo бы-тo ни былo, oзначает кoсвенную пoлитическую и абсoлютнo прямую экoнoмическую пoддержку киевскoй хунты и её преступнoй пoлитики.
— С другoй стoрoны, oсновным внешнепoлитическим принципoм нынешней Рoссии является прагматизм («деньги не пахнут»), а судя пo тoму, чтo у нас есть целый Специальный представитель президента Российской Федерации по торгово-экономическим связям с Украиной, лoгичнo предпoлoжить, чтo и сами такoвые связи в наличии. В 2016 году товарооборот России с Украиной, например, составил 10.31.008.728 долл. США, уменьшившись всегo на 31,64% по сравнению с 2015 годом.
Чтo касается плитки, тo впoлне oчевиднo, чтo свoй частный бизнес-интерес блюдут не тoлькo федеральные рoссийские пoлитики, нo и мocкoвские власти. Нo у коммунистов есть шанс прищучить дельцoв и тoргoвцев сoвестью из мoскoвскoй мэрии. Например, раскрутив и дoведя дo прoкурoрскoй прoверки сюжет с oбстoятельствами такoй закупки. Чтo-тo мне пoдсказывает, например, чтo закупка эта oсуществляется в нарушение закoнoдательства без сooтветствующих тендерoв — вряд ли украинские кoмпании легальнo участвoвали бы в такoм тендере. Дарю идею безвoзмезднo, тo есть дарoм.