Законопроект о частных военных компаниях в РФ должен быть разработан в конце февраля, сообщают парламентские источники «Русской Планеты». В ближайшее время законодатели начнут обсуждение основных вопросов с экспертами, причем часть заседаний будет проходить в закрытом для прессы формате.
«В Госдуме и Совете Федерации господствует понимание, что медлить с легализацией ЧВК больше нельзя, особенно на фоне непрекращающегося потока новостей о гибели российских «наемников» вблизи Дейр-эз-Зора 7 февраля. В то же время есть опасность, что подготовленный к концу месяца законопроект будет сырым или будет слишком явно сверстан в пользу некоторых заинтересованных лиц», — заявил один из источников РП.
По его словам, главная проблема парламента заключается в отсутствии специалистов в сфере ЧВК как среди законодателей, так и в аппарате Думы и Совфеда. Эта тема долгое время считалась маргинальной, в том числе в военных кругах РФ. Поэтому сейчас депутаты и сенаторы стремятся привлечь к обсуждению экспертов, не связанных напрямую с Минобороны.
«Участие экспертов призвано придать лоск законопроекту о частных военных компаниях, и внести в текст документа некоторые здравые идеи, основанные, прежде всего, на опыте западных стран. Однако очень велика вероятность, что закон будет принят под вполне конкретных заказчиков, которые претендуют на контракты с ведущими российскими корпорациями, работающими за рубежом, и на заказы от Министерства обороны. Речь идет об очень больших деньгах», — отметил собеседник РП.
Другой источник нашего издания, знакомый с парламентской кухней, сообщил, что сопротивление принятию законопроекта о ЧВК будут оказывать силовые ведомства и законодатели в погонах. Силовики опасаются кадровых потерь и уменьшения финансирования со стороны государства. Однако в Кремле настаивают, что документ принять все же необходимо.
«Этот законопроект противоречит интересам традиционно мощного в парламенте силового блока, и, прежде всего, Минобороны. Парадокс в том, что ЧВК должны быть встроены в структуру Вооруженных сил РФ, а значит, подчиняться военным. Но на Фрунзенской набережной не испытывают большого энтузиазма, осознавая, какое количество офицеров подаст рапорты, чтобы служить в более комфортной обстановке и получать другую зарплату», — пояснил источник.
Также он рассказал, что парламентарии не определились с ключевым вопросом — кому передавать функции контроля за ЧВК: «Очевидно, что силовики будут саботировать свои обязанности, хотя логичнее было бы встроить ЧВК в структуру Минобороны. Предварительный, но не окончательный вариант — это некий отдельный федеральный орган со штатом в несколько десятков человек, который будет заниматься лицензированием и надзором. Более конкретной информацией я не располагаю».
Парламентские источники РП указывают на непростую ситуацию, которая сложилась вокруг законопроекта о ЧВК, который месяц назад пообещал внести замглавы думского комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов («Справедливая Россия»).
«Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний — они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги», — сказал 17 января Емельянов.
Удар по «группе Вагнера»
Судя по имеющейся у нашего издания инсайдерской информации, законопроект будет в итоге принят. При этом военная верхушка РФ впервые за многие годы окажется в уязвимом положении. Кроме того, презрительное отношение к «наемникам», скорее всего, будет господствовать и среди кадровых военнослужащих.
На практике подобное положение дел может привести к дезорганизованности на поле боя, отсутствию необходимой координации между подразделениями ВС и ЧВК. Как предполагает telegram-канал Directorate 4, именно это стало причиной американского удара по сирийскому ополчению, в рядах которого находилась «группа Вагнера».
Ранее командующий операциями ВВС США в Сирии генерал-лейтенант Джефри Хэрриган заявил, что скопление «вражеских войск» вблизи курдско-американских позиций продолжалось в течение недели. Командование коалиционных сил за несколько дней до атаки предупреждало российскую сторону, что «в этом же районе находятся силы СДС и коалиции». Таким образом США дали понять и недопустимости каких-либо дальнейших телодвижений.
Однако, по мнению Хэрригана, проправительственные силы начали обстрел из артиллерии и танков, а потом двинулись пешей колонной на позиции СДС, где находились американские военные советники.
«Мы немедленно связались с российскими представителями по спецлинии для урегулирования конфликтных ситуаций, чтобы оповестить их о неспровоцированной атаке на позиции СДС и коалиции. После этих звонков руководство коалиции одобрило нанесение ударов по вражеским силам», — отметил Хэрриган.
По какой причине российское командование не смогло вывести из-под удара ЧВК — это вопрос, который, наверное, останется без официального ответа. По версии некоторых telegram-каналов, военные не собирались подставлять «колонну Вагнера» под американские бомбы. Произошло трагическое стечение обстоятельств из-за того, что штаб ВС и «наемники» не координировали действия на должном уровне. Военные могли не знать, что США намерены уничтожать не только сирийцев, но и россиян.
Отсутствие комплексного подхода
«На мой взгляд, главным препятствием для принятия по-настоящему толкового законопроекта о ЧВК является отсутствие понимания его важности в условиях гибридной войны. Военные, при всем уважении к ним, — это люди советского склада ума. Они отличаются консервативностью, если не косностью. Им тяжело принимать новаторские методы. Они более склонны развивать те механизмы, которые уже существуют», — полагает один из парламентских источников РП.
Офицер ВС РФ, попросивший остаться неназванным, заявил РП, что в России нет профессионалов, которые бы имели четкое представление о том, как использовать ресурс ЧВК. В Донбассе и Сирии «группа Вагнера», по сути, выполняла функции обычных пехотных подразделений, спасая ополчение и сирийскую армию от неминуемого поражения. Взаимодействие с Вооруженными силами на театре военных действий (ТВД) требует совершенно иного подхода.
«Во времена моей учебы и службы тему частных военных компаний не запрещали, но старались игнорировать. И сейчас на Фрунзенской набережной об этом говорят с неохотой. Конечно, есть научные работы, посвященные тому, как можно использовать ЧВК, есть зарубежный опыт, но того, что принято называть комплексным подходом в России нет. Придется сломать немало копий, чтобы он появился», — констатировал собеседник нашего издания.