Польша шантажирует Германию, требуя триллион долларов за войну - «Политика» » Новости Дня Сегодня
Польша шантажирует Германию, требуя триллион долларов за войну - «Политика» 12:00 Воскресенье 0 454
4-03-2018, 12:00

Польша шантажирует Германию, требуя триллион долларов за войну - «Политика»



Материал комментируют:
Польша шантажирует Германию, требуя триллион долларов за войну - «Политика»

Вадим Трухачёв

Игорь Шатров

Власти Польши оценивают ущерб, нанесенный Третьим рейхом в период Второй мировой войны 850 миллиардов долларов. Об этом заявил глава комиссии сейма по репарациям Аркадиуш Мулярчик, передает Rzeczpospolita.

«Мы говорим об огромных, но оправданных суммах за разрушенные города и деревни, экономику и промышленность. За потерянный демографический потенциал нашей страны», — сказал депутат.

По его словам, в 2018 году комиссия предоставит правительству отчет по оценке суммы компенсации. Документ будет основан на докладе, который составили сразу после окончания Второй мировой войны.

Мулярчик также отметил, что вопрос о репарациях так и не был урегулирован. При этом он считает, что, Польше нет смысла требовать компенсации от России, так как Россия «не соблюдает международное право».

Напомним, по решению Потсдамской конференции 1945 года, Польша получала репарации из доли СССР, поступавшей из восточной зоны Германии. В 1953 году СССР и ПНР заключили соглашение о прекращении взимания репараций с ГДР с 1954 года.

Однако тема репараций в Польше была вновь поднята в 2017-м году.


В начале августа о том, что что Берлин обязан компенсировать Варшаве ущерб, нанесенный во время войны, и преступления против польского народа, заявил тогдашний министр обороны Польши Антони Мачеревич. По его словам, польское государство де-факто никогда не отказывалось от претензий в адрес Германии, а отказавшуюся от репараций Польскую народную республику он назвал «советской колонией».

Тогда же премьер-министр Польши Беата Шидло подтвердила, что ее страна имеет право на репарацию со стороны Германии.

В сентябре Бюро анализа польского Сейма назвало сумму предполагаемых репараций: 48,8 миллиарда долларов. В подчеркнули, что Польша понесла «из-за оккупационной политики Берлина самые большие по отношению к общей численности населения и национальному достоянию потери из всех стран Европы».

В ответ на польские претензии правительство Германии неоднократно подчеркивало, что считает вопрос о военных репарациях Польше закрытым.

Стоит отметить, что спор о репарациях происходит на фоне ухудшения отношений Варшавы с Берлином и руководством всего Евросоюза. 1 марта Европейский парламент подавляющим большинством голосов поддержал санкции Евросоюза против Польши. Поводом для них стало «сворачивание в стране демократии и правового государства», в результате проведения скандальной реформы правосудия, которая, по мнению Брюсселя поставила суды в зависимость от властей.

Кроме того, Варшава неоднократно заявляла, что не собирается принимать беженцев из Северной Африки и стран Ближнего Востока, несмотря на недовольство Брюсселя.

— Пока в Польше у власти находится партия «Право и справедливость», это будет происходить вновь и вновь, — убежден старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.

— Исторические спекуляции и требования исторической справедливости — опора её идеологии. В экономике и прочих вещах они сильны не особо, потому при каждом удобном случае будут переключать общественное мнение на такие вещи. Плюс ко всему, сейчас отношения Польши и Германии, Польши и ЕС переживают не лучшие времена, и поднятие таких тем нужно для мобилизации общества.

«СП»: — Насколько адекватна сумма в почти триллион? Раньше они говорили о 48,8 миллиардах?

— Сумма взята с потолка, как и предыдущая. Чем больше — тем лучше. Германия давно расплатилась с Польшей и деньгами, и территорией. Треть нынешней территории Польши — бывшая Германия. Гданьск, Вроцлав, Щецин ещё 75 лет назад были Данцигом, Бреслау, Штеттином. Поэтому поляки играют с огнём, когда выдвигают материальные требования. А уж то, что миллионы поляков постоянно работают в Германии — вообще отдельная тема.

«СП»: — В то же время, по словам Мулярчика, Польше нет смысла требовать компенсации от России, потому что она «не соблюдает международное право». То есть от Германии, «соблюдающей международное право», они реально рассчитывают что-то получить?

— Вряд ли они и от Германии на что-то рассчитывают — просто набивают себе авторитет и значимость. Польша — не самая богатая по европейским меркам страна, ей нужны деньги. С передовыми отраслями экономики дело в ней обстоит довольно туго, поэтому она превратилась в главного получателя средств из фондов Евросоюза. Сейчас, в связи с плохим поведением поляков, их нежеланием принимать беженцев и ростом полномочий исполнительной власти, финансирование им хотят урезать. Вот они и пытаются таким оригинальным способом его сохранить.

«СП»: — Насколько вообще юридически оправдано поднятие вопроса о репарациях сегодня, спустя более 70 лет после окончания войны?

— Все вопросы по репарациям решены документами Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г., Парижской конференции 1947 г. Территориальные вопросы решены ещё в 1970-е гг. Германия и Австрия выплачивают деньги узникам лагерей, насильно согнанным в них из самых разных стран — в том числе и из Польши. Всё остальное — политические спекуляции, ставшие для нынешней польской власти визитной карточкой.

«СП»: — А может, по-вашему, это заявление быть связано с санкциями, введенными Европарламентом против Польши?

— Безусловно, это своего рода ответная мера, позёрский ответ на санкции. Польша пытается показать, что она не будет терпеть неподобающее, с её точки зрения, обращение с собой. Только подобные выходки могут потом больно ударить по польскому бюджету.

— Как бы это ни выглядело анекдотично, но определенная часть польского истеблишмента попросту отрицает часть польской истории, приходящейся на времена существования Польской Народной Республики, как будто ее не было вовсе, — отмечает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.

— Они не признают и договоренности, подписанные от имени ПНР. Насколько это юридически оправдано, еще в январе ясно дал понять министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль: «Все вопросы выплаты военных репараций разрешены в правовом поле». Германия ведет себя в строгом соответствии с международным правом и, что, на мой взгляд, в данном случае важнее — в соответствии со здравым смыслом. В Германии не исключают из своей истории ни времена Третьего рейха, ни социалистическую ГДР. Не надо быть юристом, чтобы понять: любая односторонняя денонсация международных договоров, заключенных в прежние исторические периоды, подрывает существующий миропорядок. Потому что тем самым аннулируются и договоренности, заключенные позднее. Вряд ли этого не понимает здравомыслящая часть польских элит.

«СП»: — Почему Варшава вновь и вновь поднимает тему репараций? Чего она в реальности хочет от Берлина?

— Это шантаж. Цель — сохранить финансирование со стороны ЕС и после 2020 года или добиться каких-то новых вливаний в польскую экономику со стороны Германии и других стран старой Европы.


«СП»: — Чего Польша может в реальности добиться такими действиями? Против нее ЕС уже ввел санкции…

— Польша претендует на свою особую роль в Восточной Европе, видит себя лидером этого региона. Ссорясь с Берлином и Брюсселем, она рассчитывает на поддержку США, на то, что американцами будет приведен в действие известный принцип «разделяй и властвуй». Если не получили в полной мере поддержки от Берлина, то значит Трамп обратит свои взоры на Варшаву. Но я бы не сбрасывал со счетов и внутриполитическую повестку. Осенью в Польше пройдут выборы в органы местного самоуправления, а в 2019 году — парламентские. Да, в результате соглашения Дуда — Качиньский произошла смена премьера, обновился состав кабинета министров, в доверии было отказано ряду одиозных фигур, перессоривших Польшу и Евросоюз. Но ядерным электоратом правящей партии «Право и справедливость» по-прежнему остаются радикально настроенные консерваторы-националисты. Подобные громкие заявления можно воспринимать и как кость, брошенную сторонникам ПиС.

«СП»: — По словам Мулярчика, Польше нет смысла требовать компенсации от России, потому что она «не соблюдает международное право». Ну так потребовать-то можно, Германия тоже вряд ли что-то даст. Или причина в другом?

— Такой подход явно показывает, что за нападками на Германию торчат уши американцев. Именно они подзуживают Польшу. И именно они в данном случае, похоже, предостерегли поляков от аналогичных претензий к России. Ведь позиция России по данному вопросу не будет отличаться от позиции Германии. То есть интересы России и Германии совпадут. Этого, видимо, и опасаются инициаторы антигерманской провокации.


Материал комментируют: Вадим Трухачёв Игорь Шатров Власти Польши оценивают ущерб, нанесенный Третьим рейхом в период Второй мировой войны 850 миллиардов долларов. Об этом заявил глава комиссии сейма по репарациям Аркадиуш Мулярчик, передает Rzeczpospolita. «Мы говорим об огромных, но оправданных суммах за разрушенные города и деревни, экономику и промышленность. За потерянный демографический потенциал нашей страны», — сказал депутат. По его словам, в 2018 году комиссия предоставит правительству отчет по оценке суммы компенсации. Документ будет основан на докладе, который составили сразу после окончания Второй мировой войны. Мулярчик также отметил, что вопрос о репарациях так и не был урегулирован. При этом он считает, что, Польше нет смысла требовать компенсации от России, так как Россия «не соблюдает международное право». Напомним, по решению Потсдамской конференции 1945 года, Польша получала репарации из доли СССР, поступавшей из восточной зоны Германии. В 1953 году СССР и ПНР заключили соглашение о прекращении взимания репараций с ГДР с 1954 года. Однако тема репараций в Польше была вновь поднята в 2017-м году. В начале августа о том, что что Берлин обязан компенсировать Варшаве ущерб, нанесенный во время войны, и преступления против польского народа, заявил тогдашний министр обороны Польши Антони Мачеревич. По его словам, польское государство де-факто никогда не отказывалось от претензий в адрес Германии, а отказавшуюся от репараций Польскую народную республику он назвал «советской колонией». Тогда же премьер-министр Польши Беата Шидло подтвердила, что ее страна имеет право на репарацию со стороны Германии. В сентябре Бюро анализа польского Сейма назвало сумму предполагаемых репараций: 48,8 миллиарда долларов. В подчеркнули, что Польша понесла «из-за оккупационной политики Берлина самые большие по отношению к общей численности населения и национальному достоянию потери из всех стран Европы». В ответ на польские претензии правительство Германии неоднократно подчеркивало, что считает вопрос о военных репарациях Польше закрытым. Стоит отметить, что спор о репарациях происходит на фоне ухудшения отношений Варшавы с Берлином и руководством всего Евросоюза. 1 марта Европейский парламент подавляющим большинством голосов поддержал санкции Евросоюза против Польши. Поводом для них стало «сворачивание в стране демократии и правового государства», в результате проведения скандальной реформы правосудия, которая, по мнению Брюсселя поставила суды в зависимость от властей. Кроме того, Варшава неоднократно заявляла, что не собирается принимать беженцев из Северной Африки и стран Ближнего Востока, несмотря на недовольство Брюсселя. — Пока в Польше у власти находится партия «Право и справедливость», это будет происходить вновь и вновь, — убежден старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. — Исторические спекуляции и требования исторической справедливости — опора её идеологии. В экономике и прочих вещах они сильны не особо, потому при каждом удобном случае будут переключать общественное мнение на такие вещи. Плюс ко всему, сейчас отношения Польши и Германии, Польши и ЕС переживают не лучшие времена, и поднятие таких тем нужно для мобилизации общества. «СП»: — Насколько адекватна сумма в почти триллион? Раньше они говорили о 48,8 миллиардах? — Сумма взята с потолка, как и предыдущая. Чем больше — тем лучше. Германия давно расплатилась с Польшей и деньгами, и территорией. Треть нынешней территории Польши — бывшая Германия. Гданьск, Вроцлав, Щецин ещё 75 лет назад были Данцигом, Бреслау, Штеттином. Поэтому поляки играют с огнём, когда выдвигают материальные требования. А уж то, что миллионы поляков постоянно работают в Германии — вообще отдельная тема. «СП»: — В то же время, по словам Мулярчика, Польше нет смысла требовать компенсации от России, потому что она «не соблюдает международное право». То есть от Германии, «соблюдающей международное право», они реально рассчитывают что-то получить? — Вряд ли они и от Германии на что-то рассчитывают — просто набивают себе авторитет и значимость. Польша — не самая богатая по европейским меркам страна, ей нужны деньги. С передовыми отраслями экономики дело в ней обстоит довольно туго, поэтому она превратилась в главного получателя средств из фондов Евросоюза. Сейчас, в связи с плохим поведением поляков, их нежеланием принимать беженцев и ростом полномочий исполнительной власти, финансирование им хотят урезать. Вот они и пытаются таким оригинальным способом его сохранить. «СП»: — Насколько вообще юридически оправдано поднятие вопроса о репарациях сегодня, спустя более 70 лет после окончания войны? — Все вопросы по репарациям решены документами Ялтинской и Потсдамской конференций 1945 г., Парижской конференции 1947 г. Территориальные вопросы решены ещё в 1970-е гг. Германия и Австрия выплачивают деньги узникам лагерей, насильно согнанным в них из самых разных стран — в том числе и из Польши. Всё остальное — политические спекуляции, ставшие для нынешней польской власти визитной карточкой. «СП»: — А может, по-вашему, это заявление быть связано с санкциями, введенными Европарламентом против Польши? — Безусловно, это своего рода ответная мера, позёрский ответ на санкции. Польша пытается показать, что она не будет терпеть неподобающее, с её точки зрения, обращение с собой. Только подобные выходки могут потом больно ударить по польскому бюджету. — Как бы это ни выглядело анекдотично, но определенная часть польского истеблишмента попросту отрицает часть польской истории, приходящейся на времена существования Польской Народной Республики, как будто ее не было вовсе, — отмечает замдиректора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров. — Они не признают и договоренности, подписанные от имени ПНР. Насколько это юридически оправдано, еще в январе ясно дал понять министр иностранных дел ФРГ Зигмар Габриэль: «Все вопросы выплаты военных репараций разрешены в правовом поле». Германия ведет себя в строгом соответствии с международным правом и, что, на мой взгляд, в данном случае важнее — в соответствии со здравым смыслом. В Германии не исключают из своей истории ни времена Третьего рейха, ни социалистическую ГДР. Не надо быть юристом, чтобы понять: любая односторонняя денонсация международных договоров, заключенных в прежние исторические периоды, подрывает существующий миропорядок. Потому что тем самым аннулируются и договоренности, заключенные позднее. Вряд ли этого не понимает здравомыслящая часть польских элит. «СП»: — Почему Варшава вновь и вновь поднимает тему репараций? Чего она в реальности хочет от Берлина? — Это шантаж. Цель — сохранить финансирование со стороны ЕС и после 2020 года или добиться каких-то новых вливаний в польскую экономику со стороны Германии и других стран старой Европы. «СП»: — Чего Польша может в реальности добиться такими действиями? Против нее ЕС уже ввел санкции… — Польша претендует на свою особую роль в Восточной Европе, видит себя лидером этого региона. Ссорясь с Берлином и Брюсселем, она рассчитывает на поддержку США, на то, что американцами будет приведен в действие известный принцип «разделяй и властвуй». Если не получили в полной мере поддержки от Берлина, то значит Трамп обратит свои взоры на Варшаву. Но я бы не сбрасывал со счетов и внутриполитическую повестку. Осенью в Польше пройдут выборы в органы местного самоуправления, а в 2019 году — парламентские. Да, в результате соглашения Дуда — Качиньский произошла смена премьера, обновился состав кабинета министров, в доверии было отказано ряду одиозных фигур, перессоривших Польшу и Евросоюз. Но ядерным электоратом правящей партии «Право и справедливость» по-прежнему остаются радикально настроенные консерваторы-националисты. Подобные громкие заявления можно воспринимать и как кость, брошенную сторонникам ПиС. «СП»: — По словам Мулярчика, Польше нет смысла требовать компенсации от России, потому что она «не соблюдает международное право». Ну так потребовать-то можно, Германия тоже вряд ли что-то даст. Или причина в другом? — Такой подход явно показывает, что за нападками на Германию торчат уши американцев. Именно они подзуживают Польшу. И именно они в данном случае, похоже, предостерегли поляков от аналогичных претензий к России. Ведь позиция России по данному вопросу не будет отличаться от позиции Германии. То есть интересы России и Германии совпадут. Этого, видимо, и опасаются инициаторы антигерманской провокации.

       
Top.Mail.Ru
Template not found: /templates/FIRENEWS/schetchiki.tpl