Материал комментируют:
Владимир Шаповалов
Конфликт на Украине может остановить только один человек — бывший президент США Дональд Трамп. Такое мнение высказал в эфире радио Kossuth премьер-министр Венгрии Виктор Орбан.
По его мнению, в результате правда останется за сторонниками мирного урегулирования, в число которых входит и Будапешт, в позиции которого «есть моральная правота».
«И в интересах Венгрии было бы, чтобы во главе США стоял сторонник мира», — пояснил он.
Надо отметить, что Венгрия с самого начала украинского конфликта выступает за его мирное урегулирование и настаивает на скорейшем начале переговоров.
Ранее Виктор Орбан заявлял, что победить ядерную державу невозможно, да и победителей в этом конфликте быть не может.
«Несмотря на высокие ставки, в этом конфликте будут только проигравшие. Страшная разруха, сироты, мертвые, калеки — их количество увеличивается день ото дня, кладбища потихоньку заполняются», — констатировал он.
Политик призывает Евросоюз заключить с Россией соглашение о европейской безопасности. При этом Виктор Орбан считает, что если бы Дональд Трамп был президентом США, то никакая война сегодня вообще бы не раздирала Украину и Европу.
«Вернитесь, господин президент, сделайте Америку снова великой и принесите нам мир!» призвал венгерский премьер в начале мая, выступая на Конференции консервативных политических действий в Будапеште.
Впрочем, и сам Дональд Трамп не раз заявлял, что при его президентстве украинского конфликта можно было бы избежать, но и сегодня он готов его остановить.
«Если бы я был президентом, войны между Россией и Украиной никогда бы не произошло. Но даже сейчас, будучи президентом, я бы смог договориться о прекращении этой ужасной войны в течение 24 часов», — считает он .
При этом бывший глава США не раз предупреждал, что ситуация на Украине может привести к третьей мировой войне.
Примечательно, что глава Украины Владимир Зеленский обещаниям Трампа не верит, о чем он заявил в эфире телекомпании NBC, а отношения нынешнего украинского режима с Венгрией оставляют желать лучшего, да и прихода к власти Трампа в Киеве опасаются.
Заместитель директора Института истории и политики Московского педагогического государственного университета Владимир Шаповалов считает мнение Виктора Орбана вполне объективным и основанным на делах, а не на словах.
— Когда Трамп был президентом США, он не начал ни одной войны и в целом проводил в доставочной степени взвешенную внешнюю политику, ориентированную, прежде всего, на защиту интересов США, но при этом с учетом позиций других стран. В данном случае в противовес политике нынешней администрации, погрязшей в милитаризме, в активном вмешательстве в дела других стран, можно сказать, что политика президента Трампа была совершенно иной, отличалась высокой степенью прагматизма и уважительным отношением к другим странам и их интересам.
«СП»: Но ведь в бытность президентом, а это 2017−2021 годы, Трамп так ничего и не сделал для прекращения киевского террора на Донбассе? Более того, его администрация приняла, например, решение о поставке Украине 37 ПТРК Javelin и ракет к ним. Так может ли он действительно остановить конфликт, если придет к власти?
— Есть мнение Орбана, который с этим согласен, а есть мнение Зеленского, который сомневается. Мне кажется, первое мнение более соответствующим.
Что касается того, насколько возможны в принципе подобного рода решение и действие, то все зависит от США, от их президента, ведь США являются главным виновником конфликта, главной страной, которая действует на разжигание конфликта. Как только США прекратят поставки вооружений Украине и принудят своих сателлитов — западные страны — к подобным же действиям, конфликт закончится. В ту же самую минут он прекратится, потому что Украина не будет дальше вести военные действия. Это очевидно. В данном случае понятно, что военные действия ведутся США руками Украины.
Что касается действий Трампа, то несмотря на те или иные поступки, о которых Вы в том числе сейчас сказали, конечно, он проводил гораздо более умеренную политику, чем Байден или Обама.
«СП»: А можно ли нам доверять Трампу?
— Мы видели, что Трампу по сути не дали вести диалог с Россией. Вспоминается встреча в Хельсинки и другие «невстречи». Думаю, у него были большие надежды на развитие двусторонних отношений, но они не оправдались — в силу того, что Трамп был практически отстранен от активного принятия решения даже в период своей президентской власти.
Старший научный сотрудник Центр европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений им. Е.М.Примакова Российской Академии наук (ИМЭМО РАН) Владимир Оленченко видит несколько версий того, о чем говорит Орбан.
— Может быть, Орбан располагает какой-то информацией, которая позволяет ему делать такие безапелляционные выводы.
Может быть и сама Венгрия испытывает неудобство из-за конфликта на Украине в связи с тем, что на Западной Украине существует достаточно крупная, по-моему 150 тысяч, венгерская община. Венгрия была бы заинтересована в том, чтобы закрыть конфликт.
Это может быть и намек нынешней демократической администрации на то, что демократическая партия, точнее нынешний президент, не в состоянии это сделать. Это можно расценивать как упрек или, как любят говорить американцы, вызов — такой прием в политике, когда говорят, что может сделать только этот, но не может сделать другой. В данном случае, как версия, это может быть вызов Байдену, что он не может, а Трамп может остановить конфликт.
Может быть и такая версия, что Орбан этими заявлениями заранее показывает, что он как европейский политический лидер занимает равноудаленную позицию в украинском кризисе и может быть уже задумывается на посткризисный период, когда те, кто разжигал конфликт, будут оправдываться или вынуждены будут уйти с политической арены. Орбан дает понять, что он сторонник урегулирования кризиса.
Такие версии могут объяснять заявления Орбана, что Трамп может урегулировать этот конфликт.
«СП»: Сам Трамп обещает это сделать всего за 24 часа. Почему же в период своего президентства не остановил террор на Донбассе, поставлял туда оружие? Так может ли теперь? Или это всего лишь риторика на фоне выборной кампании?
— Думаю, что можно рассматривать оба варианта. Трамп, я бы сказал, маневренный политик. Если обратиться к истории, к тем же поставкам оружия на Украину, о которых Вы сказали, к тому, что он направлял туда и своего представителя, который больше занимался разжиганием, чем урегулированием ситуации на Донбассе, то вполне резонно задаваться вопросом — должны ли мы полностью верить словам Трампа о том, что он может сделать. Это один вариант.
Другой: надо учитывать, что ситуация меняется, мы наблюдаем видимую сторону того, что на горизонте началась избирательная кампании за пост президента США. Вполне возможно, что это может быть одной из заявок на начало, один из моментов, который должен поднять его авторитет. Дело в том, что украинская тема широко в США раскручена, и уже даже непрофессионалам вполне известно, что борьба идет по двум направлениям — либо завершить конфликт, либо продолжать его эскалацию.
Трамп как бы посылает в адрес электората Республиканской партии сигнал, что он готов конфликт урегулировать. Но американским политикам присуще выражаться звонко, громко, но не всегда последовательно. Его фраза может быть истолкована и как избирательный ход, и как действительное намерение. Хотя 24 часа — это, конечно, литературное преувеличение, но это может рассматриваться как заявка на то, что он реально хотел бы урегулировать.