Материал комментируют:
Андрей Манойло
Игорь Шатров
Отношения между Россией и Соединёнными Штатами должны быть более продуктивными, считает Госсекретарь США Рекс Тиллерсон. Об этом он заявил в интервью CNN.
«Отношения между двумя нашими странами должны быть более продуктивными. В настоящее время они очень натянуты. По моему мнению, причины понятны всем американцам», — отметил глава Госдепа.
Кроме того, по его словам, его российский коллега Сергей Лавров делает многое для того, чтобы отношения между Москвой и Вашингтоном улучшились.
Он также напомнил, что за нормализацию отношений выступает сам глава американского государства:
«Я ясно говорил, президент ясно говорил, что две наши страны должны иметь более продуктивные отношения.
Госсекретарь напомнил, что США «дали ясно понять, что краеугольным камнем в налаживании отношений с РФ является урегулирование ситуации на Украине». При этом, ориентиром, по его словам, должно служить сотрудничество России и США по Сирии.
«Мы должны достичь прогресса по Украине, как мы добились этого по Сирии, что способствует полному уничтожению ИГ *», — сказал Тиллерсон.
Напомним, что в конце декабря в статье для New York Times Тиллерсон заявил, что восстановление российско-американских отношений невозможно без решения «украинского вопроса». При этом глава Госдепа отметил, что «для них нет иллюзий в отношении режима в России». «У США сейчас плохие отношения с возродившейся Россией, которая за последнее десятилетие вторглась в соседние Грузию и Украину», — написал он.
— На первый взгляд, это выглядит как попытка прагматичного подхода к российско-американским отношениям, — считает заместитель директора Национального Института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Внешне даже напоминает российскую внешнеполитическую позицию. А она следующая: Россия готова сотрудничать с любым легитимным правительством любой страны до тех пор, пока его действия не наносят вреда российским интересам. По моему мнению, это наиболее здравый взгляд на систему международных отношений. И если его будут придерживаться в США, то такую точку зрения можно только приветствовать. Однако я бы не питал иллюзий. Дьявол кроется в деталях. Москва и Вашингтон по-разному трактуют понятие «национальные интересы». Американские власти зоной своих национальных интересов считают весь мир. Желание выстроить планету по американскому образу и подобию постоянно приводит к военным конфликтам и нескончаемым человеческим жертвам, потому что входит в противоречие с интересами других народов. Но в своем маниакальном «мессианстве» американские элиты, к сожалению, последовательны.
Иными словами, некоторое отступление Тиллерсона от ранее заявленного может оказаться всего лишь тактическим ходом. С другой стороны, это может быть и признанием бесперспективности разговора с Россией с позиции силы. Мол, Россия — великая держава, и США обречены на сотрудничество, несмотря на неприятие позиции России. Время покажет, какая версия подтвердится.
«СП»: — Тиллерсон отметил, что в плане отношений с РФ для США «это был тяжелый год». Кроме того, Тиллерсон добавил, что сейчас отношения двух стран очень натянутые по причинам, которые американцы хорошо понимают. Что это за причины? Будет ли следующий год таким же тяжелым?
— Тиллерсон проговорился на этот счет, признав, что «у США сейчас плохие отношения с возродившейся Россией». Ключевое слово здесь «возродившаяся». Именно возродившаяся Россия, проводящая самостоятельную внешнюю и внутреннюю политику, и не устраивает «мессий» из Вашингтона. И, исходя из этой логики, 2018-й видится таким же тяжелым.
«СП»: — Тиллерсон приводит как пример позитивного сотрудничества Сирию. Хороший ли пример?
— Если под сотрудничеством понимать то, что вследствие военных успехов России США постепенно снизили до минимума поддержку террористов и даже периодически наносили им ущерб, то да, такие факты имели место.
«СП»: — Тиллерсон также обещает найти компромисс по Украине. Это на фоне решения передать Киеву оружие? Одной рукой разжигаем, другой ищем компромисс? Как это? Компромисс по Украине вообще теоретически возможен? Или это вечная проблема, которая будет переходить от одного президента США к другому?
— Действительно, на Украине США действуют прямо противоположно тому, как вели себя в последний год в Сирии. Они увеличивают поддержку Киева, перейдя от политического сотрудничества к военно-техническому. Но это не попытка взять реванш за внешнеполитическое поражение в Сирии. Это хоть и взаимосвязанный, но все же другой процесс. Украине еще по старым западным сценариям отведена роль раскольника, который должен не просто отказаться от общего прошлого с Россией, но и испоганить, опошлить всю нашу совместную историю. Дискредитируя себя, украинские политики марают и Россию. Ведь до недавнего времени русские и украинцы на Западе справедливо воспринимались как один народ. Так вот по-настоящему суверенная Украина при такой цели невыгодна режиссерам этого спектакля, потому что может отказаться от своей иезуитской роли. Как долго будет сохраняться зона хаоса на границах России и Европы? Как минимум, до тех пор, пока тяжкие последствия этого геополитического эксперимента не начнут ощущать в Европе и европейские политики не вспомнят о национальных интересах своих стран. Шаг в этом направлении уже сделала Польша, признав, что за время конфликта приняла не менее 1,5 миллиона беженцев с Украины. Слово Европы против слова США — еще недавно это выглядело фантастическим прогнозом, но сейчас может оказаться вполне реалистичным выходом из тупика.
По мнению профессора МГУ им. М.В. Ломоносова, доктора политических наук, члена Научного совета при Совете безопасности РФ Андрея Манойло, на позицию Трампа и Тиллерсона в определенной мере повлиял посол США в России Джон Хантсман.
— Только получив от Хантсмана твердые заверения о том, что с Россией отношения надо улучшать, Трамп устами Тиллерсона заявил, что США, возможно, снова начнут сближаться с Россией — на этот раз, по украинскому вопросу. Хантсман — авторитетный политик, имеющий колоссальный аппаратный вес в Конгрессе; активный критик Трампа в период его избирательной кампании. С таким политическим весом за широкой спиной Хантсмана может спрятаться даже не один Трамп, а несколько.
«СП»: — Тиллерсон говорит о прогрессе по Сирии, который «способствует полному уничтожению ИГ». Что он имеет в виду? Разве «сотрудничество» США и России в Сирии можно назвать прогрессом?
— Прогресса в сотрудничестве между Россией и США по Сирии, конечно, пока особо не видно. Но Тиллерсон может иметь в виду другое: с точки зрения американской пропаганды, Россия поддерживает «террористический» режим Асада, а тот, в свою очередь — «террористические» организации типа «Хезболла», и даже, возможно, ИГИЛ — по заверениям бывшего госсекретаря США Джона Керри, Асад когда-то торговал с ИГИЛ фосфатами, получая от них взамен нефть. США надавили на Россию (даже «Томагавки» запустили по авиационной базе Эш-Шайрат в рекламных целях) —та ослабила поддержку «террористов» Асада, и благодаря этому американо-курдским силам удалось уничтожить «оставшееся без поддержки Асада» ИГИЛ в его логове — Ракке. Может быть, Тиллерсон намекает на то, что теперь США будут также давить на Россию, чтобы она ослабила поддержку ЛНР-ДНР, понимая именно под этим «прогресс» в российско-американских отношениях по поводу Украины? Вполне может быть.
«СП»: — Компромисс по Украине между США и Россией вообще возможен?
— Возможен, как и в любой коммерческой сделке. Его просто надо найти и зафиксировать. Пока же стороны слишком увлечены торгом и новыми возможностями, которые открываются в этом торге в связи с ежедневными изменениями международной обстановки. Никто пока еще не сказал: стоп-торг! Пора фиксировать дивиденды (или убытки) и закрывать сделку.
«СП»: — По словам Тиллерсона, «Трамп четко заявил, что наши две страны должны иметь более продуктивные отношения». Это вообще возможно в нынешних условиях антироссийской истерии в США?
— Слабо верится, что это возможно в условиях антироссийской истерии, которую сам Трамп отчасти и разжигает, идя на поводу у Конгресса. Для претворения этого заявления в жизнь ему пока не хватает твердости или хороших советников.
Но чем Трамп не шутит… всякое может быть.
«СП»: — Что еще, кроме Украины и «вмешательства» России в выборы мешает налаживанию диалога между странами? Устранимы ли эти проблемы?
— Самая большая проблема для Трампа — это сам Трамп. Его непоследовательная политика и истерическое планирование его погубит, если он не возьмет себя в руки. С этого ему, пожалуй, и надо начать, причем, в его собственных интересах. Остальное — приложится.
Трамп слаб, всего боится и старается спрятаться от проблем — этим все и пользуются.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.