Севастопольское издание «Форпост» в начале февраля сообщило о том, что неизвестные интервьюеры обзванивали горожан от имени ВЦИОМ с вопросами об их оценке работы местной власти и об отношении к идее объединения Севастополя и Крыма в один субъект федерации. На сайте ВЦИОМ ничего похожего так и не появилось, однако вне зависимости от того, кто именно проводил исследование, ясно: вопрос перекраивания административных границ в Крыму все еще не снят с повестки дня. Только есть ли в этом нужда?
«Особый статус» был у Севастополя на протяжении большей части истории города. Сразу после основания в 1783 году он стал де-факто главной базой Черноморского флота. А четыре года спустя уже был выведен из-под управления местных, таврических властей, и стал официально военно-морским портом общегосударственного подчинения. Руководила городом военно-морская администрация во главе с генерал-губернатором (командующим флотом).
В 1804 году в городе создали главное управление Черноморского флота и присвоили ему статус «главного порта». С 1809-го — главной черноморской крепости.
После завершения Крымской войны и вступления в силу запрета России держать флот в Севастополе, город на некоторое время стал торговым, но в 1871 он снова вернул себе военно-морской статус. А двадцать лет спустя, в 1891-ом, — над ним опять подняли крепостной флаг.
Лишился «особого статуса» Севастополь лишь в 1921 году, когда был присоединен к Крымской АССР (с 1945-го — Крымской области).
В 1948 году Президиум Верховного Совета и Совмин РСФСР приняли решение, о котором по сей день спорят специалисты в сфере международного права. Севастополь был объявлен ими «самостоятельным административно-хозяйственным центром» и «городом республиканского подчинения». Несмотря на то, что местная парторганизация и некоторые органы местной власти по-прежнему подчинялись Симферополю, номинально Севастополь был приравнен по статусу к «автономным республикам, областям и краям».
В 1954 году возникла коллизия. Президиум Верховного Совета РСФСР передал УССР «Крымскую область». Однако о передаче по сути независимого от Крыма Севастополя — в документах не было ни слова. И лишь в Конституции УССР 1978 года он «без предыстории» был объявлен «городом республиканского подчинения» в составе советской Украины. Таким образом законодатели, очевидно, попытались неуклюже заткнуть дыру, образовавшуюся в законодательстве.
В 1991 году 97% жителей Севастополя на референдуме высказались за статус главной базы ЧФ и города республиканско-союзного подчинения.
Уже после развала СССР Верховный Совет РФ вспомнил о никем не отмененном решении 1948 года и объявил в 1993 году Севастополь территорией России, но потом был конфликт президента с парламентом, стрельба из танков по Белому дому, и о статусе Севастополя на время забыли. В 1994-ом о принадлежности Севастополя РФ заявил уже местный городской совет, но руководству России было не до того…
Считала Севастополь «своим» и боровшаяся за независимость с 1992 по 1995 годы Республика Крым. Но к 1996 году Киев подавил сопротивление, и прописал в своей новой Конституции, что Севастополь является городом «со специальным статусом» в составе Украины. Госдума и Совет Федерации РФ сразу после этого попытались снова поднять вопрос государственной принадлежности города, но Украина ни на какие переговоры идти не желала.
С 1996 по 2014 годы севастопольцы были ущемлены в праве избирать себе руководство исполнительной власти. Главу местной администрации назначал Киев, который, памятуя о решении 1948 года, претензиях России и настроениях горожан, боялся давать Севастополю хотя бы минимальную свободу. Единственное, что радовало (правда, скорее теоретически), так это то, что формально город был практически приравнен к любой украинской области.
Ну а потом был 2014 год. Переворот в Киеве, возвращение «Беркута», митинг в центре города… Севастополь стал «флагманом Русской весны», а чуть позже, после референдума — новым городом федерального значения в составе России. Севастополь возглавил Сергей Меняйло, бывший заместитель командующего Черноморским флотом, прославившийся успешным участием в умиротворении Грузии в 2008 году. Вот только административно-хозяйственные успехи адмирала севастопольцы оценили не так высоко, как военные. Обсуждение проблем с ремонтом дорог, вывозом мусора, очередями в детские сады и качеством медицинского обслуживания буквально набило людям оскомину. Некоторые горожане даже поглядывали с белой завистью на Симферополь, где активнее решались инфраструктурные вопросы и работали торговые сети, которые из Севастополя «уже ушли» или в Севастополь «еще не пришли».
Как известно, через некоторое время Сергей Меняйло ушел на другую работу, в Севастополе его сменил в статусе «и.о.» Дмитрий Овсянников. Многие коммунальные проблемы начали решаться определенно более живо, но нерешенных вопросов в городе все еще осталось предостаточно.
Следует отметить, что в административном плане «независимость» Севастополя от Крыма, начиная с 2014 года, была далеко не полной. Целый ряд органов власти был представлен на полуострове объединенными управлениями «по Республике Крым и городу Севастополю». Речь, в частности, идет о таких серьезных ведомствах, как ФСБ, Роскомнадзор, Россельхознадзор, ФСИН, Федеральная антимонопольная служба, Росприроднадзор, Росреестр и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей. Со временем в единое управление были объединены и местные структуры ФМС. Сегодня Минюст готовит к слиянию севастопольское и крымское управления Федеральной службы судебных приставов. По информации местных СМИ, среди судей муссируются слухи о «внедрении» в крымскую вертикаль и севастопольских судов. Таким образом, недалек, возможно, уже тот день, когда «независимыми» от Симферополя в Севастополе будут лишь коммунальщики, медики и педагоги…
И в этом случае снова окажется под вопросом «особый статус» Севастополя, который, тем более, во много раз уступает по количеству населения таким «федеральным» городам, как Москва и Санкт-Петербург…
В 2016 году и власти Крыма, и власти Севастополя, правда, назвали вопрос «объединения» неактуальным, но если кто-то проводит соцопросы на эту тему, «значит это кому-нибудь нужно»?
Жители города славы российского оружия реагируют на «объединительные слухи» неоднозначно.
Виктория Кузнецова:
— «Особый статус» — просто слова. Толку от этого?
Елена:
— Интересно было бы посмотреть, что из этого бы вышло. У нас столько раз все менялось, нам не привыкать…
Евгения Иванова:
— Скорее всего, это очередной вброс с целью потрепать нервы наших симферопольских друзей, которым самостоятельность Севастополя и севастопольцев поперек горла…
Александра Ткаченко:
— Этот статус ровным счетом ничего не дает.
Алевтина Сурменева:
— Лучше бы, как раньше, закрыли Севастополь.
Александр Коверчик:
— Даже если объединять все в один округ, ничего не измениться. Чинуши, как воровали, так и будут дальше воровать.
Наталья Алисова:
— Ну и пусть объединят. Хоть уберут у нас этих депутатов-нахлебников и госаппарат разгонят …
Наталья Мищенко:
— Аксенов давно положил глаз на Севастополь, да вот только со своим хозяйством никак справиться не может…
Татьяна Лопушанская:
— Зачем нам этот статус нужен? В Крыму зарплаты выше, медицина хоть не гробится. Кстати, наших больных хоть без проблем будут принимать в Симферополе, а не отправлять на материк. Минусов не вижу.
Практически все, кто приезжает в Севастополь, замечает у горожан особый менталитет и просто потрясающий патриотизм — причем, относящийся, как к «большой Родине» — России, так и к «малой» — Севастополю. Но при этом у севастопольцев немало и нареканий к качеству своей жизни. Поэтому у части из них перспектива формального изменения статуса «малой родины» в составе России вызывает нечто вроде любопытства.
Нельзя забывать и о существовании силы, имеющей особое влияние на все процессы, происходящие в городе — военных. Севастополь — не просто город, но и одна из крупнейших баз Вооруженных сил РФ, играющая огромное значение в деле обеспечения безопасности нашей страны. Сто лет назад людям в погонах принадлежала вся полнота власти в Севастополе. И вполне возможно, что последнее слово в сегодняшней дискуссии будет опять за ними…