Решением Малиновского районного суда Одессы иностранное судно под флагом Танзании Sky Moon конфисковано вместе с грузом в пользу Украины. Причина — сухогруз неоднократно заходил в порты Республики Крым, что нарушает действующее украинское законодательство. Об этом говорится сайте военной прокуратуры Южного региона Украины, по инициативе которой прошло разбирательство.
По словам пресс-секретаря военной прокуратуры Яны Стекачевой, суд признал капитана Sky Moon виновным в «перемещении вне украинского таможенного контроля с территории АР Крым более 3 тысяч тонн технической соды и постановил конфисковать в доход государства предмет контрабанды стоимостью почти 18,5 млн. грн». Она подчеркнула, что это первый случай в истории Украины, когда суд принял решение о конфискации не только груза, но и морского судна.
Кроме того, к уголовной ответственности привлечены капитан судна и один из основателей компании-грузовладельца. Им, в частности, вменяется совершение преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 332−1 — «Нарушение порядка въезда на временно оккупированную территорию Украины и выезда из нее с целью причинения вреда интересам государства». Также решается вопрос о привлечении к ответственности представителя судовладельца — гражданина Румынии.
Как пояснил «СП» адвокат Виктор Наумов, формальную сторону вопроса суд попытался соблюсти. «Возможность конфискации орудия преступления предусмотрена уголовным законодательством Украины. Поскольку судно в данном случае использовалось для перемещения „предмета контрабанды“, то оно подпадает под определение орудия преступления, и, следовательно, может быть конфисковано, также как и сами предметы, перемещаемые с нарушением законного порядка», — пояснил он.
«На практике, конечно, конфискация такого масштаба производится очень редко, так как судно все-таки обычно не расценивают как непосредственное орудие. Что касается уголовного дела в отношении капитана, то скорее всего, он получит реальное лишение свободы, поскольку обычно такие преступления наказываются достаточно сурово», — добавил Наумов.
Напомним, судно Sky Moon было задержано морской погранохраной Украины еще в ноябре 2016 года на пути из Севастополя в молдавский порт Джурджулешты и пришвартовано в Ренийском морском порту (Одесская область). Помимо капитана на его борту находились девять членов экипажа — граждане Сирии. Все они были привлечены к административной ответственности.
Согласно административному протоколу, Sky Moon в течение 2016 года 8 раз заходило в крымские порты Керчи, Феодосии, Севастополя. Именно это обстоятельство стало для него роковым. Таким образом, речь идет о прецеденте использования нового украинского законодательства в части, касающейся Республики Крым. Впредь аналогичные действия могут последовать в отношении и других иностранных судов.
Реакция соцсетей на новую точку напряжения между Украиной и Россией была ожидаемой. Сторонники режима Порошенко порадовались за проявленную решимость. Их оппоненты были более ироничны. «Сомали!» — пишет один. «За выкуп отдадут! Так положено у пиратов», — уверен другой. «Скорее, халявные земли Украины конфискуют, чем иностранное судно причалившее в порт Крыма», — надеется третий.
Эксперт по морскому праву, заведующий кафедрой международного права Московской государственной юридической академии Камиль Бекяшев удивлен решению украинского суда.
— Действия одесских портовых властей грубо нарушают международное морское право. Арест или задержание судна под танзанийским флагом является своего рода санкцией. Санкции же может применять в этом случае только Совбез ООН по статье 41 и 42 Устава ООН. Любые другие государства применять такие санкции не имеют права. Заметьте, судно под флагом Танзании не нарушило базовых принципов морского права и по этой причине должно быть незамедлительно освобождено.
Такие случаи в Крыму уже бывали. Суда задерживали, но потом незамедлительно освобождали. Они сами понимали неправомерность этих действий. Никакого отношения судно под танзанийским флагом к так называемому спору между Россией и Украиной по поводу Крыма не имеет. Поэтому оно и не должно нести никакой ответственности.
Крымский политолог Владимир Джаралла также обращает внимание, что это не первый случай задержания судна за заход в крымские порты.
— Это было ожидаемо. Буквально с самого начала в украинском политическом сегменте арест судов рассматривался как способ воздействия на ситуацию с Крымом. Более того, и за прошедшее с 2014 года время в портах Украины задерживалось еще какое-то количество судов по тому же поводу. Однако каждый раз владелец судна находил нужного человека, давал некоторую сумму — взятку, и получал судно обратно.
Нынешняя ситуация, исходя из украинской реальности, может быть охарактеризована кратко: не договорились. И поэтому из этой ситуации решили извлечь некую пользу в информационно-идеологическом плане. Мол, мы предупреждали, и вот теперь переходим от слов к делу.
«СП»: — К чему это может привести?
— Прежде всего, владельцы судов, которые заходили в крымские порты, вычеркнут Украину из своих планов. Таким образом, Украина в очередной раз нанесла себе ущерб. Кроме того, каждый владелец иностранного судна будет использовать политические возможности своей страны против Киева, для которого это будет означать репутационные риски.
— Действия нынешних украинских властей обычной логике не поддаются, — считает лидер движения «Севастополь-Крым-Россия» Валерий Подьячий. — Чтобы их понять, нужен, наверное, не психиатр. Это клинический случай. Конечно, впредь это будет большая проблема для судовладельцев и для граждан Украины, жителей Одессы и других портовых городов тоже. Ведь происходит постоянный обмен. Мы живем в открытом мире. Должны существовать транспортные коммуникации, магистрали. В чем смысл, отрезать это все?
Действительно, в случае, если подобная практика продолжится, под нее могут попасть десятки иностранных судов, а также российский флот. Так, по данным мониторинговой группы «Майдан иностранных дел», в январе 2017 года в порты Крыма заходили 73 судна под флагами 12 государств. Из них 57 или 78% от общего количества — российские.
— Я нисколько не удивлен аресту иностранного судна в Одессе, — признался член комитета по транспорту и строительству Госдумы РФ Александр Старовойтов. — Удары сейчас наносятся по всем сферам. И по транспортной в первую очередь, поскольку она серьезно уязвима с точки зрения логистики.
Я детально ознакомлюсь с деталями этого дела, и если станет ясно, что под угрозу попадут суда под российским флагом, то во избежание повторения такого сценария Россия должна будет отреагировать. Нужно гарантировать нашим коммерческим и некоммерческим перевозчикам безопасность. Возможно, понадобятся ответные меры. Уверен, будет какая-то реакция от нашего МИД. Готов ее поддержать. Если ее не будет, будем действовать самостоятельно. Ведь если взялись за суда, то могут попасть под удар и другие виды транспорта. Нужно погасить это в самом зародыше.