Партия «Яблоко» и глава президентского Совета по правам человека (СПЧ) потребовали от Следственного комитета проверить сообщения о преследованиях геев в Чечне. Чеченские официальные лица, в свою очередь, заявляют, что в исламской республике геев нет.
Опрошенные «Свободной прессой» эксперты считают, что это невозможно в принципе: гомосексуализм присутствует в любом обществе, даже с самыми жесткими религиозными запретами.
О табуированной теме заговорили все
Последнюю неделю в России широко обсуждается тема, которая еще недавно была табуированной — лица нетрадиционной сексуальной ориентации в исламских регионах Северного Кавказа. Поводом для обсуждения стало журналистское расследование Елены Милашиной, две части которого были опубликованы в «Новой газете» 1 и 4 апреля. Автор рассказывала, что в Чечне якобы началась массовая кампания по «отлову» гомосексуалов, которую проводят сотрудники правоохранительных органов: их вывозят в тайную тюрьму в Аргуне, которая находится на месте закрытой военной комендатуры.
По данным, которая приводит Милашина, всего были задержаны (а по сути похищены) десятки людей, в том числе известный телеведущий и сотрудник Духовного управления мусульман (ДУМ). Разумеется, конкретные фамилии в расследовании не названы. Однако сообщаются другие подробности, например, детали пыток, которым якобы подвергали задержанных (их систематически избивали и пропускали через тело электрический ток, пишет Милашина).
Также издание опубликовало фотографии следов избиений, которые были переданы в редакцию самими задержанными. Им, как пишет Милашина, удалось выбраться из тюрьмы в Аргуне только благодаря тому, что их близкие родственники заплатили огромные выкупы. Кроме того, как журналистка пишет в первой части расследования, как минимум трое гомосексуалов были убиты. А в следующей статье, появившейся пять дней спустя, говорит уже о «десятках» жертв.
«Новая газета» связывает гомофобские протесты в Чечне с попыткой проведения гей-парадов сразу в четырех столицах Северного Кавказа. «Свободная пресса» подробно рассказывала, что автором уведомлений стал 29-летний Владимир Климов из Свердловской области, участник интернет-проекта «GayRussia.ru».
С 20 по 24 марта он намеревался вывести на улицы Нальчика, Черкесска, Ставрополя и Майкопа в общей сложности более тысячи человек. Естественно, ни одна из акций не была согласована…
ЛГБТ-активисты боятся нового витка насилия
Расследование «Новой газеты», которая традиционно уделяет большое внимание проблемам чеченского общества, ожидаемо и вызвала огромный резонанс. «Российская ЛГБТ-сеть» открыла «Горячую линию», на которую принимает звонки и электронные письма от гомосексуалов, которые подверглись преследованиям в регионах Северного Кавказа.
Причем, по словам члена совета «Российской ЛГБТ-сети» Игоря Кочеткова, подобные сообщения появились еще до публикации в «Новой газете». Однако о точном количестве обратившихся на «Горячую линию» Кочетков рассказать журналистам отказался, сославшись на то, что это может привести к новому витку репрессий.
Председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова и глава президентского Совета по правам человека Михаил Федотов направили обращение на имя председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина с требованием немедленно расследовать факты, о которых сообщила «Новая газета». Присоединилась к этому требованию и международная правозащитная организация Amnesty International.
Официальные власти Чечни любые обвинения отрицают: пресс-секретарь чеченского главы Альви Каримов и советник чеченского лидера Адам Шахидов публично назвали факты, озвученные «Новой газетой», «ложью», «дезинформацией» и «оговором целой нации».
По словам Каримова, в Чечне нет геев, а есть только «здоровые мужчины, которые ведут здоровый образ жизни и занимаются спортом, с ориентацией, определенной с момента сотворения человека».
Примерно в таком же ключе высказались и некоторые общественные деятели: мол, в исламском обществе гомосексуалов не может быть по определению. Так ли это на самом деле? Этот вопрос корреспондент «Свободной прессы» адресовал специалистам по исламу и Северному Кавказу. Однако, к нашему удивлению, более десяти (!) экспертов отказались отвечать, сославшись на разные причины: мол, нет времени или они «не совсем в теме».
Тем не менее, несколько экспертных комментариев по этой щекотливой проблеме нам получить все же удалось.
«Гомосексуализм есть в любом обществе»
Саида Сиражудинова, президент Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ.Мир. Развитие»:
— Наличие лиц нетрадиционной сексуальной ориентации не зависит от типа общества или религии. Эта проблема существует тысячелетиями, ее искоренению не способствует сама природа человека — биологическая предрасположенность плюс социальная среда (например, тюрьмы). Кроме того, предрасположенность к гомосексуализму возникает и вследствие психологической травмы.
«СП»: — Саида, вы постоянно ведете мониторинг гендерных проблем на Кавказе. Что происходит именно в этом регионе?
— На Кавказе традиционное общество вторгается в приватную сферу, но скрытые желания и наклонности остаются. Они часто подавлены, но при определенном стечении обстоятельств могут «прорваться».
В кавказском обществе односторонний подход к гомосексуализму — насилие мужчины над мужчиной встречается, и не считается таковым (в дагестанских СМИ подобный случай недавно освещался). Традиционное общество основано на связях и силе общины и рода, более слабые уязвимы. Жертве изнасилования (особенно мужского пола) здесь не дадут покоя — они вынуждены уезжать.
«СП»: — И это объясняется требованиями ислама?
— Ислам (как и другие авраамические религии) многое запрещает, но все равно многое нарушается. Ислам запрещает убийства — но они происходят, запрещает воровство, прелюбодеяние, несправедливое отношение к женам и детям… Но от всего этого кавказское общество не ограждено. А гомосексуализм — лишь один из таких «декларируемых» запретов.
«Шариат требует смертной казни для геев»
Руслан Гереев, директор Центра исламских исследований Северного Кавказа:
— В Коране сказано: «Вы поистине творите мерзость, в которой никто не опередил вас из миров!» (сура «Анкабут», аят 28).
То есть в религиозном праве связи мужчины с мужчиной (гомосексуальные) — это грех особой тяжести, причем с упоминанием мерзости этого греха и о его социальном вреде обществу. Ведь, согласно шариату, опасность гомосексуальных связей в том, что наказаны за этот грех будут и те, кто проживал с грешниками на одной территории. Шариат предписывает смертную казнь обоим участникам греха, если он совершался по обоюдному согласию.
«СП»: — Но мы же все-таки живем в светском государстве, где не должны действовать нормы шариата?!
— Несмотря на светскость государства, на Кавказе, хотим мы этого или нет, почти все регулирует не только шариат, но и адат — неписанный закон. Он также запрещает мужеложство и лесбиянство (считая это распространением распутства, по причине которого появятся болезни, о которых раньше не знали).
«Жесткость законов не решает проблему»
Ахмет Ярлыкапов, старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО:
— Исламская религия довольно подробно регулирует интимную сферу (в которой вообще не одобряется, например, анальный секс даже между гетеросексуальных партнерами). Естественно, все, что относится к сексуальным отношениям между однополыми партнерами — это область абсолютно и однозначно запрещенного.
«СП»: — Означает ли это, что гомосексуализма в мусульманских обществах нет вообще?
— Конечно, не означает! Этнографы, например, довольно подробно описали такое явление, как «бачизм», который был довольно широко распространен в Средней Азии и все еще распространен, например, в Афганистане.
Это явление, когда мальчики учатся песням и танцам, а затем попадают к щедрым мужчинам, которых они как правило услаждают этими самыми песнями и танцами, но порой между ними возникают и вполне себе интимные отношения.
Этнографы бесстрастно фиксируют гомосексуализм во многих обществах, в том числе и среди мусульман. О том, что гомосексуализм присутствует и в других странах (в том числе и с жесткими законами), мы узнаем по сообщениям о нередких случаях казней тех, кого обвинили в гомосексуализме, в Иране и Саудовской Аравии.
«СП»: — И ведь это поощряется основной массой общества!
— Как обществовед скажу, что люди жестоки друг к другу, особенно если кто-то сильно или несильно отличается от «большинства». Меньшинства не надо терпеть и заставлять их терпеть, с меньшинствами надо просто вместе жить и не отдалять, не отчуждать их.