Повышение пенсионного возраста — критически важное действие для продолжения сотрудничества Международного валютного фонда с Украиной. Об этом в пятницу, 21 апреля, в ходе онлайн пресс-конференции заявил директор европейского департамента организации Пол Томсен.
Он подчеркнул, что пенсионная реформа — важная часть программы сотрудничества МВФ и Украины с самого ее начала, но она откладывалась несколько раз. Повышение эффективного возраста выхода на заслуженный отдых, по его словам, — одно из намеченных преобразований. Представитель МВФ также добавил, что пенсии на Украине «очень-очень низкие».
«У Украины есть серьезные проблемы с пенсионной системой. Я думаю, что в стране второй по величине дефицит пенсионного фонда в мире», — отметил Томсен.
Напомним, ранее украинский вице-премьер Павел Розенко раскритиковал статью об острой необходимости введения пенсионной реформы на Украине и повышения возраста выхода на пенсию главы миссии Международного валютного фонда в стране Рона ван Родена, поставив под сомнение его профессионализм.
— МВФ — это инструмент колонизации стран транснациональными корпорациями, — напоминает украинский экономист Вадим Коваленко.
— Сразу отмахнусь от обвинений в конспирологии — бизнес, ничего личного. Почему они так настойчиво продавливают повышение пенсионного возраста? Потому что, в нее уперлось наше руководство. И причина лишь в том, что тут нет их личного интереса. Одни репутационные убытки, которые влекут расходы на «Радио тысячи холмов» (спонсируемое колонизаторами пропагандистское радио в Руанде, которое разжигало ненависть между туземцами — ред.). Аналогично МВФ продавливал тарифы и плавающий курс. Только тут элиты быстро заработали, запустив промывку мозгов в СМИ: работа на коммуналку и пенсия в 30 долларов — это плата за независимость и борьба с коррупцией. Ну а тут что придумаешь? В общем, ничего.
Что же до МВФ, то они живут в выдуманном мире. Их рецепты просты и прямолинейны. Если не хватает денег, то решений два: больше зарабатывать или меньше тратить. В идеале вообще совместить, но МВФ просто заставляет меньше тратить. У вас дефицит ПФ? Сократите число пенсионеров и не поднимайте пенсии. Вот и всё. К слову, требования о бездефицитном бюджете из той же оперы. Это только в США за счет дефицита бюджета полезно развивать экономику, а вот таким странам, как Украина, это вредно.
«СП»: — Так пойдет ли Киев на это?
— Думаю, вряд ли. Был бы Яценюк, то пошли бы. Поскольку на его место поставили Гройсмана, то все полетят на него. Значит, и на Порошенко, а он хочет на второй срок. Будут упираться до последнего.
«СП»: — Чем повышение пенсионного возраста может обернуться для Украины?
— Люди просто не будут доживать до пенсии. И такие понятия, как пенсия и социальные льготы будут декоммунизированы — как и праздник 8 марта, как названия улиц, как наша промышленность.
«СП»: — Какие условия МВФ может выдвинуть в следующий раз? Что вообще Фонд добивается на Украине?
— МВФ весьма последователен. Они помогли убить банковскую систему. Добивают остатки промышленности, но тут советская власть заложила большой запас прочности. Впрочем, это дело времени. Люди постепенно разбегаются.
Если открыть учебник экономической теории, то среди факторов экономического роста мы увидим: капитал, людские ресурсы, инвестиции и землю. Первых трех нас или лишили, или почти лишили. Следующей целью будет земля, вернее, отмена моратория на ее продажу. Крупнейшие площади плодородного чернозема покроют еще не один такой транш. Это конечная цель МВФ: Пайетт не просто так говорил про аграрную сверхдержаву.
«СП»: — Насколько Украине вообще нужен этот транш? Без него не обойтись?
— Да не нужен ей этот транш. Экономика его не увидит и не почувствует. Он же не пойдет в модернизацию «Антонова», Южмаша, строительство дорог, заводов и фабрик. Валютный рынок и курс это не спасет фундаментально — лишь эмоциональное успокоение. Куда важнее для Украины валютные переводы гастарбайтеров, причем, львиная доля — это поступления из РФ.
— Официальные цели — сократить дефицит пенсионного фонда, — поясняет политолог и экономист Александр Дудчак.
— Народу все еще много, а денег по-прежнему мало. Правительство делает все возможное не для того, чтобы денег стало больше, а для того, чтобы пенсионеров стало меньше. Причем повышение пенсионного возраста можно назвать самым гуманным методом сокращения числа людей, претендующих на пенсии. Война в Донбассе и умышленное уничтожение системы здравоохранения выполняют эту задачу более эффективно.
Впрочем, как это часто было на Украине за последние 3 года, поставленные цели не будут достигнуты. Вместо сокращения дефицита пенсионного фонда может получиться его увеличение. В случае принятия новых требований МВФ, возраст выхода на пенсию может превысить среднюю продолжительность жизни украинских мужчин, даже по официальным данным, не говоря уже о реальных демографических проблемах. И без новых требований МВФ очень небольшой процент жителей Украины мог позволить себе что-то откладывать из зарплаты на пенсию. Обычно зарплата заканчивается намного раньше, чем месяц ее выдачи. А теперь исчезнет и формальный стимул для создания пенсионных накоплений и получения «белой» зарплаты — к чему откладывать, если вероятность того, что успеешь воспользоваться пенсией менее 50%?
«СП»: — Почему МФВ продавливает эту тему? Что ему с того?
— Нужно помнить, что МВФ — это часть механизма, созданного крупным транснациональным капиталом в своих интересах, в глобальном масштабе. И в очередной раз нужно напомнить, что для транснационального капитала Украина — всего лишь территория с наличием определенного набора ресурсов. В том числе, и такого ресурса, как рабочая сила.
Рабочая сила — это фактор производства, его доля в конечной стоимости продукции должна быть минимизирована. Если государство разрушено и не способно защитить свое население от подобного рода эксплуатации, если руководство государства — поставленные извне наемники того самого глобального капитала и защита экономического и политического суверенитета не входит в круг их обязанностей-интересов, происходит то, что сейчас мы видим на Украине.
У населения в таком случае остается небогатый выбор: согласиться стать дешевым винтиком в производственных процессах на предприятиях и земле, покинуть территорию в поисках лучшей доли, бомжевать на своей земле или самоликвидироваться. Это идеальная картина для МВФ. Украина одно из многих государств, над которым установлен внешний контроль, в том числе, и с помощью МВФ.
«СП»: — Ранее вице-премьер Павел Розенко поставил под сомнение профессионализм главы миссии Международного валютного фонда в стране Рона ван Родена…
— Розенко ошибается. Глава миссии действует вполне профессионально. Но, естественно, в интересах МВФ. Может, Розенко вдруг обеспокоился интересами простых украинцев? Очень сомнительно. Если бы он о них размышлял, и тем же занимались представители нынешней власти, то не устраивали бы майданов. Теперь же, Розенко — один из холопов, который должен молча выполнять указания своих господ. И если он не будет делать это, то лишится своего теплого вице-премьерского кресла.
«СП»: — Что еще может придумать МВФ для Украины при следующем транше?
— Может поторопить с распродажей земли. Ведь нынешняя власть не вечна, и у Запада нет гарантий, что на смену ей придет такая же продажная команда, чтобы продолжить курс на утилизацию Украины. Поэтому для МВФ и стоящими за ним силами, желательно ускорить процесс распродажи украинских чернозёмов.
«СП»: — Если реформа все же пройдет, поднимет ли это градус недовольства в обществе?
— Градус недовольства в обществе, конечно же, поднимется. Но привести к каким-то реальным массовым протестам с последствиями это может в том случае, когда найдутся силы с финансовыми и организационными ресурсами для структуризации протеста и оформления его в значительную политическую силу.
Беда в том, что народным недовольством могут воспользоваться политические близнецы нынешней власти, которые ожесточенно будут критиковать нынешних лишь из-за того, что их в свое время отстранили от разграбления страны. Ведь не всех заранее можно проверить на искренность помыслов. А тех, кто проявил себя в качестве кризисных менеджеров, в масштабах государства не так уж много.