После освобождения последнего оплота ДАИШ (ИГ — запрещена в РФ)) Абу-Кемаля сирийская армия продолжает наступление вдоль западного берега реки Евфрат. Под руководством российских военных советников операцию проводят подразделения генерала Хасана Сухела. На днях сирийские войска освободили от террористов населенный пункт Эль-Края.
Как сообщает Минобороны РФ, в ближайшее время вся территория западного берега будет освобождена, и остатки ДАИШ будут окончательно разгромлены. Боевики халифата останутся на восточном берегу, где действуют проамериканские арабо-курдские формирования (СДС, «Сирийские демократические силы»), и в пустыне на сирийско-иракской границе.
Военная организация ДАИШ уничтожена, хотя часть главарей избежала заслуженной кары. В предыдущих материалах «Русская Планета» описывала трудности послевоенного урегулирования ситуации на востоке Сирии. С большой вероятностью джихадисты создадут подпольную террористическую сеть, и война примет партизанский характер.
Кроме того, Москве и Дамаску придется решать насущные вопросы гуманитарного и политического характера. Население востока САР нелояльно центральной власти, и в период оккупации немалая часть местных жителей и племенных союзов сотрудничала с ДАИШ, воспринимая халифат как альтернативу правительству Башара Асада. Дамаску придется пойти на уступки, предоставив восточным регионам широкую автономию и одновременно обеспечив приток инвестиций из-за рубежа в нефтегазовую отрасль.
Очаги эскалации
Обстановка, которая складывается в Сирии, естественным образом будет влиять на характер военной операции России. Несмотря на крупные успехи в борьбе с ДАИШ, президент РФ Владимир Путин не объявлял даже о частичном выводе группировки из Сирии. Это означает, что окончательный результат, который был поставлен перед ней, пока не достигнут.
Главные военные угрозы внутри Сирии сводятся к двум факторам: вероятность возвращения ДАИШ и возможная активизация вооруженной оппозиции. И в том и в другом случае в САР неизбежно возобновиться гражданский, по сути, конфликт.
Черное знамя халифата может вновь подняться над сирийскими городами, если Дамаск провалит процесс экономического восстановления освобожденных территорий или начнет репрессии против нелояльных центральному руководству граждан. Оптимизм внушает то обстоятельство, что за сирийскими властями присматривают российские военные советники и офицеры Центра примирения.
Потенциальным очагом эскалации насилия являются анклавы на западе Сирии, которые подконтрольны разношерстным мятежным группировкам. С целью недопущения кровопролития Росси удалось договориться с Турцией и США о формировании четырех зон эскалации. Планируется, что в результате переговоров они вольются в состав Сирии, а боевики добровольно сложат оружие в обмен на амнистию.
Некоторые анклавы и очаги сопротивления Асаду примыкают непосредственно к Дамаску. Вопреки прогнозам, сирийские войска, освободив полностью центральную часть страны, но не навели ранее порядок в западных регионах. Срыв политического урегулирования вновь осложнит положение столицы. Асаду придется перебрасывать войска с неспокойного востока страны. Риск потери контроля для сирийского президента по-прежнему высок.
Ювелирная работа
В текущих условиях Москва сосредоточилась не только на переговорах. Российские военные в Сирии выполняют несколько важнейших задач. Силы специальных операций (ССО), как и прежде, заняты корректировкой авиационного и артиллерийского огня. Также спецназовцев бросили на поиски уцелевших главарей ДАИШ, идеологов и талантливых полководцев, которые в 2014 году смогли создать фактически отдельное государство.
Согласно сообщениям в СМИ, лидеры джихадистов перебираются в Афганистан, Ливию и другие страны так называемого Большого Ближнего Востока. Если им удастся скрыться из Сирии и Ирака, то цивилизованному миру придется выкорчевывать террористический интернационал, прилагая намного больше усилий.
В национальных интересах России — не допустить бегства сторонников халифата в Афганистан, на Северный Кавказ и в Поволжье. Не секрет, что в Сирии и Ираке воевали несколько тысяч выходцев из мусульманских регионов РФ. Все выжившие боевики естественно представляют огромную опасность для нашей страны, и потому подлежат уничтожению. Выслеживание джихадистов — это ювелирная работа, которая требует участия военной разведки и авиации.
Вторая ключевая задача российской группировки в САР заключается в обучении сирийской армии. В период гражданского конфликта регулярные Вооруженные силы арабской республики продемонстрировали крайне низкую боеспособность. Солдаты и офицеры оказались плохо подготовленными и немотивированными военными кадрами.
До появления российских войск Асаду удавалось сохранить власть во многом благодаря поддержке шиитской «Хезболлы» (на Западе и в Израиле признана террористической организацией), проиранских формирований и подразделений Корпуса стражей Исламской революции (КСИР). (Официально Иран не принимает участие в боевых действиях в САР. — РП).
Согласно неподтвержденным данным, сирийские войска практически не воевали на передовой и приходили на освобожденные территории для красивой телевизионной картинки. Костяк ударной группировки составляли спецподразделения, которые финансировались частными лицами, и бойцы «Хезболлы», мотивированные на борьбу с радикальным суннизмом. Данные предположения объясняют, почему Асад не объявлял всеобщую мобилизацию. Принудительный призыв был бы бессмысленной и даже вредной мерой.
Ощутимая военная поддержка России и грандиозные успехи в освобождении территорий подняли моральный дух сирийских военнослужащих. Сейчас имеет смысл воспользоваться ростом патриотических настроений и сформировать хорошо обученное и устремленное на борьбу с радикалами войско.
Москва вряд ли сможет повысить квалификацию высшего командного состава, потому что на это должно уйти как минимум 5-10 лет. Можно предположить, что сегодня военные советники из РФ ведут обучение солдатского и сержантского состава, а также офицеров среднего звена. На текущий момент цель номер заключается в повышении общего уровня боеспособности, который позволил бы выполнять приказы руководства.