Материал комментируют:
Станислав Тарасов
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган предложил России и США вывести свои военные контингенты из Сирии. Об этом турецкий лидер заявил 13 ноября в Стамбуле, комментируя совместное заявление президентов Владимира Путина и Дональда Трампа о том, что конфликт в Сирии не имеет военного решения.
«Мне сложно понять такие заявления. Но если военное решение не является выходом из ситуации, то те, кто говорит об этом, должны вывести свои войска из Сирии», — сказал Эрдоган.
Напомним: совместное заявление было сделано Путиным и Трампом в кулуарах саммита АТЭС в Дананге 11 ноября. Кроме констатации, что военным путем решить сирийский вопрос невозможно, лидеры подтвердили, что окончательное политическое урегулирование ситуации должно быть найдено в рамках женевского процесса.
Согласно тексту совместного заявления, это предполагает полное выполнение резолюции Совбеза ООН 2254, в том числе конституционную реформу и «свободные и справедливые выборы под надзором ООН» при соблюдении международных стандартов прозрачности, а также при предоставлении всем гражданам Сирии, в том числе членам диаспор, права участвовать в них.
На неожиданную инициативу Эрдогана тут же отреагировали в Пентагоне. Причем не менее неожиданным образом. Министр обороны США Джеймс Мэттис заявил журналистам на брифинге, что ООН якобы разрешила военнослужащим США войти на территорию Сирии.
«ООН по сути сказало, что мы можем преследовать террористов „Исламского государства“ *. И мы находимся в Сирии, чтобы уничтожить их», — ответил Мэттис на вопрос, есть ли у США законные основания на размещение своих войск на территории Сирийской Арабской Республики.
Глава военного ведомства, которого процитировало Минобороны США, отметил, что американские военнослужащие не уйдут, пока женевский процесс в Сирии не достигнет успехов. По его словам, это связано с необходимостью ликвидации оснований для появления «ИГ версии 2.0».
В Москве скандальное заявление Эрдогана, — которое, заметим, он сделал перед вылетом в Сочи на переговоры с президентом РФ, — предпочли не заметить. Более того, на встрече российского и турецкого лидеров в резиденции «Бочаров ручей» Владимир Путин заявил, что «наши отношения можно считать восстановленными практически в полном объеме».
По одной из версий, выпад Эрдогана был призван «прогнуть» Путина по курдскому вопросу. На пресс-конференции турецкий лидер вообще ни разу не произнес слово «курды», хотя перед поездкой не скрывал, что рассчитывает добиться санкции Москвы на операцию в Африне, который находится под контролем курдского ополчения. Действовать же без согласия Путина Эрдоган не решается.
Есть версия, что даже С-400 турецкий президент приобрел, чтобы склонить Путина к этой, гораздо более важной для него, сделке. По мнению Анкары, Москва, кроме того, должна отказаться от идеи пригласить курдский «Демократический союз» на конгресс народов Сирии в Астану.
Что стоит за заявлением Эрдогана, как будет развиваться ситуация в Сирии?
— В Сирии идет работа по созданию зон деэскалации, — напоминает директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — Одна из таких зон создана на юго-западе Сирии в согласовании с США, Россией и Иорданией. Обеспечением безопасности в другой зоне, в сирийской провинции Идлиб, занимаются Россия и Турция. Сейчас, как заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон, американцы совместно с Россией работают над созданием еще и дополнительных зон, причем Тиллерсон особо подчеркнул, что «речь в данном случае идет не о зонах демаркации — мы не хотим разделять страну».
Турция активно участвует в этой работе. Это значит, формальных поводов для резких заявлений у Эрдогана быть не должно. Но турецкому лидеру, судя по всему, действительно не удалось «продавить» Владимира Путина по вопросу сирийских курдов. Именно поэтому совместное заявление президентов РФ и США вызвало у Эрдогана негативную реакцию.
Напомню: в течение 2017 года Эрдоган трижды встречался с Дональдом Трампом. В последний раз оба лидера общались в конце сентября, на полях Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке.
Эрдоган выдвигал два ключевых требования к Вашингтону: выдачу проповедника Фетхуллаха Гюлена (он, по данным Турции, стоял за попыткой государственного переворота в июле прошлого года) и прекращение вооруженной поддержки сирийских курдов, с которыми Анкара ведет непримиримую борьбу.
Однако никаких обещаний на этот счет Трамп турецкому коллеге не дал, и после встреч лидеров ничего не изменилось. Гюлена американцы не выдали, а курдов продолжили поддерживать, более того — сформированные из курдов Сирийские демократические силы стали главной опорой США в Сирии. По сути, Трамп дал понять, что и в дальнейшем США не намерены отказываться от их поддержки.
«СП»: — Что предпринял в такой ситуации Эрдоган?
— По всей видимости, турецкий лидер попытался поставить какие-то условия по сирийским курдам перед Владимиром Путиным. Но в ответ на встрече международного клуба «Валдай» в Сочи Путин сообщил, что у Москвы «есть идея создать конгресс народов Сирии, чтобы в нем приняли участие все этнические и религиозные группы — и правительство, и оппозиция»
Путин выразил надежду, что эта инициатива получит поддержку стран-гарантов астанинского процесса, а также других держав — США, Саудовской Аравии и Египта, что, по его словам, «было бы дополнительным важным шагом к политическому урегулированию, а затем к разработке новой Конституции».
Российская инициатива о проведении конгресса стала одной из ключевых тем двухдневных переговоров по сирийскому урегулированию в Астане. К участию в нем приглашены представители 33 партий и движений. В их числе Народный фронт за перемены и освобождение (штаб-квартира в Каире), Национальный координационный комитет за демократические перемены (Дамаск), Национальная коалиция революционных сил и оппозиции (Стамбул), Высший комитет по переговорам (Эр-Рияд), а также представители нескольких курдских организаций.
Такой поворот пришелся Анкаре не по вкусу, вот Эрдоган и начал дергаться.
«СП»: — Когда будет проведен конгресс?
— Изначально МИД РФ предлагал провести форум, не откладывая — 18 ноября в Сочи. Но потом официальный представитель турецкого президента Ибрагим Калын сообщил, что Москва приняла решение перенести конгресс на более поздний срок. По его словам, турецкая сторона «выразила свои возражения», после чего «Кремль связался с Анкарой и объявил о переносе этой встречи».
Думаю, конгресс состоится, но не раньше весны 2018 года.
«СП»: — К чему двигается ситуация в Сирии?
— На наших глазах, я считаю, завершается этап вооруженной борьбы с ИГ. «Исламское государство» сходит со сцены, но его уход обнажает дополнительные проблемы в Сирии, Ираке и в целом на Ближнем Востоке. В результате сейчас происходит новая расстановка фигур на геополитической доске региона, в том числе в Сирии. Игрокам предстоит новая партия, и как она будет складываться — вопрос пока открытый.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.