Рыболовецкое судно «Рыбак Херсона» незаконно вошло в территориальные воды Крыма. Инцидент произошел в северо-западной акватории крымского полуострова. Нарушителя догнал и перехватил пограничный сторожевой корабль «Аметист», базирующийся в Балаклаве.
На борт сейнера-нарушителя высадилась вооруженная досмотровая группа. Как сообщает пресс-служба крымского Пограничного управления ФСБ РФ, десять членов команды и капитан являются гражданами Украины. Судном владеет ООО «БАРА-Украина» из Одессы. Порт приписки Ильичевск, ныне декоммунизированный в Черноморск.
По словам пресс-секретаря Госпогранслужбы Украины Олега Слободяна, сейчас его ведомство уточняет детали инцидента и проверяет информацию через хозяев сейнера и «другие источники», поскольку никаких контактов с представителями крымской власти не поддерживает. На вопрос об освобождении ильичевских рыбаков Слободян ответил, что это возможно «только по линии МИД, дипломатическим путем».
Пока экипаж остается в статусе задержанных. Их пояснение — перед началом лова осуществляли т.н. «разведку водных биологических ресурсов» в открытом море и «не заметили, как почти на 400 метров пересекли российский кордон».
При этом не исключено, что подобные действия могут быть организованы украинской стороной для подготовки высадки разведывательно-диверсионных групп. Так, меньше месяца назад в совершенно странную аварию у Южного берега Крыма попал турецкий сухогруз под флагом Микронезии River Eregli. На его борту было семь моряков — все граждане Украины. Якобы, «турок» потерял ход и был снесен течением на каменистый берег возле Алупки. Совсем рядом по побережью — цепь правительственных резиденций, в том числе объекты Управления делами президента РФ (УДП). Именно здесь Черноморский флот осуществляет постоянное патрулирование прибрежной зоны.
По документам эта ржавая посудина шла в Новороссийск из болгарского порта Бургас. Хотя не факт — с прошлого года River Eregli не включает систему опознавания. Что на борту, неизвестно. Кстати, военно-морская база Бургас находится под полным контролем структур НАТО.
«Операцией по спасению» турецкого судна на траверзе резиденции Владимира Путина лично руководил командующий Черноморского флота России Александр Витко. Беспрецедентный случай, чтобы адмирал вмешивался во вроде бы банальное ЧП.
— К аварийному судну был направлен морской буксир МБ-174. К моменту прибытия буксира в район аварии, сухогруз «Ривер Эрегли» коснулся грунта и сел на мель, поэтому для осмотра корпуса было дополнительно направлено водолазное судно ВМ-154, — уточняет пресс-служба Южного военного округа.
На минуточку, морской буксир МБ-174, и водолазный бот ВМ-154 — вполне себе военные суда. Следом к делу подключилась «Афалина» — новейший рейдовый буксир питерской постройки, недавно пополнивший ряды Черноморского флота. Сначала водолазы несколько часов подряд обследовали корпус сухогруза и морское дно вокруг. Зачем так долго? Погода в тот день стояла спокойная и серьезных повреждений при касании дна не случилось. Лишь к вечеру буксиры стащили River Eregli с мелководья. Многие в самой Алупке наблюдали маневры российских кораблей, очень напоминавшие поисковую операцию. Среди местных жителей есть очевидцы, которые утверждают, что перед столкновением с берегом с борта «турка» вываливался какой-то непонятный груз.
СМИ поспешили сообщить, что турецко-украинский сухогруз своим ходом ушел на Севастополь. На самом деле, черноморский МБ-174 отбуксировал его в Севастопольскую гавань, фактически под конвоем, где сдал представителям Береговой охраны ФСБ.
Никаких комментариев по данному поводу силовики не дают. Социальные сети еще раз вспомнили показания диверсантов СБУ, признавшихся в подготовке терактов на территории Крыма. Ситуацию прокомментировал симферопольский политолог, в прошлом пресс-офицер Совета атаманов Крыма и замминистра информации ЛНР Юрий Першиков:
— Эта публика постоянно ошивается вокруг полуострова. Присматривается, фиксирует цели. Есть реальные признания от реальных людей, что Украина готовится к полномасштабной террористической войне на нашей территории.
Нынешний инцидент с «Рыбаком Херсона» тоже закончился вмешательством российских спецслужб. Капитан привлечен к административной ответственности по статье КоАП РФ «Нарушение режима Государственной границы РФ». Теперь ему необходимо выплатить почти смешной штраф в размере 60 тысяч рублей.
Есть возможность вообще конфисковать эту старую шаланду, однако похоже, что в Крыму решили не обострять ситуацию. Хотя сами украинские небратья жестко наказывают моряков, посмевших заходить в порты «оккупированного полуострова». Например, в конце марта по решению Малиновского районного суда Одессы было конфисковано танзанийское грузовое судно Sky Moon.
Его захватили в дельте Дуная на пути из Севастополя в молдавский порт Джурджулешты. По утверждению военной прокуратуры Украины, иностранный сухогруз виноват в том, что посмел нарушить «антироссийскую блокаду» и в обход укро-таможни вывозил из Республики Крым партию химикатов. Несмотря на флаг Танзании, фактическими судовладельцами Sky Moon являются коммерсанты Молдавии и Румынии, экипаж — восемь сирийцев и капитан из Ливии.
Украинскому погранведомству пришлось признать, что арабский экипаж вел себя мужественно и, как мог, противостоял захвату. Во время конвоирования Sky Мoon в порт Рени безоружные моряки пытались посадить свой теплоход на мель в румынской части Дуная. Получилось смело, но неудачно, украинцы заметили смену курса. Груз в три тысячи тонн кальцинированной соды производства ПАО «Крымский содовый завод» официальный Киев рассматривает как свою добычу.