Арктический остров Земля Александры (архипелаг Земля Франца-Иосифа), где после развала СССР оставались десятки тонн опасного во всех отношениях горючего, привлек внимание президента России Владимира Путина. Он планировал побывать на нем ещё прошлой осенью, чтобы лично убедиться, выполняется ли его поручение о «генеральной уборке».
В тот раз не случилось. А вот в конце текущего марта поездка, по сообщению пресс-службы главы государства, скорей всего состоится.
Поводом станет, по всей видимости, Арктический форум-2017. Он стартует 29 марта в Архангельске. На него планирует приехать президент. «По пути» Владимир Владимирович, как предполагается, посетит остров Земля Александры, где «пообщается с экологами и ознакомится с результатами уборки острова от мусора».
Известно, что после развала СССР, там осталась от 40 до 60 тысяч тонн горюче-смазочных материалов, уровень загрязнения превышал допустимые нормы в шесть раз.
— Арктика у нас в стране сейчас в приоритете. Такого количества масштабных проектов, как те, что напрямую связанны с ней, в других областях не наблюдается, — считает Павел Филин, ответственный секретарь Межведомственной комиссии по морскому наследию Морской коллегии при правительстве РФ. — Это принципиально важно. Особенно учитывая уникальный, но несколько подзабытый опыт СССР по освоению данной территории. К слову, в текущем году исполняется 85 лет со времени создания Главного управления Северо-морского пути. Оно было уникальной организацией, лишенной межведомственных барьеров и бюрократических проволочек. Все решалось быстро и по делу. Необходимо активно изучать, анализировать и использовать этот бесценный опыт управления арктическими территориями.
Именно сотрудники Главсевморпути одними из первых в мире задумались о научном управлении климатом. Их разработки актуальны и сегодня. Что подтвердил в разговоре с корреспондентом «СП» Александр Данилов, советник директора Государственного научного центра РФ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт».
— Климат Арктики уязвим, враждебен человеку, — сказал Александр Иванович. — Температура там под минус 50 градусов, ветра, айсберги. Это — сегодня. Что может быть завтра? Я разделяю тревожные выводы коллег из разных стран. Климат в целом на планете становится мягче, теплее. И быстрее всего в Арктике. Что мы наблюдаем по её морям, площадь льда и толщина которых уменьшаются довольно быстро.
«СП»: — В одной из зарубежных публикаций прошла информация о том, что последние 10 лет стали самыми теплыми в тех краях за десятилетия наблюдений.
— Уточню: за всё время наблюдений, то есть, больше, чем за столетие! Площадь льда в Арктике сокращается в среднем на 12%, а толщина его уменьшается на 0,6 м. На огромных площадях многолетний лед замещается сезонным. Близость и протяженность нашей Большой земли с арктической границей дает себя знать тем, что начавшийся процесс всемирного потепления наиболее заметен именно в России. Он у нас даже не приостанавливается, как в Западной Европе.
«СП»: — То есть, правы те ученые, которые предрекают «скорое стремительное затопление европейской части РФ, а также Скандинавии, Великобритании?
— Насчет «скорого и стремительного» я бы поспорил. То, что в науке «стремительно», то по меркам обычной жизни — десятки тысяч лет. Тут надо понимать, что голоцен (современная геологическая эпоха, её начало совпадает с окончанием последнего материкового оледенения Северной Европы — авт.), или иначе, состояние так называемого «ровного климата», способствовал когда-то возникновению нынешней цивилизации. Природа словно соскучилась по человеку.
«СП»: — Но человек оказался не слишком благодарным?
— Его бурная, часто даже агрессивная деятельность в Арктике, способствует сокращению, и довольно резкому, климатического равновесия. Что может привести к разным природным катаклизмам, губительным для жизни людей. Нужны фундаментальные разработки по остановке этого процесса.
Развивает тему Константин Зайков, директор созданного несколько лет назад в Архангельске арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета (САФУ).
«СП»: — Расходы на фундаментальные исследования составили в минувшие три года в РФ, по данным разных источников, порядка 80 млрд руб. в год, или около 0,2% от ВВП. Очень мало по сравнению с ведущими мировыми державами, из числа тех, что входят в так называемую «арктическую восьмерку».
— Дефицит средств, действительно, ощущаем. Тем не менее, исследования проводятся, экспедиции организуются. Вот и в нашем Университете на сегодняшний день из 136 программ, более 30 — научно-исследовательские. С 2012 года реализуем уникальный проект «Арктический плавучий университет», в котором подготовка профессиональных кадров в суровых арктических условиях соединена с проведением исследований.
«СП»: — Можно узнать их основную тему или хотя бы направление?
— Например, изучение трансформации теплых течений атлантической водной массы в Северо-Восточной зоне Баренцева моря. Полученная информация позволяет нам произвести оценку потенциала морских биоресурсов в этом районе, и это очень важно для рыболовной деятельности.
Интересные данные получены при изучении западного сектора российской Арктики. Во время одной из экспедиций были обнаружены ранее не фиксировавшиеся на севере Новой земли типы почв. Они имеют свои особенности, химический состав. Их детальное изучение позволит в дальнейшем провести, так сказать, переоценку ценностей в арктическом регионе.
«СП»: — А изменения климата заметно в Арктике?
— Эти изменения заметны и они провоцируют, говоря профессиональным языком, деградацию многолетней мерзлоты, из которой состоят прибрежные территории. Иными словами, когда оттаявшая вода выходит в океан, то вместе с ней выходят и те химические элементы, которые были в почве. Вопрос: а что же в той почве остается? Насколько вообще она богата «таблицей Менделеева»? И каково происхождение различных загрязняющих веществ: результат промышленной деятельности человека или некоего естественного процесса?
Проведены нами также работы по изучению береговой линии островов архипелага западного сектора Новой Земля и часть континентальной земли в районе Печерского моря. Работы были связаны с оценкой чувствительности береговой линии к нефтеразливам. Полученные данные будут переданы в МЧС, чтобы там могли оперативно принимать грамотные решения.
«СП»: — В тех суровых краях не одно столетие жили люди — теперь уже малочисленное коренное населения. Активное освоение арктических шельфов не приведет к тому, что они снимутся с насиженного веками места, вынуждены будут сменить уклад жизни?
— Мы изучаем, как адаптируется местное население к пришедшей в Арктику цивилизации в виде, например, мощной техники для разработки нефтяных и газовых месторождений, а также, как сказывается на его здоровье изменение климата. И каковы там межнациональные отношения. Ведь, опять-таки, из-за активизации промышленной деятельности, в тех краях заметно увеличилась доля мигрантов. Она составляет на сегодня от 15до 20% к числу коренных народов. А это 16 этнических групп.
«СП»: — Как они относятся к росту числа мигрантов на «своей» территории?
- С одной стороны, в ходе опросов, проведенных нашими экспертами, отмечен низкий уровень межэтнических конфликтов. С другой — исконное население «холодного региона» негативно воспринимает процессы миграции. Если не принимать никаких мер, может возникнуть «ситуация неравенства». А там недалеко, как вы понимаете, и до «выяснения отношений». В принципе, определенные документы на данный счет давно разработаны Федеральным агентством по делам национальностей. Но их содержание далеко от реальности.