Материал комментируют:
Александр Дмитриевский
Павел Фельдман
У Варшавы и Берлина есть возможность «разобраться» с Россией и Китаем, заявил бывший президент Польши Лех Валенса.
«Немцам нужно объяснять, что с Россией всегда были проблемы, и мы, поляки, знаем это особенно хорошо, и поэтому у нас есть шанс при жизни этого поколения разобраться с Россией. У нас больше не будет такого шанса», — сказал он.
В принципе, от Валенсы слышать подобное не удивительно, Валенса профессиональный русофоб и антикоммунист, он постоянно выступает с подобными заявлениями. К примеру, он предлагал «раздробить» Россию и сократить численность ее населения до 50 миллионов человек, а также «освободить» не только Украину, но и Россию, захватить Москву.
По словам официального представителя МИД России Марии Захаровой, размышления бывшего польского президента похожи на мечты маньяка и украинского националиста Чикатило, который между физическим сокращением населения и поеданием расчлененного мечтал «жить как в Польше».
С другой стороны, очевидно, что Валенса тут выражает исторические фантомные боли поляков, с детства ненавидящих Россию за то, что она когда-то давно помешала Польше стать «империей от моря до моря». Так что надо понимать, что не один Валенса так думает — это видно по политике нынешних польских властей, которые вполне себе ориентируются на идеи бывшего президента.
Два момента только смущают. Первый: Валенса обращается к Германии. Словно уже забыл, что Германия для Польши еще больший исторический враг, чем Россия.
Второй: при чем тут Китай? Валенса что — транслирует повестку дня американцев, для которых Китай такой же враг, как Россия?
— Валенса не тот человек, от которого стоит ожидать взвешенных и политкорректных заявлений, — отмечает доцент кафедры философии и политологии Академии труда и социальных отношений, кандидат политических наук Павел Фельдман.
— Будучи на пенсии, он периодически эпатирует общественность своими русофобскими выпадами и одиозными поступками, чтобы хоть как-то напомнить миру о собственном существовании. Сейчас его привычная антироссийская риторика попадает в общий западный тренд, поэтому СМИ уделяют ему незаслуженно много внимания.
«СП»: — Разобраться с Россией… исторический шанс. У них до сих пор фантомные боли по утраченной империи?
— Польское национальное самосознание во многом зиждется на ресентименте. Обижены они практически на весь мир, кроме американцев. Если распри с Украиной пришлось до поры до времени отложить, то теперь их внимание сосредоточилось на Германии и России. Немцы, как выяснилось, должны выплатить Варшаве колоссальные репарации, а россияне — капитулировать. Все это пахнет дешевым популизмом и перекладыванием ответственности за собственные провалы на извечных исторических противников.
«СП»: — А Китай тут при чем?
— Валенса как ярый антисоветчик, вероятно, питает ненависть ко всем социалистическим режимам, включая китайский. Кроме того, коллективный Запад, частью которого считает себя Польша, официально провозгласил КНР экзистенциальной угрозой. Китайское экономическое чудо предрекает Европе постепенное угасание. Поскольку данный процесс уже необратим, полякам и их старшим западным партнерам остается только злобствовать на этот счет.
«СП»: — По словам Валенсы, немцам нужно объяснять, что с Россией всегда были проблемы, и поляки, знают это особенно хорошо, и поэтому у нас есть шанс при жизни этого поколения разобраться с Россией. А Валенса уже забыл о том, что у Германии есть привычка регулярно бить Польшу?
— Германия в ее нынешнем состоянии вряд ли способна устрашить кого-либо, и уж тем более поляков. Однако идея о военном столкновении Берлина и Варшавы выглядит довольно абсурдно. Немцы, контролирующие исполнительные органы власти ЕС, могут лишить А. Дуду финансовой поддержки из Брюсселя.
Польское руководство всерьез опасается реализации подобного сценария, хотя временами ведет себя вызывающее по отношению к немцам. Видимо, оно чувствует, что на волне украинского кризиса расклад сил в Европе может измениться в пользу сравнительно новых членов Евросоюза и блока НАТО. Поляки и прибалты рассчитывают повысить свой статус, позиционируя себя в качестве главных антагонистов «страшной России».
«СП»: — Действительно ли у Польши есть «уникальный исторический шанс», и другого такого не будет?
— Этот шанс есть только в фантазиях Валенсы. У России существует большой запас прочности, которого хватит на десятилетия гибридной войны с Западом. Украинский кризис предоставил Польше возможность попытаться свести старые счеты с Москвой. За эти мечты уже заплатили своими жизнями сотни польских наемников, убитых на Донбассе.
«СП»: — А что об этом думают те же немцы и другие европейцы? Много ли среди них желающих «разобраться» с Россией?
— Если говорить объективно, то стремление довести Россию до состояния небоеспособности и полураспада объединяет практически весь коллективный Запад. Исключение составляют единичные политики-реалисты. Они опасаются, что чрезмерное военное давление на Москву может подтолкнуть ее в сторону ядерной кнопки, либо спровоцировать государственный переворот, на волне которого к власти придут радикалы-милитаристы. Подобным образом, в частности, рассуждают Олаф Шольц и Джо Байден, когда речь заходит о предоставлении Украине наступательных вооружений. Так что «разобраться» с Россией на Западе хотят многие, но предпочитают не совершать резких движений.
— Хватит смеяться над Польшей, если нам не хочется плакать! Хватит с нас шапкозакидательства! — говорит историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба Александр Дмитриевский.
— Пора бы понимать, что Польша — это крайне опасный противник, который, может быть и уступает нам в военной мощи, но которому мы полностью проигрываем в плане той самой «мягкой силы», причём с разгромным для нас счётом.
К сожалению для нас, мы совершенно не в состоянии генерировать смыслы для Польши, а вот польские интеллектуалы сумели сгенерировать для нас очень многие смыслы. Достаточно вспомнить что украинский и белорусский национальные проекты — это всё сгенерировано польскими интеллектуалами. Достаточно вспомнить русские революции ХХ века — тоже приложили руку польские интеллектуалы. Этот список можно перечислять бесконечно…
Кстати, можно вспомнить и такой период, как Смутное время, когда существование русской государственности было вообще поставлено под вопрос. Когда польский король претендовал на московский престол, и лишь воля народа позволила удержаться на краю пропасти. Об этом периоде так и сказано: «Рука Всевышнего Отечество спасла…». Так что давайте уважать противника, которому мы проиграть не имеем права.