Катастрофа Ту-154 Качиньского: Здравый смысл ушел в крутое пике - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Катастрофа Ту-154 Качиньского: Здравый смысл ушел в крутое пике - «Политика» 23:00 Пятница 0 356
12-01-2018, 23:00

Катастрофа Ту-154 Качиньского: Здравый смысл ушел в крутое пике - «Политика»



Причиной падения Ту-154 под Смоленском в 2010 году, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский, стала «серия взрывов». К такому неординарному выводу пришла комиссия польского Минобороны по повторному расследованию катастрофы.

О завершении своей работы комиссия сообщила 10 января. Как пояснила ее пресс-секретарь Марта Палонек, по итогам рассмотрения всех собранных материалов привлеченный Варшавой международный авиаэксперт Фрэнк Тейлор сделал три заключения:

— левое крыло самолета было разрушено внутренним взрывом;

— источников взрывов было несколько, что «подтверждается анализом последствий удара двери самолета о землю»;

— левое крыло было разрушено до того, как самолет ударился о кроны деревьев.

В конце сообщения указано, что эти заключения приняты как часть основных выводов комиссии.

Заметим: президент РФ Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции в декабре 2017 года уже комментировал польскую версию крушения Ту-154. В частности, заявления тогдашнего министра обороны Польши Антони Мачеревича о том, что на борту самолета произошли взрывы, к которым якобы может быть причастна Москва.

«Если на борту были взрывы, а самолет-то откуда взлетел? Из Москвы или из Варшавы? Значит, там (в Польше) их и положили. Мы что ли, какие-то российские агенты туда (в самолет) пробрались и положили взрывчатку что ли? Ищите у себя тогда», — сказал Путин.

Однако польская комиссия никого «у себя» искать не стала. Напротив, она обнаружила, что вражеских агентов, подкладывающих бомбы, было много — на целую «серию взрывов».


На деле, польское расследование превратилось в плохой фарс. Напомним: нынешние выводы, спустя почти восемь лет после катастрофы, публикует вторая по счету польская комиссия. Она занимается ревизией выводов первой комиссии, представившей доклад 29 июля 2011 года.

Первая комиссия заключила, что президентский борт разбился из-за чрезмерно быстрого снижения в условиях плохой видимости. Эти выводы в целом совпадали с заключением комиссии МАК (в нем дополнительно указывалось, что на пилотов оказывалось психологическое давление — кто-то из польского руководства находился в кабине, и требовал приземлиться как можно быстрее).

Такая неполитизированная версия пришлась не по вкусу польским консерваторам из партии «Право и справедливость». Именно поэтому 4 февраля 2016 года была организована вторая комиссия, за которой стояли сторонники теории «российского следа».

На днях некоторые из этих «теоретиков» оказались не у дел. 9 января стало известно, что Антони Мачеревич и глава МИД Польши Витольд Ващиковский отправлены в отставку. Но постов они лишились не из-за пристрастной позиции по смоленской катастрофе, а из-за недовольства Брюсселя. В Евросоюзе Мачеревича критиковали за медленную модернизацию армии и за конфликты с генералами, а Ващиковского считали «неэффективным дипломатом».

И остается открытым вопрос: являются ли новые выводы польской комиссии последним «прощай» ушедших министров, или же подтверждением прежнего курса Варшавы на противостояние с Москвой?

— Версия о взрыве на борту Ту-154 была озвучена членами польской комиссии еще в августе 2017 года, — напоминает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Под этим предлогом поляки начали ряд бюрократических процедур. В частности, направили запрос в Москву, в котором потребовали выдать им обломки самолета. Теперь эти процедуры завершились, но на предварительные выводы комиссии, как видим, никак не повлияли.

Да, выход доклада по времени совпал с отставками в правительстве Польши, но я бы не связывал эти события напрямую. Надо понимать: перестановки в кабмине не могут изменить генеральный курс Варшавы — просто потому, что Польша лишь формально является президентской республикой. Ключевую роль в стране играет даже не партия «Право и справедливость», а ее неформальный лидер — Ярослав Качиньский, брат-близнец погибшего Леха Качиньского. А он слепо верит, что за катастрофой в Смоленске стоят российские спецслужбы.

Я не раз обсуждал эту ситуацию с польскими дипломатами. В приватной обстановке они уверяют: на почве личной трагедии у Ярослава Качиньского сформировалась мания. Именно поэтому, едва «Право и справедливость» пришла к власти, польский лидер наполнил комиссию по расследованию новыми людьми, и поставил перед ними совершенно четкую задачу: обнаружить «российский след» — и точка.

И вот члены комиссии справились с задачей как смогли: не предоставив доказательств, заявили, что на борту Ту-154 произошел даже не один взрыв, а серия взрывов.

Кто стоит за этими взрывами, как они произошли, почему так случилось? На эти вопросы уже никто, надо думать, отвечать не станет. Да на них и невозможно ответить — обычно подобные экспертизы проводятся по горячим следам.

Непосредственно после катастрофы все необходимые экспертизы, замечу, проводились, и никаких следов взрывчатки на обломках не было найдено. Причем, в составе комиссии на равных работали польские специалисты — никто от них ничего не скрывал.

«СП»: — Если перестановки в польском кабмине — не свидетельство ослабления влияния Качиньского, что за ними стоит?

— Перестановки начались еще в начале декабря, когда с поста главы польского правительства ушла Беата Шидло. Но это не стало громкой отставкой: Шидло просто перешла на пост заместителя премьер-министра страны.

На мой взгляд, польская элита решила поставить во главе правительства более яркую фигуру, с учетом, что парламентские выборы-2019 не за горами. Чтобы премьер не просто пользовался авторитетом Качиньского, но и сам активно привлекал избирателей.

Многое не устраивало польскую элиту и в сфере внешней политики, так что отставка Ващиковского также объяснима.

С одной стороны, полякам нравилось, что при Ващиковском страна могла не особо обращать внимание на позицию Брюсселя — например, при проведении судебной реформы. С другой, Еврокомиссия в ответ именно на это запустила механизм рассмотрения и наложения возможных санкций на Варшаву. Помимо прочего, это грозит Польше потерей право голоса в Совете ЕС. Элита понимает, что в такое незавидное положение страну загнали именно ошибки дипломатов.

Ващиковскому, кроме того, ставили в вину, что Варшава спускает с рук отношение Киева к так называемой Волынской резне, и не участвует в минском процессе, хотя это затрагивает ее национальные интересы.

«СП»: — Перемены в настроениях польской элиты скажутся на отношениях с Россией?

— Отношения Варшавы и Москвы сейчас опустились на самое дно. Вместе с тем, значительная часть польского народа позитивно относится к россиянам. Кто бы что ни говорил, многие в Польше по-доброму вспоминают и оценивают помощь Советской армии в освобождении страны от гитлеровской Германии.

Память народа не исчезает. Конечно, политика Варшавы в отношении Москвы, построенная по нисходящей линии, может на каком-то этапе доминировать — именно это мы наблюдаем в сегодняшней Польше. Но в исторической перспективе, уверен, такая политика обречена на провал.


— Польша до сих страдает от исторического комплекса в отношении России, и нагнетает антироссийскую истерию, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Кроме того, польская элита находится под жестким контролем США, а Вашингтон сейчас фактически ведет против России войну без правил. В результате, поляки вынуждены выдвигать откровенно абсурдные обвинения в адрес Москвы, и активно участвовать в кампании по демонизации РФ в мире.

Что до новых выводов польской комиссии, если бы на борту Ту-154 действительно была серия взрывов, об этом стало бы известно сразу. Но после катастрофы даже в самой Польше общественность была убеждена: самолет разбился из-за решения летчиков, которые нарушили требования безопасности.

На деле, к сегодняшнему дню польское расследование смоленской трагедии из сферы юридической перешло в чисто политическую сферу. Причем, главный вывод этого расследования известен заранее: во всем виновата Россия.

«СП»: — Будет ли эта истерия продолжаться?

— Думаю, будет. В Польше она нагнетается радикальными силами внутри страны, для которых важно под антироссийскими лозунгами мобилизовать население под свои знамена. Кроме того, США дали отмашку своим сателлитам на беспрецедентную по размаху антироссийскую кампанию. Эту кампанию, надо думать, будут активно раскручивать западные СМИ.

Думаю, в рамках этой кампании мы еще не раз увидим примеры абсурдных обвинений в адрес России.


Причиной падения Ту-154 под Смоленском в 2010 году, на борту которого находился президент Польши Лех Качиньский, стала «серия взрывов». К такому неординарному выводу пришла комиссия польского Минобороны по повторному расследованию катастрофы. О завершении своей работы комиссия сообщила 10 января. Как пояснила ее пресс-секретарь Марта Палонек, по итогам рассмотрения всех собранных материалов привлеченный Варшавой международный авиаэксперт Фрэнк Тейлор сделал три заключения: — левое крыло самолета было разрушено внутренним взрывом; — источников взрывов было несколько, что «подтверждается анализом последствий удара двери самолета о землю»; — левое крыло было разрушено до того, как самолет ударился о кроны деревьев. В конце сообщения указано, что эти заключения приняты как часть основных выводов комиссии. Заметим: президент РФ Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции в декабре 2017 года уже комментировал польскую версию крушения Ту-154. В частности, заявления тогдашнего министра обороны Польши Антони Мачеревича о том, что на борту самолета произошли взрывы, к которым якобы может быть причастна Москва. «Если на борту были взрывы, а самолет-то откуда взлетел? Из Москвы или из Варшавы? Значит, там (в Польше) их и положили. Мы что ли, какие-то российские агенты туда (в самолет) пробрались и положили взрывчатку что ли? Ищите у себя тогда», — сказал Путин. Однако польская комиссия никого «у себя» искать не стала. Напротив, она обнаружила, что вражеских агентов, подкладывающих бомбы, было много — на целую «серию взрывов». На деле, польское расследование превратилось в плохой фарс. Напомним: нынешние выводы, спустя почти восемь лет после катастрофы, публикует вторая по счету польская комиссия. Она занимается ревизией выводов первой комиссии, представившей доклад 29 июля 2011 года. Первая комиссия заключила, что президентский борт разбился из-за чрезмерно быстрого снижения в условиях плохой видимости. Эти выводы в целом совпадали с заключением комиссии МАК (в нем дополнительно указывалось, что на пилотов оказывалось психологическое давление — кто-то из польского руководства находился в кабине, и требовал приземлиться как можно быстрее). Такая неполитизированная версия пришлась не по вкусу польским консерваторам из партии «Право и справедливость». Именно поэтому 4 февраля 2016 года была организована вторая комиссия, за которой стояли сторонники теории «российского следа». На днях некоторые из этих «теоретиков» оказались не у дел. 9 января стало известно, что Антони Мачеревич и глава МИД Польши Витольд Ващиковский отправлены в отставку. Но постов они лишились не из-за пристрастной позиции по смоленской катастрофе, а из-за недовольства Брюсселя. В Евросоюзе Мачеревича критиковали за медленную модернизацию армии и за конфликты с генералами, а Ващиковского считали «неэффективным дипломатом». И остается открытым вопрос: являются ли новые выводы польской комиссии последним «прощай» ушедших министров, или же подтверждением прежнего курса Варшавы на противостояние с Москвой? — Версия о взрыве на борту Ту-154 была озвучена членами польской комиссии еще в августе 2017 года, — напоминает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Под этим предлогом поляки начали ряд бюрократических процедур. В частности, направили запрос в Москву, в котором потребовали выдать им обломки самолета. Теперь эти процедуры завершились, но на предварительные выводы комиссии, как видим, никак не повлияли. Да, выход доклада по времени совпал с отставками в правительстве Польши, но я бы не связывал эти события напрямую. Надо понимать: перестановки в кабмине не могут изменить генеральный курс Варшавы — просто потому, что Польша лишь формально является президентской республикой. Ключевую роль в стране играет даже не партия «Право и справедливость», а ее неформальный лидер — Ярослав Качиньский, брат-близнец погибшего Леха Качиньского. А он слепо верит, что за катастрофой в Смоленске стоят российские спецслужбы. Я не раз обсуждал эту ситуацию с польскими дипломатами. В приватной обстановке они уверяют: на почве личной трагедии у Ярослава Качиньского сформировалась мания. Именно поэтому, едва «Право и справедливость» пришла к власти, польский лидер наполнил комиссию по расследованию новыми людьми, и поставил перед ними совершенно четкую задачу: обнаружить «российский след» — и точка. И вот члены комиссии справились с задачей как смогли: не предоставив доказательств, заявили, что на борту Ту-154 произошел даже не один взрыв, а серия взрывов. Кто стоит за этими взрывами, как они произошли, почему так случилось? На эти вопросы уже никто, надо думать, отвечать не станет. Да на них и невозможно ответить — обычно подобные экспертизы проводятся по горячим следам. Непосредственно после катастрофы все необходимые экспертизы, замечу, проводились, и никаких следов взрывчатки на обломках не было найдено. Причем, в составе комиссии на равных работали польские специалисты — никто от них ничего не скрывал. «СП»: — Если перестановки в польском кабмине — не свидетельство ослабления влияния Качиньского, что за ними стоит? — Перестановки начались еще в начале декабря, когда с поста главы польского правительства ушла Беата Шидло. Но это не стало громкой отставкой: Шидло просто перешла на пост заместителя премьер-министра страны. На мой взгляд, польская элита решила поставить во главе правительства более яркую фигуру, с учетом, что парламентские выборы-2019 не за горами. Чтобы премьер не просто пользовался авторитетом Качиньского, но и сам активно привлекал избирателей. Многое не устраивало польскую элиту и в сфере внешней политики, так что отставка Ващиковского также объяснима. С одной стороны, полякам нравилось, что при Ващиковском страна могла не особо обращать внимание на позицию Брюсселя — например, при проведении судебной реформы. С другой, Еврокомиссия в ответ именно на это запустила механизм рассмотрения и наложения возможных санкций на Варшаву. Помимо прочего, это грозит Польше потерей право голоса в Совете ЕС. Элита понимает, что в такое незавидное положение страну загнали именно ошибки дипломатов. Ващиковскому, кроме того, ставили в вину, что Варшава спускает с рук отношение Киева к так называемой Волынской резне, и не участвует в минском процессе, хотя это затрагивает ее национальные интересы. «СП»: — Перемены в настроениях польской элиты скажутся на отношениях с Россией? — Отношения Варшавы и Москвы сейчас опустились на самое дно. Вместе с тем, значительная часть польского народа позитивно относится к россиянам. Кто бы что ни говорил, многие в Польше по-доброму вспоминают и оценивают помощь Советской армии в освобождении страны от гитлеровской Германии. Память народа не исчезает. Конечно, политика Варшавы в отношении Москвы, построенная по нисходящей линии, может на каком-то этапе доминировать — именно это мы наблюдаем в сегодняшней Польше. Но в исторической перспективе, уверен, такая политика обречена на провал. — Польша до сих страдает от исторического комплекса в отношении России, и нагнетает антироссийскую истерию, — считает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Кроме того, польская элита находится под жестким контролем США, а Вашингтон сейчас фактически ведет против России войну без правил. В результате, поляки вынуждены выдвигать откровенно абсурдные обвинения в адрес Москвы, и активно участвовать в кампании по демонизации РФ в мире. Что до новых выводов польской комиссии, если бы на борту Ту-154 действительно была серия взрывов, об этом стало бы известно сразу. Но после катастрофы даже в самой Польше общественность была убеждена: самолет разбился из-за решения летчиков, которые нарушили требования безопасности. На деле, к сегодняшнему дню польское расследование смоленской трагедии из сферы юридической перешло в чисто политическую сферу. Причем, главный вывод этого расследования известен заранее: во всем виновата Россия. «СП»: — Будет ли эта истерия продолжаться? — Думаю, будет. В Польше она нагнетается радикальными силами внутри страны, для которых важно под антироссийскими лозунгами мобилизовать население под свои знамена. Кроме того, США дали отмашку своим сателлитам на беспрецедентную по размаху антироссийскую кампанию. Эту кампанию, надо думать, будут активно раскручивать западные СМИ. Думаю, в рамках этой кампании мы еще не раз увидим примеры абсурдных обвинений в адрес России.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl