Выходящий с 1947 года журнал Der Spiegel позиционирует себя как «самый значимый информационно-политический журнал Германии и Европы с самым большим тиражом» (6,56 млн. читателей). Ориентируется на «буржуазный лагерь», с конца 1990-х годов «придерживается либеральных позиций».
В 2005 году, в преддверии выборов в Бундестаг, Der Spiegel в порядке «предвыборной помощи» («Wahlhilfe») призывал бюргеров «сплотиться вокруг Ангелы Меркель». Но вот прошли 12 лет, и предпоследний в этом году (51-й) номер «самого значимого журнала Германии и Европы» вышел с редакционной (!) статьёй, озаглавленной: «Уход Меркель будет полезным для Германии». А далее следует подзаголовок: «С Ангелой Меркель связаны мысли только об окончании, а не о начале. Её время истекло».
Не заморачиваясь интригами, автор статьи — крупнейший в Германии специалист по Меркель Дирк Курбьювайт (в 2012 году за своё эссе «Die halbe Kanzlerin» (букв. «Половина канцлерши») он был удостоен престижной премии Deutsche Reporterpreis), — сразу берёт быка за рога:
«Власть? Да ради всего святого, нет никакой власти. СвДП (защищающая интересы бизнеса Свободная демократическая партия. — С.Д.) её просто не хочет, СДПГ (Социал-демократическая партия Германии) неделями всё раздумывает. Но что же не так с этими политиками, для которых самый мощный афродизиак — это власть? Как раньше говорили люди, перед стихийными бедствиями — землетрясениями или извержениями вулканов — улетали птицы. Это похоже на нынешнее поведение некоторых политиков. Они чувствуют нечто неизбежное, нечто огромное, чувствуют, что наступает конец эры Меркель. Поэтому и ведут себя иначе, чем обычно.
Ангеле Меркель может потребоваться время, чтобы уйти в отставку, но меркелизм явно вступил в свою позднюю фазу. В течение двенадцати лет эта форма правления устраивала страну. Она обеспечивала консенсус, спокойствие, стабильность во всём. Поэтому лидер меркелизма (по-немецки это звучит более хлёстко — Anf?hrerin des Merkelismus. — С.Д.) не провоцирует, не очерчивает чётких контуров, она избегает споров и успокаивает бюргеров. Её естественное место — центр, где велико стремление к социальному консенсусу, потому что за консенсус держится сам центр. Что делается по краям — игнорируется. Содержание не обязательно, а программа гибка и заимствована у политических противников.
Германия выиграла от меркелизма. С финансовым кризисом (2008?2009 годов) Республика справилась достаточно успешно, экономика процветает. Однако Меркель не смогла добиться каких-либо серьёзных реформ, которые положили бы конец эпохе Бидермайера (здесь: синоним мещанства, стремящегося к спокойной и упорядоченной жизни. — С.Д.). К сожалению, ради поддержания экономической стабильности Меркель долгие годы выхолащивала политический ландшафт… Но это привело к появлению критической массы разочарованных бюргеров, которые в итоге отдали свои голоса несистемной оппозиции и спровоцировали крупнейший в послевоенной истории Германии правительственный кризис".
«В Германии на протяжении многих лет действовал базовый консенсус, — продолжает Der Spiegel. — Концепция уверенности Меркель в значительной степени сработала, и даже не самый большой кризис её периода — финансовый, не смог расколоть страну. Но это единство закончилось из-за проблемы беженцев. Спор на эту тему привёл правопопулистскую АдГ в Бундестаг, расколол блок ХДС/ХСС и отдалил от него СДПГ, СвДП и «зелёных». Разрыв теперь проходит через центр, справа от которого возникла широкая оппозиция, без которой невозможно достигнуть консенсуса. И это свалило меркелизм в кризис, потому что он нарушил собственные принципы…
Авторитет Меркель подорван, и все полагают, что править ей осталось не более двух-трёх лет. Потенциальные преемники обретают смелось. Так, Йенс Шпан из ХДС (депутат Бундестага, парламентский госсекретарь Минфина Германии. — С.Д.) открыто бросает канцлеру вызов, критикуя её миграционную политику и ставя под сомнение желаемое ею решение (правительственного кризиса) — воссоздать Большую коалицию…
Поздние фазы любой эпохи почти всегда приводят к переключению мышления на будущее, на последствия, но от этого страдает настоящее".
Свою статью Дирк Курбьювайт, завершает апокалиптической картиной действительности (как уж она ему видится) и призывом к канцлеру (но не прямым, а в третьем лице):
«Меркелизм лежит в руинах. Он хотел успокоить страну, а вызвал большие волнения своей миграционной политикой и последующей утратой контроля. Он хотел стабильности практически любой ценой, а погрузил Республику в одну из её самых нестабильных фаз. Но самой большой проблемой меркелизма является сама Меркель. В последнее время её имя ассоциируется не с началом, а с концом, с уходом. Даже если снова возникнет Большая коалиция, в ней всегда будут стараться избавиться от Меркель. Потому что Меркель — это нестабильность плюс борьба за власть, и тянуться такое может годами. Но разве так должно быть? Если Меркель находится в столь стабильном состоянии, то она должна понять, что эта страна не получит ничего, если она превзойдёт рекорды правления Аденауэра (14 лет) и Коля (16 лет). Меркель может начать с того, что поразмышляет о немецкой политике без Меркель».
Как грубовато, но верно подметил телеграм-канал ProGermania, «мейнстримный Spiegel всегда выражал интересы влиятельного атлантического крыла немецкого политикума. Сегодня эти элитарии в бешенстве от „политической менопаузы“ Меркель и, похоже, готовы менять капитана».
Параллельно процессу давления со стороны атлантистов, которые отчётливо видят, как их ставленница Меркель под воздействием внешних и внутренних факторов постепенно сдаёт позиции, оплеуху канцлеру неожиданно отвесила «сестринская» баварская партия ХСС. Ещё толком не начались переговоры блока ХДС/ХСС с социал-демократами о формировании новой Большой коалиции как ХСС в лице главы МВД Баварии Йоахима Херрманна заявил, что популистская АдГ действительно права, и надо закручивать гайки в вопросе контроля за внешними границами Германии".
Мнение баварского министра разъярило «мигрантофилов» из партии «Левые». В пресс-сообщении, озаглавленном «ХСС продолжает курс АдГ» и опубликованном ежедневной партийной газетой Junge Welt, депутат Бундестага от «левых» Улла Йелпке пишет:
«Выборы в Бундестаг продемонстрировали, что из-за подобного курса на поддержку партии АдГ ХСС потерял значительную часть избирателей. Меня не волнут ХСС, но тот факт, что эта партия переводит крайне правые позиции в разряд „социально приемлемых“ и делает их предметом публичного обсуждения, чрезвычайно опасен».
Меркель же в свойственной ей манере хранит молчание — или, пользуясь лексиконом ProGermania, «выдерживает политическую менопаузу»…
Германия