Материал комментируют:
Константин Сивков
Михаил Александров
В среду, 8 ноября, Конгресс США принял решение выделить $ 4,6 млрд. на «противодействие» России в Европе. Сумма заложена в ряд статей законопроекта о бюджете минобороны страны на 2018 финансовый год (начался 1 октября), который согласовали комитеты по делам вооруженных сил обеих палат.
Согласно документу, «$ 4,6 млрд. разрешается израсходовать на реализацию „Инициативы по сдерживанию в Европе“ с целью укрепить уверенность союзников по НАТО» и усилить военный потенциал США в Европе.
Из этой суммы $ 350 млн. могут быть потрачены на военную помощь Украине. Правда, поначалу глава Пентагона сможет израсходовать лишь $ 175 млн. — пока не заверит Конгресс, что Киев провел реформы в оборонной сфере. В целом, Пентагон может воспользоваться этими фондами для отправки на Украину техники, оборудования, а также вооружений, в том числе, противотанковых. Законодатели также хотят обязать министра обороны и госсекретаря «разработать и применить стратегии» направленные против «угроз и влияния» со стороны РФ.
Еще $ 100 млн. отпущено на помощь Литве, Латвии и Эстонии для отражения «российской агрессии».
В документе, кроме того, упоминаются «повышенная военная активность России в Арктическом регионе и Средиземном море, а также нарушение Москвой Договора об открытом небе».
Ранее глава Комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд заявил, что по-прежнему считает Россию «главной экзистенциальной угрозой США». По мнению генерала, высказанному в ходе слушаний в Сенате, Москва в последние годы модернизирует все типы своих ядерных вооружений (наземного, воздушного и морского базирования) и наращивает возможности по противостоянию силам США и НАТО.
Одна из главных претензий Вашингтона — якобы невыполнение Россией Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) от 1988 года, что может привести к «недопустимому превосходству» Москвы в военной сфере. По мнению Пентагона, Россия, напомним, разрабатывает и тестирует ракету под натовским классификатором SSC-8, представляющую собой наземную версию крылатой корабельной ракеты «Калибр-НК». Она попадает в диапазон дальности от 500 до 5,5 тыс. км и, стало быть, запрещена по ДРСМД.
Законопроект о бюджете и политике Пентагона на 2018 финансовый год предусматривает «значительные меры в связи с нарушениями Россией ДРСМД, включая выделение $ 58 млн. на разработку военных вариантов» действий, которые будут противопоставлены «российским средствам, развернутым в нарушение» договора.
Законодатели настаивают на разработке США крылатых ракет наземного базирования, но не в нарушение соглашения. Кроме того, они требуют применения новых санкций в отношении России «за допущенные нарушения различных договоров и соглашений в сфере контроля над вооружениями».
Что стоит за решениями Конгресса, насколько серьезную угрозу создают они для России?
— США явно повышают свое внимание к восточно-европейскому региону, — отмечает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — Причем, решения Конгресса доказывают: ожидания, что президент Дональд Трамп пойдет на размен — на отказ от наращивания вооруженных сил в Европе в обмен на смещение позиций Москвы по Сирии и Ирану — не оправдались. На деле, американская элита закусила удила, и полным ходом идет на наращивание конфронтации с Россией.
С другой стороны, мы не видим слишком резких движений со стороны Америки. Напомню, что США изначально планировали выделить $ 3 млрд. на развертывание военной инфраструктуры в Европе, но теперь подняли планку до $ 4,6 млрд. На мой взгляд, это означает усиление давления на Россию, но такое усиление не является критичным.
С учетом инфляции и роста незапланированных расходов, какого-то форсирования военных планов США на европейском направлении я пока не вижу.
«СП»: — Насколько существенную военную помощь США готовы предоставить Украине?
— Американцы, как мы видим, не пошли на значительное увеличение военных ассигнований Киеву. Это вписывается в концепцию Вашингтона, согласно которой все союзники и клиентские государства должны обеспечивать свою безопасность собственными силами, и тем самым защищать американские интересы за свой счет.
Замечу, в свое время президент США Ричард Никсон вел понятие «вьетнамизации» войны. Это означало, что власти Южного Вьетнама должны были, в основном, собственными силами организовывать оборону от Северного Вьетнама.
Трамп многое заимствует из политики Никсона. Мы это видим из его попыток стимулировать Россию к игре против Китая, а Китай — к игре против России. У Никсона это получилось, но не думаю, что Трампу удастся дважды войти в одну реку.
На европейском направлении, в том числе в отношении Украины, Трамп тоже пользуется приемчиками Никсона. Поэтому я не ожидаю усиления реальной военной помощи «незалежной».
На практике, $ 350 млн., которые сейчас выделяет Конгресс, достаточно для того, чтобы поддерживать украинскую военную машину в более-менее организованном состоянии, и избегать неконтролируемых изменений во внутриполитическом раскладе Украины. Это означает, что группа украинских военных руководителей, которые поддерживают президента Петра Порошенко (или поддержат любого другого, если на это будет «добро» Запада), будут получать от американцев достаточно большие деньги. И в случае необходимости именно они будут подавлять протестные выступления внутри страны.
Все это позволит США сохранять Украину как очаг напряженности и нестабильности на границах с Россией, и тем самым дестабилизировать ситуацию в самой РФ.
Замечу, на аналогичные цели пойдут и $ 100 млн., предназначенные Прибалтике: на поддержание военно-полицейского аппарата, на случай его использования для подавления выступлений русскоязычного населения.
«СП»: — Какие выводы из этого следует сделать России?
— Что конфронтация с США носит долгий и устойчивый характер. Раз так, нам необходимо самим наращивать военные группировки в Балтийском регионе, а также на границах с Украиной. Надо понимать: украинский вопрос придется рано или поздно решать, и иначе как силовым способом решить его невозможно.
В идеале, российская группировка вблизи границ с «незалежной» должна обеспечивать эффективный и быстрый разгром украинских вооруженных сил, плюс взятие под контроль ключевых точек Украины.
Рано или поздно, я считаю, украинские подразделения, при политической поддержке США, попытаются обострить ситуацию в Донбассе или даже выдвинуться в сторону Крыма. А там, глядишь, на эти территории попытаются вступить и силы НАТО — и тогда нам точно придется действовать.
«СП»: — Насколько эффективна стратегия США по выстраиванию военной инфраструктуры в Европе?
— Эта стратегия была принята еще на саммите НАТО в Уэльсе в 2014 году. Она изначально предусматривала размещение в Польше и Румынии координирующих штабов, плюс размещение четырех батальонных групп и сети складов.
Все это дает НАТО возможность быстрого наращивания группировки в Европе — одна из батальонных групп на территории Польши, как мы видим, уже превратилась в бригаду. Кроме того, сейчас натовцы активно реконструируют в Европе дороги, туннели и мосты, чтобы иметь возможность быстро перебрасывать военную технику из Германии в Польшу и Прибалтику.
И надо понимать: США будут укрепляться в Европе постепенно, чтобы не провоцировать ответных действий России, в том числе на Украине. Им нужно сначала создать ударный кулак, а уже потом продвигаться вперед. И если мы в ответ не будем наращивать собственную группировку на западном направлении, в перспективе мы утратим возможность эффективно обороняться от НАТО в Европе.
— США перешли от слов к непосредственным военным приготовлениям против России, — считает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук Константин Сивков. — Американцы создают в Европе военную инфраструктуру и развертывают штабы, но это не значит, что события будут развиваться по сценарию 1941 года. Америка, я считаю, делает ставку на разрушение России изнутри — через прозападные организации внутри страны, которые должны действовать по украинскому образцу.
В такой ситуации российскому руководству необходимо прежде всего нейтрализовать «пятую колонну». Плюс, изгнать из правительства РФ прозападный экономический блок и ограничить свободное движение капитала. Наконец, я глубоко убежден, в руководстве нашей страной не должно быть сверхбогатых, поскольку для них интересы России и ее народа, на мой взгляд, находятся на последнем месте.
Все остальное — наращивание группировки РФ на западном направлении, модернизация российских вооружений — имеет, я считаю, меньшее значение. Особенно если учесть, что наши резкие действия позволят США оправдать возросшую активность в Европе.