Накануне посол Соединенного Королевства в Киеве Джудит Гоф сообщила о том, что с марта 2015 года британские инструкторы подготовили около 7 тысяч военнослужащих ВСУ. В конце января дипломат встретилась с офицерами, «проводящими тренинги по оборонным навыкам для украинских Вооруженных сил».
26 января канадский посол Роман Ващук написал в Twitter о прибытии во Львовскую область полсотни инструкторов из Северной Америки: «Усиливаем наше канадское присутствие — дополнительно 50 военных прибыли для UNIFIER. Поддерживаем министерство обороны в отстаивании суверенитета, безопасности и стабильности Украины», — заявил Ващук.
В середине января президент Украины Петр Порошенко объявил о том, что канадская миссия на Украине UNIFIER будет работать до 2019 года. По его словам, к 2018 году обучение прошли более пяти тысяч украинских военнослужащих, включая 160 снайперов. Помимо Великобритании и Канады, обучением ВСУ занимаются инструкторы из США, Польши, Израиля и Литвы.
На текущий момент украинские официальные лица не оглашали точных данных о том, сколько в общей сложности бойцов ВСУ подготовили иностранные инструкторы. Учитывая ведущую роль США в этом процессе, на американских инструкторов наверняка приходится не меньше подготовленных военнослужащих ВСУ, чем на британских коллег.
Таким образом можно предположить, что в общей сложности курсы НАТО прошли не менее 20 тысяч украинских солдат и офицеров. Это примерно одна шестая численности ВСУ. Подготовка украинских военнослужащих осуществляется по следующим направлениям: ведение пехотного боя в городе и лесном массиве, тактическая медицина, минирование, логистика и разведка.
Декоративное обучение
Обучение бойцов ВСУ — часть программы военной помощи Киеву для защиты «территориальной целостности и суверенитета». Очевидно, что курсы, по крайней мере номинально, преследуют цель подготовить военнослужащих Украины для отвоевания непокорной части Донбасса (естественно, с учетом незначительной вовлеченности в конфликт войск РФ).
В 2014-2015 годы украинская армия допустила немыслимое количество элементарных ошибок. Передача теоретических и практических знаний со стороны более опытных коллег призваны создать в структуре ВСУ некий боеспособный костяк, который можно будет всегда перебросить на передовую. Если верить разведке ДНР, то в январе 2018 года в район Горловки прибыли подразделения 24-й отдельной механизированной бригады, проходивших в 2016-2017 годах натовскую подготовку.
В среде российской «патриотической» общественности распространено мнение о том, что военная помощь Запада является частью «гибридной войны» против РФ. Дескать, НАТО и, прежде всего, США не будут воевать своими руками с Россией, а бросят в бой украинское пушечное мясо, как это было с грузинской армией в августе 2008 года в Южной Осетии.
Данная логика не лишена смысла. Противника ни в коем случае нельзя недооценивать, но масса фактов свидетельствует о том, что так называемое обучение по лучшим стандартам НАТО носит преимущественно декоративный характер. Присутствие иностранных войск на Украине и подготовка ВСУ являются в большей степени политическим жестом, который призван подразнить «русского медведя», не пробуждая его ярость.
В целом военная помощь ВСУ является весьма ограниченной, если мы сопоставим ее объем с теми ресурсами, которыми обладают те же США. К 2018 году украинская армия получила материальное имущество (бронеавтомобили, средства индивидуальной защиты, медикаменты, одежда, палатки и пр.), различное оборудование военного назначения и оборонительное вооружение на сумму менее одного миллиарда долларов.
С одной стороны, эту сумму не назовешь маленькой, она составляет почти четвертую часть годового военного бюджета Украины. С другой стороны, ВСУ получали в основном поддержанные и не всегда нужные вооружения. Спонсоры Украины опустошали склады с запылившейся военной техникой, не действуя в ущерб собственным интересам. При этом Киев, принимая подачки от Запада, добивал собственный оборонпром, который в состоянии производить, например, неплохие бронеавтомобили.
Киев теряет свою «полезность»
Наиболее комичная ситуация сложилась с летальным оружием, которую решила оказать Литва. В ноябре 2017 года прибалтийская республика заявила о намерении передать Киеву семь тысяч автоматов Калашникова, 80 советских пулемётов и два миллиона патронов. По сути, Вильнюс избавляется от залежавшихся со времен холодной войны боеприпасов. Хотя Украина, будучи до 1991 года вторым стратегическим эшелоном обороны, никогда не испытывала нехватку в подобном арсенале.
Единственное современное оружие, которое может получить Украина, это переносные противотанковые комплексы Javelin. Однако с учетом стоимости этих ПТРК и боеприпасов к ним поставки ВСУ будут носить, скорее всего, символический характер. Баланс сил от присутствия украинских расчётов Javelin в Донбассе не изменится.
В среде украинских «патриотов» и профессиональных военных кадров нет единого мнения о том, насколько эффективна зарубежная военная помощь, включая подготовку по стандартам НАТО. Так, в интервью «свидимому» порталу Inforesist экс-советник начальника Генштаба ВСУ Натан Хазин раскритиковал результаты обучения бойцов украинской армии.
По его словам, с 2015 года подготовку должны были пройти 15 батальонов с соответствующей техникой, средствами связи и обмундированием. Хазин подчеркнул, что замысел обучения состоял в том, что западное вооружение должно было остаться «в руках подготовленных и обученных людей», но в итоге оно «расползалось по армии».
«Поэтому подготовка по стандартам НАТО достаточно прозаическая, сегодня все эти декларации, никакого шага по стандартизации… Не то что шага, а изменений у нас принципов работы армии не сделано, поэтому, сколько бы не давали в зубы, этот процесс нужно будет начинать сначала и делать его по-человечески», — сообщил экс-советник главы украинского Генштаба.
Судя по всему, в украинской армии сложилась ситуация, когда даже скромные благие потуги зарубежных «партнеров» тонут в коррупции и хаосе, которые царят в системе управления ВСУ. В связи с этим Киев продолжает терять свою «полезность» как антироссийский инструмент.