В либеральной предвыборной нише становится тесно. За голоса «людей с хорошими лицами» будут конкурировать целых три кандидата. К уже заявившим о своем намерении баллотироваться Григорию Явлинскому и Ксении Собчак прибавился еще и бизнес-омбудсмен Борис Титов.
Решение о выдвижении Титова было принято в минувшее воскресенье, 26 ноября, на федеральном политсовете «Партии Роста», который прошел в Абрау-Дюрсо, где расположен знаменитый завод шампанских вин, принадлежащий семье омбудсмена.
Выдвижению Титова предшествовали внутрипартийные праймериз. Однако ни одна из выдвинутых кандидатур, включая депутата петербургского заксобрания ОксануДмитриеву и бизнесмена Дмитрия Потапенко, необходимой поддержки не получила.
Причины своего похода в политику Титов изложил в программной статье. «Правительство выбирает другой путь — инерционного курса и минимизации усилий, а на самом деле уповает на новый рост нефтяных цен… А это, в отсутствие реформ, национальная катастрофа — дорога на свалку мировой истории», — пишет новоиспеченный кандидат в президенты.
О том, согласована ли кандидатура Титова с Кремлем точных данных нет. По информации «Ведомостей», омбудсмен сообщил о своем намерении администрации президента, однако об ответной реакции ничего неизвестно. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков на вопрос издания не ответил.
А вот для будущих конкурентов Титова на выборах, этот вопрос представляется очевидным. По мнению Ксении Собчак, критическая оценка Титовым Алексея Навального доказывает то, что он никакой не оппозиционный, а «провластный кандидат». «Неужели для «представителя бизнеса» не нашлось в этой гонке другого объекта для критики, кроме Алексея «, — риторически вопрошает она.
Есть у Собчак претензии к Титову и по программным вопросам. Так, она раскритиковала его экономическую программу, отсылающую к реформам Столыпина и Витте. «Хочется все же видеть в качестве ориентиров более современные примеры. Успешных моделей обществ и процветающих экономик, на которые мы могли бы равняться, сегодня достаточно», — пишет телеведущая.
Подобная критика Титова выглядит нелепо, поскольку у самой Ксении Собчак экономическая программа пока отсутствует совсем. А с учетом того, что ее автором вероятнее всего станет министр экономики в правительстве Гайдара Андрей Нечаев, документ воплотит в себе все самые ненавистные массовому российскому избирателю концепции.
Еще один вопрос, по которому Собчак расходится с Титовым, — принадлежность Крыма. Напомним, бизнес-омбудсмен не только никогда не оспаривал его российскую принадлежность, но и по-своему пытался инкорпорировать полуостров в отечественную реальность — предлагал создать там «криптодолину».
В то время как Собчак по-прежнему пытается скрыть свою прокиевскую позицию по Крыму за разговорами о необходимости повторного референдума под международным контролем. В этом она совпадает с третьим либеральным кандидатом — Григорием Явлинским, чья партия «Яблоко» на последних парламентских выборах набрала на полуострове 0,68% голосов.
Однако, несмотря на низкую электоральную поддержку, Явлинский, безусловно, является профессиональным политиком. В то время как социальный статус Титова и особенно Собчак сильно размыт. По мнению декана факультета экономики Европейского университета в Петербурге Максима Буева, избирателю будет сложно поверить в серьезные намерения телеведущей.
«Сначала „блондинка“, потом „Дом-2“, потом Координационный совет российской оппозиции, потом политический журналист и параллельно журналы SNC, L’Officiel и проч. — резюме Собчак выглядит как своеобразное лоскутное одеяло», — пишет Буев, иллюстрируя результаты последнего опроса ВЦИОМ о доверии российским политикам.
Отсутствию доверия способствуют и личные качества многих политиков, беззастенчиво готовых «топить» друг друга, преследуя собственные цели. Ведь, та же Собчак, защищающая сейчас Навального от критики Титова, была допущена АП на выборы лишь для того, чтобы нейтрализовать опасного для Кремля оппозиционера. Обиду штаба Навального недвусмысленно выразил в свое время его глава Леонид Волков.
О своих ожиданиях, в связи с участием Бориса Титова в президентских выборах, «СП» рассказал соратник бизнес-омбудсмена по «Партии Роста» и его конкурент на внутрипартийных праймериз предприниматель Дмитрий Потапенко.
— Результат нашего кандидата в цифрах никому не суждено предсказать. Прохоров был в состоянии набрать 8?9 процентов (7,98% - авт.) и этот электорат никуда не делся. Мы не про электорат говорим, а про живых людей. С тех пор ситуация кардинально поменялась. У нас свыше 30 млн человек перешагнули за черту бедности, а 12 млн считаются работающими нищими. «ЛюдЯм жрать нечего», как говорится.
То, с чем мы идем на выборы, — это про карманы конкретного россиянина, которого нагнули, оставили в рабстве и пытаются накормить скудеющим бюджетом от нефти. А это уже невозможно. Поэтому результат на выборах может быть самый непредсказуемый, вплоть до победы.
«СП»: — То есть, по-вашему, показатель Прохорова 2012 года — это, скорее, нижняя граница?
— Это вообще не показатель. За прошедшие годы «доска», на которой мы все играем, поменялась кардинально. Это теперь похоже на сложные шахматы, когда на шестиугольной доске одновременно играют до шестерых игроков. Есть такие. Вы там «рубитесь» с двумя крайними и еще с центральным и дружите за кого-то или против кого-то.
«СП»: — Кажется вашему кандидату тоже придется «дружить» против кого-то? Среди конкурентов Титова за либерального избирателя будут как минимум Явлинский и Собчак…
— Конкуренция — это нормально и даже отлично. И наши сограждане должны вместо привычной черно-белой доски научиться видеть весь спектр цветов, а не уходить в монохром. Но конкурировать с Собчак и Явлинским нам не придется…
Я бесконечно уважаю Ксению Анатольевну, но как можно сформировать программу развития страны и ее управления за три месяца? Я не сомневаюсь в потрясающих политтехнологиях и пиар-возможностях — это сильные стороны. Но это не про управление государством российским. Мне, как россиянину, хотелось бы не ярких шоу, а, чтобы я даже не знал фамилии своего президента и даже мэра. Чтобы мне, как практику, не приходилось думать, какую цену на обед для работников ставить на своем предприятии — 98 или 110 рублей.
Что касается Явлинского… Он давно в публичной политике и как полемист он прекрасен. Но есть вопрос: где и какая у него экономическая программа? Все отнять и поделить? Как это сделать? Методологически это все мимо кассы.
И еще… У нас все партии вождистского типа. А вот у нас в «Партии Роста» не так. Вчера, когда выдвигали Титова, у нас была такая рубка на внутрипартийных праймериз. «Одобрямса» не было. Я наблюдал эту дискуссию с удовольствием. Это то, чего не хватает в нашей политике.
Мы работаем не для того, чтобы флажок поставить, мол, принимали участие в президентской кампании. Наша партия — единственная, чью программу обсуждает президент и премьер-министр. Авторы двух других программ — Глазьев и Кудрин, не имеют партий. Даже программу «ЕдРа» не обсуждают.
«СП»: — Вы упомянули, что Явлинский — это про все отнять и поделить? Кажется, это лозунг радикалов…
— Конечно, в такой резкой форме это относится больше к радикалам. Но у Явлинского тоже идет речь о всяких непонятных пересмотрах. И вообще он говорит о прошлом, а мы пытаемся построить модель будущего.
«СП»: — Как раз взгляд в прошлое, а именно упоминание Столыпина и Витте, вам предъявила Ксения Собчак…
— Это выбранные нами исторические фигуры, как реперные точки. Точно также мы можем выбрать, например, князя Владимира. Это не значит, что мы являемся последователями того же Столыпина от и до. Отрицать наличие прошлого глупо. Мы на этот опыт опираемся, но все равно смотрим в будущее.
Вообще, с коллегами по демократическому лагерю у нас хотя и есть разногласия, но общего все-таки больше. Возможно, они нас однажды поддержат.
«СП»: — Но по крымскому вопросу у вас с ними, как я понимаю, диаметрально противоположные точки зрения?
— Вспомним пример Навального, хотя он и не является кандидатом в президенты. Он по крымскому вопросу в разное время склонялся к разным версиям развития событий. Значит и наши коллеги по демократическому лагерю тоже могут однажды изменить свою позицию.
«СП»: — Собчак назвала Титова «провластным» кандидатом. Что вы ответите на это?
— Я с «восторгом» отношусь к таким обвинениям со стороны человека, который сам имеет отношение к первому лицу. Напомню, ее отец, как она сама рассказала, был фактически вытащен с тюремных нар господином Путиным. Что же такое тогда не провластность?
Мы все провластны, так как живем в государстве и исполняем его законы. Если же имеется в виду, что Титов — уполномоченный по правам предпринимателей «при президенте РФ», то эта структура специально была создана для того, чтобы жаловаться президенту на другие госструктуры.