Взрыв в метро Санкт-Петербурга на перегоне станций «Сенная площадь» и «Технологический институт» осуществил террорист-смертник. Об этом сообщил «Интерфаксу» источник в правоохранительных органах.
Его личность уже установлена. «По предварительным данным, это 23-летний уроженец Средней Азии», — сообщил источник агентства, добавив, что он был связан с запрещенными в России радикальными исламистскими группировками. Взрывное устройство в подземку он пронес в рюкзаке.
Действовал террорист не один. Сейчас следствие проверяет причастность к теракту двух уроженцев Средней Азии примерно 20 лет — мужчину и девушку. Об этом сообщили ТАСС в правоохранительных органах. «Они попали в поле зрения правоохранителей после просмотра записей с камер видеонаблюдения. Их личности устанавливаются», — рассказал собеседник агентства.
По данным «Коммерсанта», спецслужбы знали о подготовке акции в Санкт-Петербурге, но информация у них была далеко не полной. Ее предоставил россиянин, сотрудничавший с террористической организацией «Исламское государство» * и задержанный после возвращения из Сирии. Этот человек, по данным источника газеты, занимал низшую ступень в иерархии боевиков, поэтому знал только некоторых участников отправленной в Россию диверсионной группы. При этом со своими контактерами он поддерживал лишь телефонную связь.
Определив мобильные номера предполагаемых террористов, оперативники выяснили, что все sim-карты были приобретены на рынках и не привязаны к реальным людям, поэтому были вынуждены ограничиться прослушкой переговоров боевиков. Однако раскрыть сеть спецслужбы не успели — эмиссары ИГИЛ прибегали к помощи мобильников редко, а все их разговоры ограничивались короткими фразами.
Впрочем, след исламистов в питерском теракте вряд ли единственный. Следствие наверняка отрабатывает и другие версии. Хотя эта, скорее всего, основная.
Главным управлением СКР по Санкт-Петербургу было возбуждено уголовное дело о теракте (ст. 205 УК РФ), которое по распоряжению председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина передали для расследования в центральный аппарат следственного ведомства. Связано это с тем, что его сотрудники уже имеют опыт расследования взрывов в столичном метро.
Какие меры будут приняты теперь, чтобы снизить риск террористической угрозы?
— Нам необходимо ужесточать политику внутри страны в отношении исламских организаций сомнительного толка, и значительно ограничить миграцию из республик Средней Азии, — считает ведущий эксперт Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор политических наук Михаил Александров. — На словах вроде бы принимаются необходимые меры для проверки и фильтрации въезжающих. А на практике в системе ЖКХ сплошь и рядом работают какие-то неизвестные мигранты из среднеазиатских республик, и полиции нет до этого дела.
Такое пассивное отношение к миграции из исламских государств может нам дорого обойтись. Это видно на примере группы из уроженцев Таджикистана, Узбекистана и Киргизии, которую в ноябре 2016 года задержали сотрудники ФСБ в Москве и Санкт-Петербурге. Члены петербургского отделения хранили у себя дома арсенал из нескольких автоматов Калашникова и пистолетов, взрывчатку. По данным СМИ, они придерживались идеологии «Исламского государства», и планировали взорвать в Питере два крупных торговых центра — «Галерею» на Лиговском проспекте и «Академпарк» на проспекте Науки. А потом открыть огонь из автоматов, как это было в Париже год назад.
Возможно, таких групп в Питере было несколько, и теракт в метро готовился давно. Не думаю, кстати, что нынешняя акция была приурочена именно к визиту Владимира Путина: террористы просто не могли располагать информацией о перемещениях главы российского государства. Возможно, они выжидали удобного случая, и известие о приезде Путина их подстегнуло.
Питер, я считаю, был выбран как место проведения террористических акций неслучайно. Он гораздо более уязвимый, по сравнению с Москвой. Действительно, в Москве было столько терактов, что система безопасности в столице работает более эффективно. В Питере же вопросам безопасности, видимо, уделялось меньше внимания, да и люди там, в отличие от Москвы, менее напряженные и бдительные. При этом Питер город не менее резонансный, чем столица.
«СП»: — Что еще можно сделать, чтобы усилить меры безопасности?
— Помимо ограничений на въезд выходцев из республик Средней Азии необходимо, я считаю, ограничить миграцию с Украины. Прежде всего, пересмотреть норму, согласно которой украинцы могут свободно пребывать в РФ в течение 90 дней. На деле, их пребывание в России следует максимально ограничить — кроме, возможно, жителей Восточной Украины. Плюс, составить «черные списки» украинцев, которые имеют отношение к добровольческим батальонам или связаны с националистами: их вообще не следует пускать на нашу территорию.
В целом, на Украину нужно резко сократить количество рейсов всех видов транспорта, и затруднить переезд на пограничных пунктах пропуска, где проезжает наземный транспорт. Все это осложнит украинским националистам попадание в Россию, и совершение здесь терактов.
«СП»: — Почему вы считаете, что украинские националисты готовы пойти на теракты в РФ?
— Киев давно вынашивает подобные планы. В августе 2016 года, напомню, две группы украинских диверсантов попытались проникнуть в Крым, где, по версии ФСБ, уже действовала агентурная сеть, готовившая громкие акции. В столкновениях погибли два российских офицера.
Как тогда оказалось, большинство задержанных диверсантов из первой группы, обнаруженные сотрудниками спецназа ФСБ «Вымпел», и захваченные живыми, оказались жителями Крыма. У некоторых при себе были российские паспорта. Задержанные рассказали, что сотрудничали с ГУР Минобороны Украины, в котором прошли диверсионную подготовку. Путин тогда заявил, что власти Украины опустились до «терроризма против мирного населения».
Если вдруг окажется, что за каким-то новым терактом стоят украинские националисты, нужно атаковать в Донбассе. Либо нанести удары крылатыми ракетами по СБУ, штаб-квартире военной разведки Украины, местам дислокации террористических добровольческих украинских батальонов.
В нашем же случае, если подтвердится, что за взрывами в метро стоят сторонники ИГ, в Сирии необходимо провести дополнительную акцию возмездия.
«СП»: — Какова вероятность, что мы столкнемся с новыми терактами?
— Я считаю, довольно высокая. Это война, которая идет и на линии фронта, и в тылу. К этому нужно быть готовым.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
На месте взрыва в Санкт-Петербурге