Материал комментируют:
Вадим Трухачёв
Всеволод Шимов
Президент Польши Анджей Дуда привел Матеуша Моравецкого к присяге в качестве премьер-министра республики.
В новом составе правительства прежнюю должность сохранил лишь министр национальной обороны Мариуш Блащак. Еще два министра из прошлого кабмина сменили ведомства: министром иностранных дел стал Шимон Шинковский вель Сенк, работавший ранее министром по европейским делам, и министром развития и технологии — Марлена Малонг — экс-министр семьи и социальной политики. Сообщается, чтоновое правительство состоит преимущественно из политиков и экспертов, которые ранее не имели опыта работы на высших руководящих должностях.
Отметим, что в составе нового правительства на этот раз не оказалось лидера партии «Право и справедливость» Ярослава Качиньского, который ранее являлся единственным вице-премьером и курировал вопросы обороны.
Назначенное правительство можно считать сразу же «сбитыми летчиками». Ведь на состоявшихся недавно выборах в Сейм победила оппозиция: «Гражданская коалиция» (157 мандатов), «Третий путь» (65), «Левые» (26). А у пока еще правящей ПиС — 194 мандата. Таким образом, правительство Моравецкого может даже не рассчитывать на одобрение парламентом, а значит и не приступит к исполнению обязанностей.
К чему тогда этот цирк? Нельзя было сразу поручить формирование правительства лидеру оппозиции, который все равно станет премьером в итоге? Или ПиС еще есть, на что рассчитывать?
— Просто Дуда и Качиньский хотят ненадолго продлить своё безграничное пребывание у власти и отсрочить необходимость её делёжки с Туском, — поясняет доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— За это время, например, можно принять закон об амнистии для некоторых членов ПиС, которым могли светить уголовные дела за коррупцию и превышение полномочий. Туск такие дела анонсировал. Но это сугубо внутрипольские дела, мало влияющие на отношения с другими странами.
«СП»: Реально ли ПиС заручиться поддержкой сейма? Купить кого надо, переманить, предложить выгодные условия для коалиции — да мало ли? Сколько голосов им не хватает? Или уже поздно?
— Нет, невозможно. Даже ультраконсерваторы из «Конфедерации» не хотят идти с ПиС в коалицию. Правящей партии надо найти 37 голосов, и взять их просто негде. ПиС за восемь лет безраздельной власти настроила против себя вообще все остальные политические силы.
«СП»: Новое правительство состоит преимущественно из экспертов, которые ранее не имели опыта работы на высших руководящих должностях. Как это понимать?
— Это просто затягивание времени. И все кадровые назначения, кроме самого Моравецкого, выглядят как издевательство над здравым смыслом. Качиньский и Дуда прекрасно понимают, что властью придётся поделиться.
«СП»: Если правительство не получит вотум доверия парламента, что тогда? Премьер принял присягу, а его не утвердили? Такое бывало в истории?
— Бывало, много раз и во многих странах. Чисто техническая процедура, призванная отсрочить передачу власти оппозиции.
«СП»: Насколько нам выгодны эти потрясения в Польше? Есть ли для нас выгода в затягивании кризиса?
— Они на нас никак не влияют. В Польше нет и не предвидится правительства, готового налаживать отношения с Россией. Никто, кроме «Конфедерации», набравшей 7% голосов, не собирается это делать. Это в Чехии есть некоторые окна возможностей — но там уровень русофобии на пару порядков ниже. В Польше он беспросветно высокий. Нам нет никакого дела, кто там у руля — Моравецкий или Туск. Оба хуже.
«СП»: А Украине есть, на что рассчитывать? Предвыборный тренд на резкую критику Киева завершится? Сейчас на границе ситуация с блокадой перевозчиками только накаляется. Что ждать дальше?
— Для Украины тоже ничего не изменится. Любое правительство Польши будет поддерживать Украину против России. И любая польская власть будет ставить интересы своих крестьян и дальнобойщиков выше украинских. И против культа Бандеры тоже будет выступать любая польская власть.
Разница будет только для ЕС и Германии. Их Туск перестанет задирать так, как это делала ПиС. О репарациях Туск забудет, как только станет премьером. И отменит все законы, которые требовал ЕС от ПиС отменить, как противоречащие принципам разделения властей.
— Дуда очень не хочет получить оппозиционное правительство, поскольку при таком раскладе он окажется в политической изоляции и превратится в «хромую утку», — отмечает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.
— Предполагаемая коалиция во главе с Туском контролирует 248 мест в Сейме, тогда как у ПиС — 194. Развалить коалицию Туска вряд ли получится, т.к. входящие в нее силы выступают жёстко против ПиС. «Конфедерация» играет примерно в той же электоральной нише, что и ПиС, но, опять же, выступает в роли конкурента и критика, а не союзника, да и ее голосов не хватит, чтобы перекрыть объединенную оппозицию. В общем, положение Дуды и компании весьма шаткое.
«СП»: На что готова пойти ПиС, чтобы удержать власть? И есть ли у нее хоть какой-то шанс это сделать?
— ПиС находится у власти уже много лет и, как часто бывает в таких случаях, сложилась широкая фронда политических сил, желающих прервать ее затянувшееся правления. Это эффект накопившейся усталости. Против ПиС сейчас будут работать и либералы, и левые, которые являются традиционными оппонентами, и Конфедерация, с которой у ПиС гораздо больше точек соприкосновения.
«СП»: Брюссель будет как-то вмешиваться? Кто ему выгоднее у власти в Польше? И какие рычаги влияния на ситуацию там имеются?
— Брюсселю выгодно, чтобы к власти пришла коалиция во главе с Туском. ПиС — правые евроскептики, польский аналог Орбана и Фицо. Для Брюсселя ПиС всегда был крайне неудобным партнёром. Зато Туск — это европейский мейнстрим, альянс левых и либералов с «зелено-розовой» повесткой. Туск — бывший европейский чиновник, он заточен на работу с Брюсселем, он не будет конфликтовать с Германией и будет в гораздо меньшей степени ориентирован на Вашингтон. Так что в Брюсселе особо не скрывают, что ждут падения ПиС.
«СП»: Нам есть дело до всего этого?
— Польша — русофобское государство, так что для России нет особой разницы, кто в итоге сформирует правительство, Моравецкий или Туск. А вот затягивание политического кризиса и внутренне противостояние нам выгодно. Польша хотя бы на какое-то время сосредоточится на внутренних делах и умерит свою антироссийскую активность.
«СП»: А насколько это выгодно Украине?
— ПиС — жесткие польские националисты. Они ориентированы на отстаивание польских национальных интересов, в своем понимании, разумеется, и очень не любят бандеровцев. Нынешние проблемы в польско-украинских отношениях — это во многом заслуга ПиС. Правительство Туска будет гораздо более мягким и комплиментарным в отношении Киева. Так что с этой точки зрения для нас лучше, чтобы ПиС удержался.