Материал комментируют:
Виктор Алкснис
70% россиян положительно оценивают роль Иосифа Сталина в жизни страны. Об этом говорят результаты опроса «Левада-центра», проведенного в марте. Это рекордное значение за все время проведения опросов. Отрицательно роль Сталина оценивают всего 19% опрошенных.
О своем восхищении Сталиным, уважении или симпатии к нему заявил каждый второй участник опроса (51%). Наиболее значительный рост (на 12%) пришелся на «уважение» — такое отношение к Сталину у 41% респондентов, и оно самое распространенное.
Доля тех, кто негативно относится к Сталину, испытывая раздражение, страх или отвращение, втрое ниже — 14%.
Как подчеркнула социолог «Левада-центра» Карина Пипия, положительное отношение к Сталину закрепилось на уровне новой социальной нормы. При этом уровень позитивного отношения к нему выше, чем к Леониду Брежневу, Михаилу Горбачеву и Борису Ельцину.
По мнению ряда политологов, власть благосклонно относится к распространению просталинских мнений. Так происходит, потому что в Кремле считают: это позитивно влияет на имидж Владимира Путина. Именно в этом тренде президент пытается себя позиционировать — и как собирателя земель, и как самодостаточного геополитического игрока.
Читайте также
С-500 — один из 500: Армии РФ добавят огня, внушив страх США
Получать сотни новых видов вооружений ВС России стало привычно и… скучно — ждут убойные «Триумфы», «Посейдоны», «Сарматы»
Однако насколько успешны эти попытки — вопрос открытый. Поскольку делаются они фоне роста ожиданий масштабного политического кризиса. Как считает политический аналитик, заведующий кафедрой связей с общественностью МГИМО Валерий Соловей, «процесс развивается даже быстрее, чем мог бы».
«Осень 2018 г., голосование. Четыре региона „прокатывают“ губернаторов, которые были предложены Владимиром Путиным. Мне говорили, что в реальности таких регионов было восемь, просто в четырех удалось игру отыграть. Это означает, что раздражение перерастает в новое политическое поведение», — отмечает аналитик.
При этом элита, уверен Соловей, поглощена подковерной борьбой, связанной с транзитом власти преемнику Путина. «Изменения в конституцию, различные варианты, все это есть. В 2020 году предполагалось начать вносить изменения в конституцию, не знаю, как сейчас. Людей исподволь готовят. То Вячеслав Володин скажет, то Владимир Соловьев — это все подготовка. Но есть опять же одна загвоздочка. Все это хорошо делать, когда вы находитесь на вершине власти, могущества и спокойствия», — говорит Соловей. По его мнению, «такие вещи нельзя делать в ситуации нарастающего кризиса».
«С моей точки зрения, ничего из задуманного реализовано не будет. А при попытке реализации будет вызывать очень острые и сильные реакции, непропорционально более значительные, чем они могли бы быть несколько лет тому назад», — говорит Соловей.
В итоге, грубые просчеты Кремля могут закончиться очередным распадом страны. «На моих глазах распадался Советский Союз. Помню, что поначалу все это тоже казалось фантасмагорией, тем, чего не может быть никогда — еще в начале 1989 года. А это было могущественное государство, не чета этому», — резюмирует завкафедрой МГИМО.
О чем на деле говорит рост просталинских настроений, почему Россия переоценивает роль «вождя народов»?
— В российском обществе действительно происходит и переоценка роли Сталина в истории страны, и его значения в роли лидера, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Я ведь тоже лет 30 назад был ярым антисталинистом. Это было связано с трагедией моей семьи.
Мой дед, замнаркома обороны СССР по авиации, начальник ВВС РККА, командарм 2-го ранга Яков Алкснис, был расстрелян в 1938 году. Его жена — моя бабушка — как член семьи изменника Родины провела по тюрьмам, ссылкам и лагерям 15 лет. Мой отец в 10 лет лишился своих родителей, и увидел свою мать только через 20 лет — когда ему было уже тридцать.
Естественно, у нас в семье была антисталинская атмосфера, и в ней я воспитывался. Но жизнь — реальная жизнь — то, что произошло с нами в 1980—1990-е годы, заставило переоценить многое.
Меня поразил отец. Он-то реально пострадал как сын врагов народа — по сути, ему сломали жизнь. Так вот, за несколько месяцев до своей смерти — это было лето 1992 года, мы сидели на даче и пили чай, — мой отец, который ненавидел Сталина лютой ненавистью, вдруг сказал: «Был бы жив Сталин, он бы этого бардака не допустил».
Представляете, что нужно, чтобы такое сказал человек, имевший все объективные основания Сталина ненавидеть?! Просто отец осознал ту роль, которую сыграл Сталин в истории нашей страны.
«СП»: — И теперь вы — сталинист?
— Не могу сказать, что я теперь являюсь оголтелым сталинистом. Я помню о трагедии деда, бабушки, отца. Но с другой стороны, я вижу те гигантские заслуги, которые имеет Сталин перед народом и страной.
Я стараюсь подходить объективно — не мажу только черным или только белым. Я знаю, уже на основании собственного опыта: если в 1937-м все были врагами народа, а в 1956-м все стали жертвами необоснованных репрессий — значит, истина где-то посредине.
В 1930-е шла ожесточенная политическая борьба. И как сегодня есть оппозиция Путину, и идет политическая борьба против курса, который он проводит, так и в сталинское время шла борьба. Причем она носила куда большие масштабы, а главное, ее вели люди пассионарные — прошедшие кровь и ужасы Гражданской войны. Эти люди готовы были при необходимости пожертвовать собой, но для них и кровь людская была как водица.
Читайте также
А россияне-то не знают: Минтруд трубит о рекордном росте зарплат
В ситуации, когда люди сводят концы с концами, это ведет к росту недовольства
Я не оправдываю их. Это была другая эпоха, время, другое законодательство. Вы почитайте ст. 58 УК РСФСР в редакции 1926 года или более поздней, которая устанавливала ответственность за контрреволюционную деятельность. По меркам нашего времени, статья чрезвычайно жестокая. По ней за анекдот про Сталина, рассказанный по пьянке, можно было оказаться в ГУЛАГе. Но для того времени это была вполне нормальная статья.
Я скорблю над памятью невинных жертв той эпохи. Действительно, были тысячи и тысячи людей, которые пострадали ни за что. Они в атмосфере тех лет, за одно только проявленное сомнение в верности сталинского курса, были приписаны к врагам народа.
Но я тем временем и восхищаюсь. Потому что это было еще и время великих свершений. И то, что сделал под руководством Сталина наш народ — подлинный исторический подвиг. Страна тогда совершила гигантский рывок вперед — и это заслуга Сталина.
«СП»: — Есть версия, что Кремль сейчас поощряет просталинские настроения, и пытается часть заслуг Сталина проецировать на Путина. Насколько верен этот политтехнологический расчет?
— Есть известное выражение: история повторяется дважды — первый раз в виде трагедии, второй в виде фарса. Так вот Сталин, на мой взгляд, был великий и трагический политический деятель, а Владимир Владимирович Путин — уже фарс.
Да, при Сталине были репрессии, но был и рывок страны вперед. Был культ личности — но была и личность. Сегодня все иначе.
Именно поэтому происходит посмертная реабилитация Сталина. Да, он совершил множество преступлений и массу ошибок. Да, он несет ответственность за тяжелые поражения 1941?42 годов, за миллионы наших соотечественников, которые оказались в немецком плену. Но под руководством Сталина мы все же водрузили знамя Победы над рейхстагом в 1945-м.
Сталин, я считаю, сделал свое дело. И дай бог, чтобы у нас появился новый лидер такого масштаба — без издержек сталинского времени. Думаю, тогда в России многое изменилось бы к лучшему.
Новости политики: Российский генерал уверен, что корабли НАТО будут уничтожены в случае провокации