Материал комментируют:
Михаил Рощин
Во время антиправительственного восстания в Иране, в столкновениях протестующих с полицией погибли уже 22 человека, в том числе 11-летний ребенок. Кто стоит за протестами?
На кого работает Telegram?
Уже неделю в крупнейшей ближневосточной стране проходят массовые протесты. Они начались 28 декабря во втором по численности населения иранском городе — Мешхеде, где протестующие устроили массовый митинг: он был разогнан полицией с применением слезоточивого газа и водометов.
На следующий день акции протеста перекинулись еще на несколько городов, в которых начались кровопролитные столкновения митингующих с полицейскими.
30 декабря митинги начались в Тегеране, в том числе на Революционном проспекте и напротив Тегеранского университета. Акции в других городах тем временем становились все более многочисленными: скажем, в Абхаре протестанты сорвали со здания местной администрации огромный портрет великого аятоллы Али Хаменеи, бывшего президента страны, а ныне верховного лидера Ирана.
Из разных концов страны приходили новости о том, что протестанты громят офисы государственных банков, правоохранительных органов и правительственные здания. Правда, новости эти распространяли государственные иранские СМИ, поскольку еще 31 декабря власти страны приняли решение полностью запретить на территории Ирана интернет-мессенджер Telegram, который фактически является главным неофициальным медиа.
Министр внутренних дел Ирана Абдолрехман Фазли заявил, что в числе протестующих — множество провокаторов (в том числе религиозные фанатики-такфиристы), подготовленные иностранными разведками для «раскачивания» ситуации в стране. Именно они, по словам Фазли, стоят за попытками нападения на полицейские участки и военные базы с целью завладения оружием.
Бои за Алеппо… восстание в Тегеране
Показательно, что у протестующих пока что нет единого лидера: на улицы выходят студенты, рабочие, мелкие предприниматели… В общем, все те, кто недоволен нынешним положением дел в Иране.
Чего же хотят протестующие? Первоначально митинги проходили без политических лозунгов: люди протестовали против обнищания, высокой безработицы, инфляции и коррупции… Застойные явления в экономике Ирана происходят, несмотря на отмену международных санкций в соответствии с ядерным соглашением с мировыми державами.
Затем появились и антиправительственные лозунги: люди требовали отставки великого аятоллы Али Хаменеи и президента Хасана Рухани. Одна из главных претензий — это участие Ирана в сирийской войне, в которой официальный Тегеран поддерживает президента Башара аль-Асада. На стороне Асада воюет как минимум две дивизии из Корпуса стражей исламской революции — из иранских провинций Альборз и Исфахан.
Общие потери иранской стороны засекречены. Тем не менее, в июне прошлого года издание The Baghdad Post сообщило, что во время сирийской войны погибло не менее сорока иранских военнослужащих и членов добровольческой милиции Басидж (в том числе несколько бригадных генералов). Самые ожесточенные бои развернулись за Алеппо.
Протесты поддержали лидеры многих стран, которые и прежде не скрывали критического отношения к иранским властям, в том числе американский президент Дональд Трамп, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, министр иностранных дел Великобритании Борис Джонсон…
Постоянный представитель Соединённых Штатов при ООН Никки Хейли заявила о намерении США созвать специальные заседания Совета безопасности ООН и Совета ООН по правам человека для обсуждения ситуации в Иране.
Власти России, для которой Иран считается стратегическим партнером на Ближнем Востоке, пока воздержались от оценок протестов. МИД нашей страны лишь опубликовал рекомендации для российских граждан, находящихся в Иране: избегать места массовых сборов в целях личной безопасности.
Эксперт: иранцы заслуживают лучшего
Вчера верховный аятолла Али Хаменеи на традиционной встрече с членами семей религиозных мучеников заявил, что протесты в Иране поддерживают «враги» страны, а также антиправительственные иранские эмигранты. Действительно, в поддержку протестов высказались живущий в Испании певец Эбрагим Хамеди (Эби), живущий в Германии актер, певец и музыкант Шахин Наджафи, проживающая в США певица и актриса Гугуш и многие другие представители творческой интеллигенции.
Только в провинции Тегеран с начала протестов были арестованы более 450 человек, всего же в масштабах страны погибли 22 человека (в том числе один полицейский и 11-летний ребенок). Акции стали самыми массовыми в Иране с декабря 2009 года, когда оппозиция оспаривала итоги президентских выборов: тогда в столкновениях погибли 30 человек, тысячи арестованы.
Как иранские протесты отразятся на России, «Свободная пресса» расспросила старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Михаила Рощина.
«СП»: — Михаил Юрьевич, каковы на ваш взгляд, предпосылки для иранских протестов, которые охватили уже и самые отдаленные — консервативные, поддерживающие тегеранский режим — города страны?
— Думаю, иранский народ устал от господства клерикального режима в стране. Этот режим был установлен в начале 1979 года, то есть почти сорок лет назад. До этого в Иране свыше 37 лет правил шах Мохаммед Реза Пехлеви, правление которого носило ярко выраженный светский характер. Шах пользовался уважением и признанием по обе стороны невидимого фронта холодной войны: и в Советском Союзе, и на Западе.
8 января 1978 года в Иране прошла первая антиправительственная демонстрация, а еще через год с небольшим шах бежал из страны, и к власти пришло шиитское духовенство. В наши дни, как я понимаю, терпение народа иссякает, способность клерикалов управлять страной постепенно слабнет.
Думаю, многим иранцам не нравится противопоставление нынешнего иранского режима другим мусульманским странам. Это нашло свое отражение в лозунгах, выдвигавшихся в последние дни на демонстрациях оппозиции.
«СП»: — Как, на ваш взгляд, протесты в Иране повлияют на ситуацию в российской мусульманской умме?
— Насчет того, всколыхнется или нет весь исламский мир, пока говорить преждевременно. Надо подождать развития событий. Иран — шиитское государство. А разделение на шиитов и суннитов имеет важное значение. Вот в Иракском Курдистане местные арабы-сунниты поддерживают курдов (в основном суннитов), а не шиитский Багдад.
У нас в стране шиитов, а тем более активных, немного, поэтому вряд ли протесты отразятся на России. Хотя, разумеется, все зависит от размаха и характера волнений. Тогда неожиданности возможны.
«СП»: — Иранский режим — союзник российского. Но сохранится ли нынешняя власть в Тегеране?
— По поводу нашего союзничества многое, вы правы, зависит от нынешнего иранского режима. Посмотрим, на его способность реформироваться в условиях кризиса. Я пока дальнего прогноза о его судьбе не делаю. Хотя, понятно, что такой талантливый и энергичный народ как иранцы заслуживает чего-то лучшего.