Материал комментируют:
Вадим Трухачёв
Игорь Шатров
Европа должна более уверенно отстаивать свои собственные интересы, а не подстраиваться под Соединённые Штаты. Об этом, как сообщила газета S?ddeutsche Zeitung, говорится в проекте речи главы МИД Германии Зигмара Габриэля, подготовленной для выступления на открывающемся во вторник Берлинском форуме по внешней политике.
По словам Габриэля, при президенте Дональде Трампе США «слабо» исполняют роль всемирно значимой политической силы.
«Мы не можем себе позволить ждать принятия решений в США или на них реагировать. Мы должны сами формировать нашу позицию и при необходимости говорить нашим партнёрам, где находится граница нашей солидарности», — говорится в тексте.
«Безоговорочность, с которой мы воспринимаем и сохраняем роль США, несмотря на эпизодические разногласия, начинает разрушаться», — отмечается в заявлении министра. Кроме того, Габриэль утверждает, что США и сами иначе начинают воспринимать Германию, а именно как «одного партнера из многих»: «Это также значит, что нас неизбежно воспринимают как конкурентов».
Кроме того, Габриэль призывает к тому, чтобы Германия в будущем более уверенно представляла собственные интересы. «Мы должны сами обозначать свои позиции и при необходимости проводить красные линии, за которые нельзя заходить партнерам», — значится в тексте. В качестве примеров «красных линий» названы антироссийские санкции, которые этим летом принял Конгресс США, и которые наносят прямой ущерб европейским и, в частности, германским энергетическим интересам. Еще одним примером названа угроза расторжения ядерной сделки с Ираном.
По словам министра, европейским странам необходимо быть готовыми «выстраивать стратегический баланс интересов, а не подчиняться американской политике».
— Германия действительно в огромной степени зависит от США, — отмечает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— Достаточно сказать, что немецкий золотой запас хранится за океаном, а в Германии располагается свыше 170 американских военных объектов. Наконец, огромное количество немецких политиков прошли через различные американо-германские совместные программы. Так что зависимость здесь огромна. Хотя в то же время она не абсолютна, и у немцев остаётся определённая свобода выбора.
«СП»: — Насколько, по-вашему, неожиданным звучит заявление Габриэля и почему именно сейчас?
— Габриэль нечто похожее говорил и ранее. Социал-демократы вообще довольно часто критикуют американцев. Сейчас же это прозвучало ещё и в контексте создания новой коалиции в Германии. Социал-демократы пытаются заставить более проамериканскую Меркель и её соратников из ХДС в большей мере прислушаться к их точке зрения.
«СП»: — По словам Габриэля, безоговорочность, с которой Европа воспринимает и сохраняет роль США, несмотря на эпизодические разногласия, начинает разрушаться. Так ли это? С чем это связано?
—Это частично так. Вспомним, что большинство стран Западной Европы не поддержало операцию США в Ираке. Однако среди бывших социалистических стран континента стремление следовать за США выражено больше. Кроме того, в каждой стране, включая и саму Германию, существуют очень влиятельные проамериканские силы. Так что при всём желании сильно отдалиться от США в ближайшее время у Германии не выйдет.
«СП»: — Габриэль отмечает, что США и сами иначе начинают воспринимать Германию, как конкурентов. Согласны ли вы с этим? В чем Германия может стать конкурентом США?
— Германия является конкурентом США в области высоких технологий, немцы и американцы очень часто соперничают за одни и те же рынки. Не стоит сбрасывать со счетов и борьбу за то, кто же из них будет иметь большее политическое влияние в той же Восточной Европе. Германия — страна большая и богатая, и уже в силу этого американцы видят в ней соперника.
«СП»: — Габриэль обозначил «красные линии, за которые нельзя заходить партнерам, упомянув, в частности, санкции против России, иранскую ядерную сделку. Может ли переход этих линий со стороны США вызвать противодействие Европы не на словах, а на деле?
— Слишком больших рычагов воздействия на США у Европы нет, но они могут ограничить доступ американским компаниям на свой рынок. В частности, запретить ввоз американской продукции, содержащей ГМО. Кроме того, европейцы могут «по-тихому», за кулисами, постараться гнуть свою, отличную от американцев линию — и по России, и по Ирану. Но всё же возможности у них ограничены.
«СП»: — Насколько, по-вашему, нынешняя администрация США заинтересована в сохранении влияния на Европу, учитывая, что Трампа многие ассоциируют с евроскептистическими силами? Что она может для этого предпринять?
— Не очень важно, что думает нынешняя администрация США. Важно то, что явные и теневые лоббисты в конгрессе и всяких неформальных ложах по-прежнему заинтересованы в сохранении влияния на Европу и максимальном участии в европейских делах. А раз так — то они заставят администрацию США подчиняться этим правилам. Изоляционизм Трампа — скорее исключение. Пока же американская элита настроена скорее или глобалистски, или гегемонистки.
— Габриэль не одинок в своих мыслях, — уверен заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Так думает большинство политиков «старой» Европы. Они почувствовали слабину Америки и осмелели. Вашингтон погряз во внутренних разборках, в американских элитах нет единства, вразумительные команды из США не приходят. Это подталкивает европейцев к самостоятельным действиям. Пока стремления не часто выливаются в поступки, всё ограничивается одиночными разрозненными заявлениями вроде речи Габриэля. Но важно понимать момент, который министр выбрал для того, чтобы озвучить свою позицию. В Германии политический кризис, Меркель не может сформировать кабинет. Социал-демократы, к которым принадлежит Габриэль, в случае сохранения Меркель на посту канцлера не намерены вступать с ней в коалицию. В случае же назначения новых парламентских выборов они, понятное дело, будут бороться за голоса сторонников Меркель. И любое необдуманное выступление в такой период чревато потерей поддержки электората. Выходит, по мнению министра, в Германии существует общественный запрос на независимую от Соединенных Штатов политику. И это уже серьезнее, чем просто предвыборная риторика.
«СП»: — Насколько это сегодня в принципе возможно для Европы и, в частности, для Германии — начать более уверенно отстаивать свои собственные интересы? В чем именно это может выражаться?
— Суверенитет для Европы — это, в первую очередь, право на выбор экономических и политических партнеров. Являясь членами НАТО, европейские страны на самом деле являются заложниками этого блока, то есть заложниками США, основной силы Североатлантического альянса. Германия — главный, если так можно выразиться, заложник. На территории ФРГ находится несколько десятков тысяч американских солдат. О каком суверенитете может идти речь в де-факто оккупированной стране? В то же время пример Турции, которая не побоялась давления со стороны США и, так же будучи членом НАТО, выстраивает с Россией независимые отношения, весьма показателен. Думаю, восстановление суверенитета Европы неминуемо произойдет. Но только после смены политических элит, после прихода к власти в европейских странах новых политиков.
«СП»: —По словам Габриэля, при президенте Дональде Трампе США «слабо» исполняют роль всемирно значимой политической силы. Согласны ли вы с этим? Какой профит от этого Европе?
— Авторитет США в западном мире пошатнулся. Это правда. Если Европа воспользуется моментом, то у нее вскоре появится возможность самостоятельно определять свои внешнеполитические приоритеты, более того — перспектива сформировать новый центр силы. Но, во-первых, не стоит питать иллюзий насчет краха Америки. А, во-вторых, и это печальнее, Европа не едина. «Младоевропейцы», то есть государства Восточной Европы, в большинстве своем не поддерживают курс «старой Европы» на самостоятельность.
«СП»: —Будут ли США препятствовать возможным попыткам Европы получить больше самостоятельности? Каким образом?
— Экономическое давление, подкуп политиков, вбросы компромата на неподкупных… Мало ли методов, которые не гнушаются применять в таких случаях американцы. Но основным удерживающим европейцев в узде фактором, как я уже сказал, является фактор силы в виде НАТО.