Депутат Верховной рады, экс-лидер «Правого сектора"* Дмитрий Ярош заявил о необходимости принять жесткие меры в Днепре (бывший Днепропетровск), где 9 мая произошли столкновения участников праздничных мероприятий с радикалами. Об этом он написал 10 мая в своем Facebook.
Ярош назвал «фикцией» заверения правоохранительных органов, что ситуация в городе находится под контролем, и заявил, что кадровых решений в данном случае недостаточно. По его мнению, остановить «народный гнев» могут только аресты «организаторов победобесного кремлевского шабаша». Политик пригрозил, что если Киев будет недостаточно серьезно относиться к произошедшему, то «заговорит улица, а возможно, и стволы». «Днепряне, не допустим колорадно-ватного реванша!» — заключил Ярош.
Со своей стороны, мэр Днепра Борис Филатов принял решение прекратить городское финансирование организаций, оказывающих поддержку ветеранам Великой Отечественной войны. Мэр подчеркнул, что их представители «навсегда» будут выдворены из городского совета. «На следующей сессии городского совета будет выделено городское финансирование союзу ветеранов АТО», — заверил Филатов.
Мэр посетовал, что в День Победы у него под рукой не оказалось «пары сотен громил». «Если ситуация не изменится, в городе будет создан аналог немецкого фрайкора (добровольческий корпус) начала двадцатого столетия», — пообещал мэр.
Для справки: выходцы из фрайкора стали ключевыми функционерами как в руководстве нацистской Германии, так и в главенствовавшей там Национал-социалистической рабочей партии.
Филатов призвал главу МВД Арсена Авакова и генпрокурора Юрия Луценко «навести в Днепре порядок», пообещав в противном случае «подымать людей». «Они хотели „хунту“ — они ее получат», — заявил мэр.
Напомним, в результате потасовок 9 мая в Днепре пострадали 14 человек, в том числе полицейские, задержаны 15 предполагаемых участников драки. Полиция возбудила уголовное дело по статье «Хулиганство». Правоохранительные органы заявили, что столкновения спровоцировало использование политической символики — участники празднования несли копии Знамени Победы и флаги с советскими символами.
После предварительного рассмотрения инцидентов Арсен Аваков уволил начальника главного управления полиции Днепропетровской области Игоря Репешко, начальника городского управления полиции Днепра Андрея Бидыло и их заместителей по обеспечению общественной безопасности.
Однако, как следует из слов Яроша, националисты этим не удовлетворились, и решили разыграть днепровскую карту по-крупному.
Что стоит за заявлениями Яроша и Филатова, представляет ли днепровская оппозиция реальную угрозу для Киева и лично украинского президента Петра Порошенко?
— До сих пор Порошенко не решался отдать команду жестко пресекать нападения на ветеранов, — отмечает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Нынешний случай первый, когда Киев показал, что может не допустить безобразий в День Победы со стороны украинских националистов, которые потеряли человеческий облик настолько, что могут избивать женщин и стариков, участвующих в праздничных шествиях.
Ясно, что решение блокировать радикалов было принято на самом высоком уровне. Кроме того, очевидно, что оно является продуманным и подготовленным. Иначе 9 мая не удалось бы обеспечить относительно спокойную атмосферу проведения на Украине акции «Бессмертный полк», в которой, по данным украинского МВД, приняли участие свыше 500 тысяч украинских граждан.
«СП»: — Почему Порошенко решил противостоять радикалам на этот раз, он перестал их бояться?
— Безусловно, Порошенко радикалов побаивается. Но на этот раз сложилась опасная для него самого ситуация. Остановить шествие «Бессмертного полка» украинские власти не могли. И если бы они не обеспечили защиту участников акции, тысячи гостей Евровидения замечательно смогли бы убедиться, как украинские наци избивают стариков.
Порошенко счел, что такой сценарий более опасен для него, чем блокирование радикалов. И дал соответствующую команду. Замечу, в Киеве националистов не просто заблокировали, но и жестко штурмовали офис ОУН, чего раньше никогда не случалось.
«СП»: — Что на самом деле произошло в Днепре?
— Там, в отличие от Киева, большинство населения — особенно сейчас, когда ситуация в экономике стала совсем плохой — скорее, сочувствует «Бессмертному полку», даже если не участвует в этой акции. Отсюда и масштаб столкновений.
Кроме того, важно понимать: за инцидентами в Днепре стоит война одной элитной группы против другой. Иначе репрессии против руководства днепровской полиции, которые предпринял министр Аваков, были бы и в Киеве, и в Николаеве, и в Одессе, где 9 мая произошли примерно такие же инциденты.
На деле, Киев воспользовался ситуацией в Днепре, чтобы избавиться от неугодного полицейского руководства — и только. В Днепре долгое время правил бал Игорь Коломойский, который работал в связке с группами чисто уголовного характера. Им удалось провести на должность мэра Бориса Филатова. Достаточно бегло ознакомиться с его высказываниями, чтобы убедиться: объясняется Филатов на типично уголовном сленге. Замечу, Коломойский внешне выглядит более умным, но по сути такой же.
Теперь они схватились с Порошенко.
«СП»: — Эта война получит продолжение?
— Майским инцидентом, понятно, война элит не закончится. Важный момент: в нынешнем году в акции «Бессмертный полк» приняло участие больше украинцев, чем в прошлом году, а в прошлом — больше, чем в позапрошлом. Такая тенденция дает моральную, символическую победу этим людям, которые настроены против Майдана.
Это чувствуют националисты, и поэтому выступают со всякого рода угрозами: что вообще отменят 9 мая, что создадут в Днепре аналог немецкого фрайкора для борьбы с «ватниками». И, очевидно, без борьбы радикалы не сдадутся.
«СП»: — Ярош обещает, что «заговорит улица, а возможно, и стволы». Это действительно так?
— Ярош много чего говорит, но сегодня он уже не является особо влиятельной фигурой. Он фактически потерял свою партию «Правый сектор», и не обладает прежним политическим весом. По сути, теперь место «Правого сектора» занял полк «Азов» во главе с лидером Андреем Билецким.
Как раз «Азов» участвовал в событиях 9 мая. В Николаеве именно «Азову» противостояли воины-афганцы, и афганцы, скорее, победили — не дали националистам сорвать шествие ветеранов.
Должен сказать, что угрозы со стороны радикалов — важный сигнал для Петра Порошенко. Если он хочет остаться главой страны, он должен с националистами разбираться. Если нет — его, что называется, загонят под плинтус.
* В ноябре 2014 года Верховный суд РФ признал ОУН-УПА, «Правый сектор», УНА-УНСО и «Тризуб им. Степана Бандеры» экстремистскими организациями. Их деятельность на территории России запрещена.