Материал комментируют:
Александр Шатилов
Василий Колташов
Европейцы должны сопротивляться экономическому давлению США, поскольку интересы Вашингтона в этой сфере противоречат интересам Евросоюза. Об этом в своём недавнем выступлении перед Восточным комитетом германской экономики заявил министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль.
«Я считаю, что Европа должна не допустить реализации стратегии США, в рамках которой нас объявляют экономическим противником, а иногда даже врагом», — цитирует RT слова дипломата со ссылкой на Reuters.
По мнению Габриэля, нельзя ставить экономику ЕС, в том числе и Германии, в зависимость от условий, которые диктует Вашингтон. Неприемлемо, как он считает, чтобы правовые гарантии для европейского бизнеса соблюдались только в случае подчинения американскому диктату.
Глава внешнеполитического ведомства призвал Германию и Европу не забывать, прежде всего, о собственных интересах. Напомнив, что политика главы Белого дома Дональда Трампа под лозунгом «Америка превыше всего» противоречит им.
«Мы выступаем за честную конкуренцию, но не собираемся подчиняться», — подчеркнул Габриэль.
Как понимать этот жесткий тон?
Не секрет, действительно, что именно Германия четвертый год несёт основные финансовые издержки по так называемому «сдерживанию России». Результат: немецкий экспорт в нашу страну за время антироссийских санкций не досчитался 40% прибыли. В то время как потери США, которые инициировали введение ограничительных мер в отношении России, составили всего 0,6%.
Такие данные в конце прошлого года опубликовал Институт мировой экономики в Киле.
При этом Штаты продолжают настойчиво навязывать и Германии, и другим странам ЕС свои правила игры, продвигая — часто весьма бесцеремонно — собственные интересы. И, что интересно, до недавнего времени старушку Европу вроде бы все устраивало…
Что же вдруг изменилось? А главное, будет ли призыв главы МИД Германии к сопротивлению американскому диктату услышан?
— Надо сказать, что Габриэль озвучил претензии и недовольства «европейской» — прошу прощения за тавтологию — части европейской элиты, — комментирует ситуацию декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Это сообщество, которое выступает против экспансии и против жесткого давления США на Евросоюз в политической, экономической сферах.
Потому что давным-давно европейские политики поделены на сторонников Европы, как некоего глобального субъекта политической и экономической жизни. И на политиков проамериканской ориентации, которые, по большому счету, легли в дрейф американской политики и готовы отстаивать интересы США на европейском пространстве.
Достаточно долго «европейская часть» отступала, шла на уступки, мирилась с достаточно бесцеремонным поведением Вашингтона в Старом Свете. Но сейчас, видимо, наступил предел терпению. И Габриэль озвучил их встречные претензии, обозначив недовольство политической и экономической элиты Европы тем курсом, который навязывают Евросоюзу Соединенные Штаты.
Естественно, тут надо еще иметь в виду, что Габриэль представляет Социал-демократическую партию Германии, которая традиционно весьма скептически относилась к антироссийскому курсу Ангелы Меркель. И еще со времен Герхардта Шрёдера, собственно, выступала за развитие экономического и политического партнерства — особенно — с РФ. В этом плане, конечно, идеологическая и политическая принадлежность главы германского МИД тоже имеет определенное значение при анализе его высказываний.
«СП»: — Но все-таки в большей степени под ударом оказался немецкий бизнес. И достаточно симптоматично, что Габриэль сделал свое заявление именно перед Восточным комитетом, который как раз курирует экономическое партнерство с Россией.
— Действительно, многие представители немецкого бизнеса очень недовольны резким сокращением экономических контактов с Российской Федерацией. Но не только они. Представители здравомыслящего политического бомонда тоже считают, что Европа сейчас таскает каштаны из огня для Вашингтона вопреки своим интересам.
Не знаю, правда, получит ли это заявление Габриэля продолжение…
«СП»: — Почему, нет?
— Потому что, честно говоря, Америке удалось провести за последние годы достаточно серьезную чистку европейских элит, убрав оттуда сторонников, скажем так, «субъектной» Европы. И поставив во главе многих стран проамериканских политиков.
С другой стороны, призыв Габриэля к сопротивлению американскому давлению — это уже как бы знаковое событие. Министр иностранных дел Германии попытался продемонстрировать США европейские зубы.
Надо сказать, что время для этого выбрано очень удачное. Потому что такой жесткий и иногда весьма бесцеремонный курс Трампа вызывает много вопросов и в самой Америке. Не секрет, что элита американская сейчас во многом расколота по отношению к курсу нынешней администрации.
Поэтому здесь, мне кажется, у европейцев появляются какие-то шансы отстоять хотя бы часть своих национальных или общеевропейских интересов.
По мнению руководителя Центра политэкономических исследований Василия Колташова, слова главы МИД ФРГ могут предвещать некоторые перемены во внешнеполитической стратегии Берлина:
— Германия находится в неявном конфликте с Соединенными Штатами. Этот конфликт выразился еще в том, что правительство Меркель затянуло подписание соглашения о Трансатлантическом торговом партнерстве, а потом фактически не допустила создание этого партнерства.
Когда Трамп год назад объявил о выходе из Транстихоокеанского соглашения, это было отчасти признание американцами провала всей их стратегии. Потому что не получилось создать такое «кольцо силы», где страны, входящие в Тихоокеанский и Атлантический бассейны, будут объединены вокруг США, соединены с ними морскими путями и находиться в зависимости от американской экономики и американских корпораций.
Это все не получилось с Европой из-за позиции Германии.
Но дело в том, что Германия, несмотря на то, что понесла потери от антироссийских санкций, все равно имела и имеет свой интерес (по крайне мере, в лице немецких финансовых элит, финансового капитала) в сохранении этих санкций.
«СП»: — И в чем же их интерес?
— Цель немцев — экспансия на Восток. То есть, такое расширение ЕС, которое, во-первых, обеспечит его сохранность. Во-вторых, усилит гегемонию Германии в Европе. А в третьих, создаст необходимые экономические ресурсы, которые будут просто перераспределены в пользу немецкого бизнеса в этих восточных, постсоветских государствах.
Проблема в том, что эта стратегия фактически провалилась, хотя не все это еще поняли. Реализация этой стратегии далеко не прекращена. Но провал ее все более очевиден для немецких представителей правящего класса.
Поэтому встает вопрос: если вы не можете захватить ресурсы, лежащие на Востоке — ни в Белоруссии, ни в России. Даже на Украине не можете нормально и эффективно их перераспределить, потому что местная олигархия сопротивляется. В том числе, при помощи тех же США, которые вам сопротивляются, мешая решению ваших экономических проблем. Так, не разумнее ли, построить «Северный поток-2» и попытаться нормализовать отношения.
Тем более это позволит подправить противоречия в ЕС, который, вообще-то говоря, должен развалиться. Потому что в том виде, в каком он существует, он развиваться не может. Это очевидно. И поддерживать немецкую гегемонию в Европе все сложнее. Особенно, если ваш «восточный поход» провалился. Не дал экономического результата. Потери есть, а выигрышей экономических нет.
В этой ситуации то, что мы слышим от Зигмара Габриэля вполне логично, потому что он говорит, что стратегия должна быть иной.