Россия является признанным лидером в сфере технологий мирного атома. Отечественные специалисты построили и модернизировали АЭС в десятках странах мира. Сегодня от имени Российской Федерации в международных инновационных исследовательских проектах участвует «Росатом». Предприятие, которым долгое время руководил Сергей Кириенко, считается самой эффективной госкорпорацией.
Однако далеко не всегда нашей стране предоставляется возможность извлечь очевидную коммерческую или политическую прибыль из международного сотрудничества. Пожалуй, самым проблемным вопросом, который предстоит решать Москве, является ситуация в атомной энергетике Армении.
В конце июля премьер-министр закавказской республике Никола Пашинян попросил Россию о помощи в строительстве новой АЭС. По его словам, созданная в 1970-е годы станция вблизи города Мецамор (в 30 километрах от Еревана) сможет работать только до 2040 года. К этому времени власти Армении рассчитывают запустить новые энергоблоки.
«Я надеюсь, что Россия нам поможет в этом вопросе, потому что, к сожалению, на данный момент у нас недостаточно финансовых средств, чтобы самостоятельно начать этот процесс. Но если наши коллеги из России помогут нам, мы с удовольствием (приступим к строительству), мы очень заинтересованы в этой теме», — заявил Пашинян в интервью «Эха Москвы».
Продление эксплуатации
Армения — единственное в Закавказье государство, обладающее атомной энергетикой. Она обеспечивает 30% потребностей страны в электроэнергии. Действующая АЭС состоит из двух блоков с реакторами типа ВВЭР-440/270. Первый энергоблок был введён в эксплуатацию 22 декабря 1976 года, второй — 5 января 1980 года.
7 декабря 1988 года в северной Армении произошло мощное землетрясение, жертвами которого стали 25 тысяч человек. В феврале и марте 1989 года правительство СССР распорядилось остановить работу АЭС. Хотя станция была спроектирована с учётом способности выдерживать колебания в 9,5 балла, а мощность землетрясения в районе Мецамора составила 6,25 и не нанесло ей ущерб.
Первые месяцы после распада СССР властей республики не беспокоила судьба АЭС. Однако в первой воловине 1990-х годов из-за конфликта с Азербайджаном не имеющая выхода к морю Армения оказалась в транспортной и экономической блокаде. Осознавая патовую ситуацию с дефицитом собственных энергоносителей, 23 апреля 1993 года правительство республики распорядилось запустить второй энергоблок. На решение этой задачи ушло более двух лет.
При повторном запуске в 1995 году эксплуатационные возможности блока были рассчитаны на период до 2016 года. 20 декабря 2014 года руководитель глава «Росатома» Сергей Кириенко и министр энергетики Армении Ерванд Захарян заключили договор о продлении срока эксплуатации второго блока.
5 февраля 2015 года было подписано межправительственное соглашение о предоставлении Еревану экспортного кредита для финансирования работ на АЭС. В общей сложности Армения получила 300 миллионов долларов, 270 миллионов — в качестве кредита и 30 миллионов — в качестве гранта.
На первый взгляд может показаться, что времени на раздумья у Еревана и Москвы предостаточно. Второй энергоблок может работать как минимум до 2026 года, а потом и до 2040 года. Однако масштаб проблемы куда больше, чем кажется.
Армения, как и остальные постсоветские страны, заигрывает с Европой, стремящейся ликвидировать зависимость от атомной энергетики. Несколько лет назад ЕС предлагал Еревану профинансировать модернизацию АЭС, но сейчас этот вопрос не стоит на повестке дня (если отталкиваться от публичных заявлений европейских и армянских властей). Фактически Европа играет против армянского атома и может предложить денег только на консервацию станции.
Ещё одним противником АЭС является соседний Азербайджан, чью позицию разделяет союзная Турция. Не исключено, что ситуацию с армянским атомом эти государства будут поднимать на переговорах с руководством РФ, пытаясь оказать некое давление. Баку и Анкара настаивают, что армянская станция представляет экологическую угрозу для Закавказья. В феврале 2017 года РИА Новости глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров назвал АЭС в Мецаморе устаревшей.
«Мы все время беспокоимся с нашими региональными партнёрами по поводу Мецаморкой АЭС. Она совсем устаревшая, «чернобыльский вариант». К счастью, «Росатом» даёт какие-то дополнительные деньги. Но в принципе, это уже отжившая свой срок электростанция. Потому что если, не дай Бог, что-то произойдет, то пострадают все, не только Армения», — заявил Мамедъяров.
Безальтернативность России
Ереван и Москва прекрасно понимают, что работа АЭС — это единственный способ сохранить энергетическую независимость Армении, изолированной от основных коммуникаций. На текущий момент республика обладает статусом экспортёра, продавая электроэнергию Грузии и Ирану. Во многом это заслуга Мецаморской станции, которая более 20 лет вырабатывает дешёвую энергию.
В Ереване понимают, к каким катастрофическим последствиям для экономики и суверенитета может привести отказ от атома. К тому же Баку и Анкара по политическим причинам явно сгущают краски, негативно оценивая безопасность АЭС. В реальности станция никогда не вызывала опасений у МАГАТЭ. С 1990-х годов она работает под контролем российских специалистов, которые естественно учитывают уроки чернобыльской трагедии.
Таким образом, Россия остаётся для Армении безальтернативным источником атомных технологий и гарантом суверенитета. Кроме того, Ереван вряд ли найдёт инвестора, способного профинансировать строительство АЭС. По приблизительным оценкам, новая станция обойдётся в 2-2,5 миллиарда долларов. Для бюджета Армении это самоубийство, но и Москва не сразу найдёт такую сумму.
Однако массовые антиправительственные протесты в апреле 2018 года, на волне которых к власти пришёл «проевропейский» Пашинян, вновь вызвали в Армении дискуссии о необходимости отмежевания страны от РФ. Дескать, ненормально, что Ереван так сильно зависит от Москвы, и чтобы сбалансировать ситуацию, курс надо взять в сторону Запада.
Правда, Пашинян, заняв кресло премьера, мгновенно переобулся, заявив, что политическая ориентация республики не изменится. И всё же подобные колебания в общественно-политической среде нашего союзника не закончились. Наряду с «пророссийскими» инициативами, «демократический» премьер продолжает подыгрывать западникам и ЕС. Доказательством тому является поездка на саммит НАТО в Брюсселе.
Подобное поведение Еревана вряд ли вносит положительный вклад в решение вопроса о строительстве новой АЭС. Вкладывать 2–2,5 миллиарда долларов в такую бедную страну как Армения — бессмысленно без чёткого понимания, на чьей стороне она играет. Очевидно, что атомную станцию будет строить только «Росатом».
Может ли новая АЭС в принципе принести коммерческую прибыль России? Теоретически, да. Учитывая отсутствие у Еревана денег, почти все работы будут профинансированы РФ. В итоге «Росатом» получит станцию в собственность (сейчас аналогичную схему госкорпорация реализует, например, в Турции) и начнёт продавать электричество населения страны, Ирану, Грузии и, возможно, даже Азербайджану.