Материал комментируют:
Михаил Ремизов
Фигурантами «кремлевского доклада» могут стать 50 представителей российской элиты, приближенных к президенту РФ Владимиру Путину. Вместе с членами их семей в новый «черный список» США попадут минимум 300 персон. Об этом в пятницу, 12 января, сообщила газета «Коммерсант».
Как заверил издание источник, близкий к Госдепу США, администрация президента США Дональда Трампа «подготовит документ в срок». Конкретных имен фигурантов списка он называть не стал.
Напомним: закон «О противодействии противникам США посредством санкций» (CAATSA) был инициирован Конгрессом как ответ на якобы имевшее место вмешательство Кремля в президентские выборы в США. Однако Трамп не раз говорил, что сомневается в виновности российских властей. Он раскритиковал CAATSA за то, что закон ограничивает его пространство для маневров во внешней политике, однако 2 августа 2017 года все же его подписал.
В документе особо отмечено, что не позже чем 29 января 2018 года Министерство финансов США должно представить Конгрессу подробный отчет, каких именно высокопоставленных российских чиновников и бизнесменов можно считать приближенными к власти («кремлевский список»).
И теперь у Конгресса нет сомнений: Белый дом представит «список» точно в срок. Но у законодателей все же нет уверенности, что Трамп будет вводить серьезные рестриктивные меры против людей из окружения Путина, чтобы окончательно не испортить отношения с президентом РФ.
Чтобы оказать на Трампа давление, секаторы-демократы обнародовали 200-страничный доклад «Путинская асимметричная атака на демократию в России и Европе: последствия для национальной безопасности США».
Цель его сформулировал член сенатского комитета по международным делам демократ Бенджамин Кардин, который сыграл активную роль в продвижении CAATSA. По его мнению, российскую угрозу не следует сводить к одному только якобы вмешательству Москвы в американские выборы. Угрозой Кардин предлагает считать долгосрочный фактор дестабилизации, который якобы возник сразу после того, как в 1999 году новым российским лидером стал Владимир Путин.
«Путинский Кремль использует арсенал асимметричных средств, которые включают в себя военные вторжения, кибератаки, дезинформацию, поддержку маргинальных политических групп, превращение энергетических ресурсов в средства ведения войн, организованную преступность и коррупцию. С течением времени Кремль усовершенствовал свои инструменты, и его атаки стали более интенсивными и масштабными. Если США не смогут вовремя отреагировать на эту комплексную растущую угрозу, режим в Москве будет действовать еще более беззастенчиво», — уверен Кардин.
Якобы имевшее место вмешательство российских властей в американские выборы в докладе ставится в один ряд с нападением на Перл-Харбор и терактами 11 сентября.
Придя к выводу о том Трамп «не оказывает должного противодействия Москве», авторы доклада призывают членов Конгресса США — как демократов, так и республиканцев — объединить усилия, следуя «давней традиции противостояния российской агрессии». При этом они призывают к активным действиям и самого Дональда Трампа.
Будет ли эффективным давление Конгресса, пойдет ли Трамп на заметное ужесточение санкций против РФ?
— И в рамках закона CAATSA, и в рамках обнародованной в декабре новой стратегии национальной безопасности США, Россия рассматривается как объект сдерживания на долгосрочную перспективу, — отмечает президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов. — Вне зависимости от поведения Москвы в тех или иных ситуациях, она рассматривается в качестве стратегического соперника Америки — и никак иначе. И во всех случаях акцент делается на экономические методы противоборства.
Однако именно персональные санкции, на мой взгляд, не являются эффективным средством в экономической войне США с Россией. Разумеется, в том случае, если на рестриктивные меры последует адекватная реакция со стороны Кремля.
«СП»: — Что конкретно должен сделать Кремль?
— Фигуранты «кремлевского списка» должны, я считаю, получить четкий сигнал со стороны российского руководства: они могут продолжать работать в РФ только при условии возвращения домой основной части своих активов.
Если же они активы продолжают выводить за рубеж, Кремль не оставит этого просто так. Потому что эти активы заработаны в России, и за счет России.
Такая твердая позиция может стать действенным противоядием против персональных санкций. В этом случае меры, принятые администрацией Трампа в рамках «кремлевского доклада», могут быть для нас только полезны.
А вот что действительно представляет угрозу для экономики РФ — так это санкции со стороны США для российских компаний. Возможно, именно это обстоятельство станет ключевым для определения санкционной стратегии, которую в итоге выберет Белый дом.
«СП»: — Какие здесь могут быть варианты?
— Американцы могут вводить санкции против РФ на потребу своей внутриполитической повестки, или же вводить формальные санкции для острастки — просто чтобы что-то сделать и получить публичный эффект. В рамках этой логики, замечу, вполне уместны персональные санкции.
Но Белый дом может выбрать и жесткий вариант: санкции против российских компаний, плюс, что даже важнее, санкции против партнеров наших компаний за рубежом. Если Трамп решится идти по этому пути, это будет означать серьезную эскалацию экономической войны.
«СП»: — Действительно ли, как пытается представить дело Конгресс, Трамп увиливает от ужесточения санкционной политики на российском направлении?
— Дональд Трамп, я считаю, отдает себе отчет в неэффективности санкций против персоналий из «кремлевского списка». Он понимает, что таким способом Москву можно подтолкнуть к проведению более самостоятельной — национально-ориентированной — политики. Такой сценарий, понятно, прямо противоречит интересам США.
Есть еще важный момент. Я считаю, в Белом доме никто не верит, что из-за персональных санкций окружение Владимира Путина взбунтуется и его свергнет.
Именно поэтому Трамп, скорее всего, действительно не будет спешить с вводом санкций против лиц из «кремлевского списка». Что же до санкций против зарубежных партнеров российских компаний — Трамп не может не понимать их веса и значения. Но именно в силу такого понимания, на мой взгляд, президент США будет использовать эти санкции только для оказания серьезного давления на Москву, а не просто ради того, чтобы поставить галочку в графике имплементации CAATSA.
«СП»: — Вы говорите, Трамп не верит, что окружение Путина взбунтуется из-за санкций. А Конгресс США находит этот сценарий реалистичным?
— Американские политики зачастую становятся заложниками собственной пропаганды, и идея с бунтом в окружении президента РФ — яркое тому подтверждение. По сути, Конгресс США занимается политикой в жанре комиксов. И персональные санкции в рамках «кремлевского списка», скорее, выглядят попыткой снятия антироссийского невроза, чем серьезным инструментом воздействия на российскую ситуацию.