Материал комментируют:
Михаил Ремизов
Сергей Марков
Директору Национальной разведки США могут поручить подготовить аналитический доклад «о вероятных намерениях и политических задачах Владимира Путина» на фоне обвинений во «вмешательстве» в выборы по всему миру. Такое решение предполагает законопроект KREMLIN, который внес на рассмотрение Конгресса США демократ Раджа Кришнамурти.
Как указывается на сайте конгрессмена, KREMLIN расшифровывается как «Закон о минимизации российского вмешательства и ограничении разведывательной деятельности» (Keeping Russian Entanglements Minimal and Limiting Intelligence Networks Act). Законопроект «ставит задачу определить, каким целям служат недавние российские кибератаки в отношении демократических государств НАТО и Восточной Европы».
«Недавние диверсии в отношении политической системы США и наших союзников со стороны России не подлежат сомнению. Помимо расследования этой деятельности, необходимо также проанализировать вероятные конечные цели Кремля, которым могут служить подобные спецоперации против демократических институтов», — считает Раджа Кришнамурти.
Конгрессмен приводит ряд случаев «саботажа» со стороны РФ. Демократ указывает, что МВД США в сентябре 2017 года объявило о кибератаках «российских хакеров», направленных против 21 американского штата во время выборов президента США. Как утверждало министерство, «люди, связанные с российским правительством» пытались атаковать регистрационные файлы американских избирателей в этих штатах.
На сайте автора законопроекта утверждается, что это «не первая и не последняя» попытка Москвы вмешаться во внутреннюю политику государств-членов НАТО. В качестве «доказательств» американский конгрессмен приводит материалы западных СМИ со ссылкой на неназванные источники.
«В ходе президентских выборов во Франции в 2017 году российские хакеры и пропагандисты работали против кандидата-центриста Эммануэля Макрона, а крайне правая партия „Национальный фронт“ Марин Ле Пен получила в 2014 году кредит на $ 11,7 млн. от российского банка. Тот же банк оказывал финансовую поддержку крайне правым политическим силам в Австрии, Греции, Италии и Венгрии», — говорится на сайте конгрессмена.
По его словам, Москва пыталась оказать влияние на президентские выборы на Украине в 2004 и 2014 годах, попытавшись заразить серверы украинского ЦИК. «Бывшие советские республики также сталкиваются с вмешательством в их внутренние дела со стороны России. Российские агенты устраивают кибератаки в отношении местных оппозиционных политиков и поддерживают крайне правые пророссийские силы на Украине, в Грузии, Латвии, Литве, Эстонии и ряде других стран», — утверждает автор законопроекта.
Заметим: Россия не раз опровергла обвинения во вмешательстве в выборы суверенных государств. Так, в марте 2017 года на Международном арктическом форуме в Архангельске президент РФ Владимир Путин ответил на вопрос о влиянии Москвы на американские выборы в США. «Как говорил президент Рейган, читайте по губам: No», — сказал Путин.
Опровергал обвинения в адрес России и глава МИД РФ Сергей Лавров. Министр подчеркивал, что США и страны ЕС так и не представили никаких доказательств.
Что стоит за новой инициативой демократов, как повлияет KREMLIN на отношения РФ-США?
— Если Конгресс поддержит законопроект Раджи Кришнамурти, это приведет в тому, что в отношении России окажется возможным применение мер, которые еще недавно считались крайне маловероятными, — уверен президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Это такие меры, как заморозка финансовых активов широкого спектра российских компаний, а то и государственных активов и вложений РФ.
В этом же ряду находятся удушающие технологические и финансовые санкции. На деле, рычагов давления на Россию у США довольно много.
На мой взгляд, устойчивая и системная информационно-политическая кампания против РФ по надуманному, в целом, поводу, говорит об одном: общественное мнение на Западе готовят к принятию новых жестких мер по сдерживанию Москвы.
Это не означает, конечно, что такие меры будут со 100-процентной вероятностью пущены в ход, но закон «о вмешательстве РФ» сделает их применение гораздо более вероятным.
«СП»: — Что в данном случае движет Конгрессом США, желание завоевать дополнительные очки в противостоянии с Дональдом Трампом?
— Внутриполитический эффект в США от подобных инициатив никто не отменял. Но надо понимать: значение этого эффекта сегодня значительно снижено.
Трамп полностью принял навязанную Конгрессом повестку противостояния с РФ, и постарался максимально дистанцироваться от тематики, связанной с Москвой. Поэтому я бы рассматривал новые жесткие антироссийские меры не в контексте американкой политики (хотя этот контекст сохраняется), а в рамках развития общей стратегии сдерживания России и воздействия на Москву.
«СП»: — Если Конгресс примет законопроект, что будет зависеть от Белого дома?
— От администрации США зависит конкретное наполнение санкционного режима. Но уже сейчас понятно, что решение по этому вопросу Белый дом будет также принимать под давлением антироссийски настроенных элитных групп, в том числе в Конгрессе.
Это означает, что администрация Трампа будет вынуждена — по доброй воли или нехотя — наполнять новый санкционный закон конкретным и жестким содержанием.
«СП»: — Что правильно сделать России в этой ситуации?
— Перестать рассчитывать на диалог с нашими американскими партнерами, и принимать ключевые решения в зонах российских интересов, начиная прежде всего с Украины, в одностороннем порядке. Это не означает, что наши решения должны быть необдуманными и порывистыми. Это просто значит, что рассчитывать на режим диалога и компромисса с Западом больше не имеет никакого смысла.
Все, что можно сделать толкового на Украине или в Сирии, можно сделать во взаимодействии с другими центрами силы. Раз так, нам нужно проводить более самодостаточную политику, и выстраивать более самодостаточную экономику.
— Конгресс США ведет дело к международной изоляции Владимира Путина, и к непризнанию его прихода к власти в следующий президентский срок, — считает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — С точки зрения усиления политики демонизации России, заказ Национальной разведке США доклада «о намерениях и политических задачах Путина и его режима» — шаг абсолютно логичный. Этот доклад необходим для пропагандистской и политической работы, чтобы удерживать тему «вмешательства» России в медиа-пространстве, и формировать необходимое общественное мнение на Западе.
«СП»: — Новый законопроект демократов обвиняет Москву во вмешательстве практически во все выборы в странах ЕС и США в 2017 году, плюс в выборы на постсоветском пространстве, начиная с 2004 года. Разве это не выглядит явным перебором?
— На деле, авторы законопроекта объединили в рамках одного документа три типа «вмешательства». Первый — якобы имевшие место нарушения со стороны Москвы при проведении президентских выборов в США. Это сугубо искусственная тема, придуманная Конгрессом для борьбы против Трампа, и не имеющая под собой реального основания.
Но если брать постсоветское пространство, Россия действительно пытается влиять на бывшие республики СССР. И надо понимать: Москва не может поступать по-другому. Постсоветское пространство безусловно является зоной российских интересов, и там находятся наши союзники. Обвиняя Кремль во вмешательстве в выборы на пространстве СНГ, США пытаются умерить амбиции РФ, а также изолировать ее, окружив кольцом враждебных режимов.
Наконец, обвиняя нас в поддержке крайне правых в Австрии, Греции, Италии и Венгрии, США просто поддерживают необходимый уровень идеологического шума.
Думаю, Кремлю в ответ на инициативу американских законодателей необходимо занять более наступательную позицию. Нужно, я считаю, более энергично разоблачать вмешательство американцев в наши внутренние дела.