Материал комментируют:
Анатолий Баранов
Станислав Бышок
Президенту России доверяют 32% граждан страны, выяснил ВЦИОМ. Одобряют работу Владимира Путина на этом посту 64,3% россиян. Такие данные, со ссылкой на исследование ВЦИОМ, приводит РБК.
В публикации отмечается, что в конце января рейтинг доверия президенту составлял 32,8%, а начиная с первых дней февраля и до прошлой недели, он колебался в коридоре 33,9?32,2%. Последний опрос проводился в период с 25 февраля по 3 марта.
Сообщается, что Путин по-прежнему занимает первое место в рейтинге доверия политикам. На втором месте остается министр обороны Сергей Шойгу, которому доверяют 14,6% респондентов, а замыкает тройку лидеров глава МИД Сергей Лавров с 13,4%.
Четвертая строчка досталась премьеру Дмитрию Медведеву — ему доверяют 7,5% респондентов, на 0,6% меньше, чем на предыдущей неделе. Далее следуют лидеры ЛДПР и КПРФ: Владимир Жириновский и Геннадий Зюганов — у них 8,8 и 6,1% соответственно. Стоит отметить, что у всех участников, кроме Зюганова, зафиксировано снижение рейтинга.
Кроме того, снизился уровень одобрения деятельности президента — с 64,8% до 64,3%. Как понимать это снижение, с чем оно связано? Как понимать, что президенту России доверяют 32% граждан, а одобряют его работу 64,3%?
Читайте также
Россиянам поднимут «индекс счастья» вместо пенсий и зарплат
Чиновники любой ценой пытаются избежать ответственности за провалы
— На мой взгляд, такой разброс цифр связан с методикой опроса. Самый большой для меня вопрос: не составляют ли опрос так, чтобы получить максимально комплиментарные ответы на вопросы, касающиеся действующей власти? —говорит главный редактор портала ФОРУМ. мск Анатолий Баранов.
«СП»: — В конце января рейтинг доверия составлял 32,8%. Сейчас он 32%. Что привело к снижению?
— Такое снижение — в пределах погрешности, и причины могут быть самые разные, нет смысла анализировать. Вопрос в другом: почему президенту доверяет всего треть опрошенных? Человек правит страной, по сути, 19 лет, выросло целое поколение, которое никакой другой власти и не помнит. Если это эффективное, стабильное правление, то как раз доверие должно быть очень высоким, а доверяет всего треть… Я бы не назвал это нормальным.
«СП»: — Означает ли это, что рейтинг Путина может снижаться бесконечно, но альтернативы ему все равно нет и не будет?
— Это говорит лишь о тотальной зачистке политического и информационного поля. Нет альтернативы, потому что любая реальная альтернатива — это угроза существующему порядку.
«СП»: — Второе и третье место Шойгу и Лаврова предсказуемо. А вот на четвертом — Медведев, ему доверяют 7,5% респондентов. Как так? После всех непопулярных мер правительства?
— 7,5% доверия — это синоним 92,5% недоверия. Куда уж хуже? Но мы же понимаем, что правительство у нас — это абсолютно подконтрольный президенту орган, и попытка развести ответственность президента и правительства наивна и странна. У нас разве возможна в принципе самостоятельная политика правительства, расходящаяся с линией президента?
«СП»: — Как подобные рейтинги влияют на реальную политику?
— У нас реальная политика — это кадровая политика Администрации президента. Наверно, при кадровых решениях социологию учитывают. Вот так она и влияет опосредованно, через отдел кадров.
— ВЦИОМ считается заслуживающим доверия источником информации, —продолжает тему исполнительный директор мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок.
— Для подтверждения или опровержения их данных необходимо, наверное, проводить собственные исследования по аналогичной методологии, в противном случае любые оценки «объективно"/"тенденциозно» в отношении ВЦИОМ представляются спекулятивными и отражающими исключительно точку зрения оценивающего.
Собственно, политика в России сегодня находится в подмороженном состоянии, что, кстати, и показывает этот опрос, где в основном представлены не политики, а чиновники высокого ранга. Насколько можно судить, данные соцопросов влияют на кадровые и управленческие решения во внутренней политике государства, но не на реальную политику, связанную, скажем, с электоральными процессами и борьбой идей.
«СП»: — Президенту России доверяют 32% граждан страны, а одобряют 64,3% россиян. Как это понимать? В чем отличие доверия от одобрения?
— В обыденном словоупотреблении доверие и одобрение работы могут быть и синонимами, но в методологии ВЦИОМ, которую они отдельно разъясняют на своих ресурсах, это разные понятия, проценты по которым не обязательно должны биться.
«СП»: — Что привело к снижению рейтинга Путина?
— Исходя из представленных данных, я не вижу снижения, поскольку цифры различаются менее чем на пять процентных пунктов, то есть не являются статистически значимыми. Если бы цифры, напротив, увеличились, скажем, до 35%, это тоже не указывало бы на увеличение поддержки. Всё в пределах нормальных колебаний. Учитывая социально-политическое затишье зимнего периода, иных данных ожидать и не приходится.
«СП»: — Как, по-вашему, может развиваться ситуация в обозримом будущем? Можно ли ожидать каких-то резких колебаний?
— Президент Путин, как представляется, не гонится за рейтингом, но в то же время и не склонен к резким шагам во внутренней политике, которые могли бы привести к резкому колебанию уровня собственной поддержки. Кто-то может возразить, что прошлогоднее повышение пенсионного возраста, в конце концов, поддержанное Путиным, опровергает этот тезис, учитывая непопулярность этой реформы. Как оказалось, однако, степень её непопулярности была не столь велика и не привела к тем волнениям, которые предрекали иные комментаторы.
«СП»: — Рейтинг Путина в два раз опережает рейтинг ближайших преследователей. Это можно понимать как подтверждение того, что альтернативы ему нет, и не будет?
Читайте также
Министр для битья: Орешкина выгнали из Госдумы
Глава МЭР служит ширмой, за которой правительство перераспределяет неучтенные триллионы
— Будет, но не сегодня. Собственно, наиболее популярные министры, очевидно, ассоциируются непосредственно с президентом, поэтому поддержка и доверие, скажем, Сергею Лаврову или Шойгу — это, в известной степени, положительная оценка и непосредственно Владимира Путина. Это же, мне представляется, можно сказать и в отношении к парламентской оппозиции в лице лидеров КПРФ и ЛДПР, которые не воспринимаются как альтернативные нынешнему президенту фигуры. Другое дело — Алексей Навальный, но его рейтинги, согласно ВЦИОМ, невысоки.
Перемены случатся, хотим мы этого или нет. В какую сторону — неизвестно. Есть мнение, что общество стало старше и совершенно не верит, что смени Путина на Навального или даже Собчак, нефть тут же будет торговаться по 120 $, западные санкции будут сняты, а на пенсию можно будет выходить, когда хочешь. Одной из базовых задач прошлых президентских сроков Владимира Путина было сделать так, чтобы устойчивость государства ассоциировалась лично с ним, отсюда — завязанная на президента вертикаль власти.
Такая политическая система имеет свои понятные минусы, прежде всего — из-за сверхцентрализации даже сравнительно небольшие, абсолютно локальные вопросы вроде ремонта где-то детского сада или проведения газа в посёлок, должны были решаться на самом высоком уровне, например через ежегодную «прямую линию» с президентом.
На сегодняшний же день, если исходить из того, что данный президентский срок Путина последний, перед ним стоит обратная задача — сделать так, чтобы социально-политическая устойчивость государства сохранялась и без его персонального участия. Если это начнёт происходить, возможен рост поддержки тех политиков/чиновников, которые сейчас находятся по рейтингу ВЦИОМ на более скромных позициях.
Новости внутренней политики: Путин проехал на коне с женщинами-полицейскими
Власть: 5 марта: Почему в России Сталина чтят больше, чем Путина?