Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Эдуард Попов
Украинское радикальное движение «Правый сектор"* готово при необходимости оказать добровольческую военную поддержку президенту Белоруссии Александру Лукашенко. Об этом сообщила «Лента.ру» со ссылкой на сайт организации.
Украинские радикалы считают, что Лукашенко вскоре предстоит выбрать, останется ли Белоруссия в рамках Союзного государства с Россией или выйдет из этого соглашения.
«Вызывает однозначное беспокойство актуализация Союзного договора 1999 года, который должен был запустить строительство „Союзного государства“, но до недавнего времени считался мертворожденным. Иными словами, встал вопрос потери Белой Русью государственности и усиления неосоветской орды», — говорится в заявлении.
«Перед А. Лукашенко стоит выбор: путь потери государственности или путь решительного сопротивления, который начнется с расторжения Союзного договора раз и навсегда. Маневрировать долго не получится».
В случае расторжения договора ПС обещает поддержать белорусского лидера и «всеми доступными методами» лоббировать предоставление Минску помощи как на Украине, так и за рубежом.
Кроме того, в заявлении ПС говорится, что организация считает своим долгом «помочь белорусской нации в ее историческом стремлении к независимости».
Читайте также
Минск и Москва спорят, кому заправлять украинские танки
Кто здесь «агрессор»: Россия и Белоруссия почти полностью контролируют рынок дизтоплива «незалежной»
В последнее время Лукашенко несколько раз публично поднимал тему независимости Белоруссии. Во вторник, 15 января, он выразил мнение, что в ближайшие годы суверенитету республики будут угрожать «и слева, и справа, и на западе, и на востоке», а незадолго до этого предупредил, что некие силы вскоре попробуют независимость страны «на зуб».
В то же время белорусский лидер предостерег от повторения украинского сценария. По его словам, каждая сторона украинского конфликта преследует свои интересы, и многие хотят «погреть руки» на этом «пожаре». Лукашенко подчеркнул, что в связи с этим Белоруссии следует быть осторожной и аккуратной, чтобы дестабилизирующие процессы не взяли верх в стране. Это, по его мнению, понимают и большинство населения, и даже большая часть оппозиции.
Ранее Лукашенко назвал неактуальным вопрос объединения Белоруссии и России. Кроме того, он заявил, что Россия может потерять единственного союзника на Западе — Белоруссию, из-за «налогового маневра» в нефтяном секторе.
Отметим, что это не единственное подобное заявление украинских политиков. Так, депутат Верховной Рады Игорь Гузьпризвал белорусов готовиться к совместной войне против России. По его словам, в случае «аннексии» Белоруссии Москвой Украина рассчитывает на совместную борьбу против «российской агрессии».
«Если Путин решит аннексировать Белоруссию, тогда больше тысячи километров границы становятся для нас потенциальным фронтом наступления РФ. Конечно же, мы должны быть готовы. В случае интервенции России многие белорусы, может быть, тоже будут искать возможность защищать свою страну. И Украину, потому что это будет наш общий фронт», — рассказал Гузь в эфире белорусского канала «Белсат».
Депутат уверен, что Министерство обороны Украины в случае «агрессии России» примет решение об укреплении границы и подготовит соответствующие вызовам меры.
«Я считаю, что нам нужно усилить посольство в Беларуси, которое должно информировать белорусов о ситуации в Украине. Нам бы очень хотелось, чтобы белорусы имели возможность смотреть украинские каналы. Русская пропаганда идет из года в год в Белоруссии, и люди не до конца понимают, что происходит», — подчеркнул он.
— Не следует воспринимать заявление «Правого сектора» как медвежью услугу, — считает директор Центра общественного и информационного сотрудничества «Европа» Эдуард Попов.
— Все серьезно и искренне. В Белоруссии идет пересмотр отношений с Россией, преследуются активисты пророссийских организаций и сторонники Русского мира. Поэтому белорусские националисты являются естественными союзниками, пусть и ситуативными, «последнего диктатора Европы». Тот, в свою очередь, вынужден опираться на какую-то идеологию. И таковой оказывается белорусский национализм.
«СП»: — В случае расторжения союзного договора ПС обещает поддержать белорусского лидера и «всеми доступными методами» лоббировать предоставление Минску помощи как на Украине, так и за рубежом. В Киеве реально верят, что Белоруссия может выйти из СГ?
— Все действия Александра Лукашенко последнего десятилетия убеждают, что Союзное государство он понимает односторонне: как обязательство России безвозмездно оказывать помощь братской Белоруссии. Выдавать ей кредиты, субсидировать экономику, открывать белорусским производителям свои рынки и препятствовать русскому бизнесу заходить в Белоруссию, наконец, продавать энергоносители по внутрироссийским ценам. А что взамен? Взамен Белоруссия продает пророссийские декларации о союзничестве и братских отношениях. Впрочем, в декабре минувшего года Лукашенко ревизовал и братский характер отношений двух стран. Когда России понадобилась моральная поддержка Белоруссии, например, в вопросе о Крыме, Лукашенко «слился».
На этом фоне демонстративные лобзания Лукашенко с Порошенко выглядят более чем двусмысленными. Впрочем, Батька не изобрел ничего нового. Его действия напоминают пресловутую политику многовекторности второго президента Украины Кучмы: декларировать союзнические отношения с Россией и двигаться на Запад, причем курс на Запад оплачивается российской помощью.
Одну свою статью я назвал «Леонид Данилович Лукашенко». Поздний Лукашенко — Кучма белорусского разлива. При том же Кучме украинизация достигла невиданных успехов, больших, чем при Кравчуке и его преемнике Викторе Ющенко. И так же как при Кучме Россия совершает стратегическую ошибку, не работая с общественным мнением страны. Политика российских структур, отвечающих за Белоруссию (как ранее за Украину) — бездарна и провальна. И это не только МИД и думские деятели, но и другие структуры. Те же люди, что провалили украинскую политику, ныне благополучно хоронят белорусское направление.
«СП»: — Кстати, каким образом, ПС может лоббировать интересы Минска как на Украине, так и за рубежом?
— Они подают сигнал белорусским националистам, чье количество не столь велико, но зато они хорошо организованы и подготовлены, на кого следует ориентироваться. В революциях победу определяет не пассивное большинство, а организованное и решительное меньшинство.
«СП»: — Можно ли ожидать от украинских радикалов провокаций на выборах в Белоруссии?
— А заинтересованы ли украинские неонацисты в провокациях на белорусских выборах? Они на стороне власть предержащих, и потому будут использовать более изощренные и респектабельные формы поддержки. Впрочем, не буду распространяться на эту тему, чтобы не помогать противнику.
«СП»: — Должен ли Минск как-то реагировать на все это? И будет ли?
— Официальный Минск не замечает растущей поддержки со стороны белорусских нацистов (именно нацистов, потому что сторонники военизированных структур вроде «Белого легиона» носят униформу и атрибутику гитлеровских коллаборационистов времен Великой Отечественной войны). С чего бы ему замечать поддержку украинских нацистов? Но на неофициальном уровне эта поддержка будет с благодарностью отмечена и можно предположить, что «Правому сектору» будет дан зеленый свет для пропаганды в Белоруссии. По крайней мере, в допустимых, по мнению белорусских властей, пределах.
— Я полагаю, Лукашенко должно сильно коробить от таких «друзей», как «Правый сектор», — отмечает главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
— По существу, единственным реальным противником режима Лукашенко являются белорусские националисты, в крайне правых проявлениях смыкающиеся и с украинскими нацистами, и с нацистами вообще. Там прославление «эуропейства», в анамнезе сотрудничество с германским нацизмом и так далее. Конечно, Лукашенко даже рядом стоять с такими деятелями неприлично. Так что, скорее всего, это мессидж не Лукашенко, а его политическим противникам, сидящим в подполье.
«СП»: — А насколько такая «поддержка» отразится на рейтингах Лукашенко?
— Думаю, что Лукашенко давно не зависит от рейтингов. Отразится или не отразится, ему все равно. Да и вообще это не очень существенно.
«СП»: — Что может произойти в Белоруссии?
— В Белоруссии, как и на Украине, может произойти гражданская война. В 2013-м году я лично писал, что украинский политикум производит впечатление сонного царства, и вдруг как рвануло! Так что и в радикализации Белоруссии нет ничего невозможного. И всегда есть силы, заинтересованные в обострении конфликта, к выводу его на уровень войны — собственно, крайне правые на Украине, завязанные на интересы США, и сделали все возможное, чтобы перевести гражданский конфликт в Донбассе в войну с танками и артиллерией, с многочисленными жертвами. Стоит войти в Белоруссию военизированным подразделениям «Правого сектора», как начнется война.
Читайте также
Комик Зеленский раскаялся: Гроши от москалей трохи имеет
Порошенко, несмотря на компромат на шоумена, всерьез опасается, что не пройдет во второй тур
«СП»: — В ПС считают, что Лукашенко вскоре предстоит выбрать, останется ли его страна в рамках Союзного государства с Россией или выйдет из этого соглашения. С чего они это взяли? И если такая опасность реально существует, какую роль может сыграть Украина?
— Лукашенко часто делает крайне непоследовательные заявления, к тому же он не прочь восстановить более-менее приемлемые отношения с Западом. При этом рвать отношения с Россией он явно не намерен. Вот на этом небольшом противоречии и пытаются сыграть на Украине, чтобы втянуть в конфликт еще и Белоруссию.
«СП»: — Почти одновременно с ПС депутат Верховной Рады Гузь призвал белорусов готовиться к совместной войне против России. Совпадение? Или организованная кампания?
— На Украине в политике ничего не происходит без сметы. Раз есть событие, значит, есть смета. И наоборот.
«СП»: — Может ли в Белоруссии появиться свой «Правый сектор»?
— Думаю, что в подполье аналог «Правого сектора» в Белоруссии уже давно есть. Его задача, полагаю, актуализироваться и выйти в реальную публичную политику. Какими средствами — безразлично. Но нигде в Европе крайне правые не занимают заметных мест в политике, Европа сторонится бритых затылков и нацистской символики, прививка Второй мировой действует до сих пор. Да и на Украине «Правый сектор» хоть и легальная, но маргинальная структура. Рассчитывать, что вдруг она станет политической силой, претендующей на власть, наверное, не стоит. Даже правые политики на Украине используют ПС больше как «пугалку» для обывателя. Почему должно быть иначе в Белоруссии?
Новости Белоруссии: Белорусский министр назвал главное достижение страны после распада СССР
Постсоветское пространство: Минск предложил Вашингтону руку дружбы и сотрудничество
* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.