Материал комментируют:
Андрей Манойло
Игорь Рябов
Юрий Першиков
Турция должна пересмотреть вопрос о членстве в НАТО, так как альянс ведет враждебную политику по отношению к Анкаре. Об этом заявил главный советник турецкого президента Турции Ялчын Топчу.
Поводом для этого высказывания стал инцидент, произошедший в ходе учений НАТО Trident javelin в Норвегии, где был размещен стенд с фотографиями условных противников альянса на учениях, в число которых попали основатель Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк и нынешний лидер Реджеп Тайип Эрдоган.
По словам Топчу, «фотография Ататюрка и имя Эрдогана» использовались «с враждебными намерениями». В связи с этим главный советник президента указал, что вопрос о членстве Турции в НАТО должен быть срочно рассмотрен в парламенте.
Топчу убежден, что Турция из-за ее геополитического положения подвергается давлению и атакам с той стороны, «откуда этого невозможно было ожидать». Кроме того, он высказал мнение, что НАТО является не только военным блоком, но и «новой формой колониализма, политической и экономической зависимости». Он выразил надежду, что турецкая нация сумеет сорвать с себя «колониальную рубашку, которую ныне пытается надеть на нее НАТО».
Насколько возможен выход Турции из североатлантического альянса? Чем еще может ответить Эрдоган, не прибегая к крайним мерам?
— Произошедшее на учениях альянса — это следствие затяжного конфликта между правительством Эрдогана и Европой, — уверен политолог Юрий Першиков.
— Мы уже больше года наблюдаем за этим противостоянием. Но противостояние сегодня идет прежде всего в медийной сфере. Европа указывает на то, что Турция не готова стать членом европейской семьи. Эрдоган грозит свернуть сотрудничество по линии НАТО.
Главное же в этом, что и Эрдогану необходимо членство в НАТО, и Европе нужны базы на юге— говорим сегодня о Европе — подразумеваем США, основного спонсора североатлантического альянса. Вряд ли сегодня Турция способна полностью отказаться от натовских стандартов и натовского оружия, переучить войска, отработать новую систему управления войсками. Да и силы НАТО вряд ли унесут свою инфраструктуру с турецкой территории. Это важный стратегический плацдарм и по контролю Закавказья и Ближнего востока.
Есть Эрдоган или нет его, но Запад всегда был заинтересована в Турции именно как в ключевом союзнике. Это мы помним и по крымской войне и по другим кампаниям в которых объединенная Европа всегда выступала против России.
Потому ситуацию эту можно охарактеризовать словами «милые бранятся — только тешатся». Конечно, есть системный кризис. Конечно, Эрдоган может спекулировать неким сближением с Москвой, но на практике в ключевых вопросах все останется как было. Покупка с-400 существенно не изменит расстановку сил.
«СП»: — То есть ждать от Эрдогана «ответки» не стоит?
— Конечно же, Эрдоган не мог отреагировать на оскорбление, нанесенное его стране союзниками по НАТО. Турецким военным дали недвусмысленно понять, что они изгои в блоке и второсортные игроки, от которых необходима только территория и солдаты для ближневосточных экспансий, где «просвещенная Европа» погибать не собирается.
Тем более, Эрдоган помнит, откуда выдвигались войска на мятеж против него — с базы Инджирлик. И ему известна позиция руководства НАТО при попытке переворота. Думаю, у Эрдогана есть много причин именно так реагировать на происходящее. Однако уверен, что гневными заявлениями на этот раз — впрочем, как и всегда, все ограничится.
Вряд ли Эрдоган прислушается к рекомендациям своего советника. Потому что если бы действительно решался вопрос о выходе, он бы не получил публичной огласки. Не стоит забывать, что курдская проблема сегодня не без помощи США приобретает новый уровень для Турции. И решать эти вопросы предстоит путем политического кулуарного торга, а тут необходимо членство в альянсе. Одно дело говорить с позиции союзника, другое — быть вне системы. Тем более, что Эрдогану намекнули, что в любой момент он может стать врагом.
Все-таки, на мой взгляд, противостояние на сегодня более медийное, а потому есть «многоходовка» — советник предлагает, Эрдоган берет паузу и наблюдает за реакцией — как за публичной, так и за кулуарной.
«СП»: — Но есть ли «красная черта», переход которой альянсом будет категорически неприемлем для Турции?
— Боюсь, что красной чертой для Эрдогана может стать либо вновь организованный тем же руководством НАТО госпереворот, или попытка физического устранение самого Эрдогана…
А вот по мнению главы экспертной группы «Крымский проект» Игоря Рябова, разрыв Турции с НАТО весьма вероятен.
— После участия в попытке госпереворота и нынешних оскорблений в адрес Турции все причины для этого есть. Все выглядит настолько очевидно, что похоже на провокацию — как будто кто-то в НАТО простился с членством Турции в альянсе и уже заглядывает в неприятное для всех будущее.
«СП»: — Чем может реально ответить Анкара? Каким образом может быть пересмотрено членство Турции в НАТО?
— НАТО это в первую очередь политический союз, за которым следуют военные контракты по западным стандартам и единое командование. Чтобы разорвать членство, нужно все три составляющих цепочки разорвать. Ни о каком едином командовании уже речи нет. Оружие Турция уже начинает покупать и в России. Но политический разрыв самый сложный. Эрдоган использует проникновение в западные институты в своих целях. Думаю, шаг будет сейчас резкий, но не окончательный разрыв.
«СП»: — Произошедшее на учениях альянса это ошибка или провокация?
— Турция как мишень на учениях НАТО это, скорее всего, иллюстрация внутренней убеждённости руководства НАТО в своём моральном превосходстве и в понимании, что от Эрдогана можно ждать любых сюрпризов. Но скорее всего это провокация, направленная внутрь Турции. По этой же логике Запад все время оскорбляет российского президента. Надеется, что прозападно ориентированные элиты потребуют восстановить прозападную ориентацию страны. Пугают от собственного испуга.
Сейчас будет сделан симметричный шаг, а потом Турция посмотрит, к чему он приведёт. Если Эрдоган и выйдет из НАТО, то обязательно что-то там прихватив с собой. Что-то заработав на разводе.
«СП»: — Топчу подчеркнул, что альянс является не только военным блоком, но и «новой формой колониализма, политической и экономической зависимости». Он выразил надежду, что турецкая нация сумеет сорвать с себя «колониальную рубашку, которую ныне пытается надеть на нее НАТО». Насколько справедливы эти «пафосные» слова?
— Эти и подобные заявления адресуются турецкой аудитории, поддерживая дух «неоосманизма». В них как раз ничего необычного нет. Театрально, эмоционально, в соответствие с нанесёнными оскорблениями, и кстати очень похоже на заявления Северной Кореи в адрес Трампа. Слова сейчас в мировой дипломатии не значат ничего.
— То, что произошло на учениях — не инцидент, а заранее спланированная провокация, — профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, доктор политических наук, член Научного совета при Совете безопасности РФ уверен Андрей Манойло.
— Это сигнал Эрдогану, причем недвусмысленный. И Эрдоган этот сигнал понял и усвоил, что НАТО в любой момент может «назначить» Эрдогана врагом и уничтожить. Это для Эрдогана опасность посерьезнее, чем Гюлен. Однако из НАТО он сейчас выходить не будет: существует мнение, что на своих членов НАТО нападает чуть реже, чем на противников.
«СП»: — Отношения Анкары и альянса давно переживают непростой период. С чем это связано?
— Это связано исключительно с антагонизмом, возникшим между Анкарой и Вашингтоном: последний ведь уже один раз попытался свалить Эрдогана руками мятежных военных, при идеологической поддержке Гюлена. А НАТО — это политический инструмент Вашингтона, руководство НАТО беспрекословно следует указаниям США.
«СП»: — Прислушается ли Эрдоган к совету Топчу? Чем он может ответить? Есть ли у Анкары варианты действий, кроме радикальных шагов типа выхода из альянса?
— Эрдоган не может прислушаться к совету Топчу — потому, что Топчу только озвучил текст, автором которого был сам Эрдоган. Это обычный дипломатический прием, когда одна из сторон (в данном случае Турция) идет на контролируемое обострение отношений с НАТО и, как следствие, с США. так что все, сказанное Топчу — это не что иное как слова самого «неистового Реджи», вложенные им в уста своего доверенного лица. Все банально.
«СП»: — Насколько, по-вашему, членство Турции в НАТО отвечает ее интересам? При каких условиях этот вопрос мог бы быть пересмотрен?
— В целом, членство Турции в НАТО отвечает ее интересам, и это членство может быть пересмотрено только в том случае, если НАТО начнет арестовывать турецких военных или совершать иные враждебные действия по отношению к Турецкой республике, поддерживать сепаратистов и т. д.
«СП»: — Насколько болезненным для альянса был бы гипотетический выход из него Турции?
— Турция — видный и один из наиболее активных членов альянса. В НАТО Турция обладает второй по численности армией после США и первой — по боеспособности. Выход Турции из НАТО существенно этот альянс ослабит — как в чисто военном плане, так и в геостратегическом. Не стоит забывать, что под контролем Турции находятся проливы. Наконец, не забываем об особой роли Турции, во-первых, в сдерживании неконтролируемой миграции (Турция стоит на пути мигрантов в Европу как санитарный кордон) и в конфликте в Сирии.