Не более 10% украинцев намерены в будущем воспользоваться упрощением визового режима с Европейским союзом, при этом владельцами загранпаспортов является 34% украинцев, биометрические паспорта, наличие которых дает право на безвизовые поездки, есть только у 7% украинцев. 45% вообще не планируют оформлять паспорта для выезда за рубеж. Такие результаты выявило социологическое исследования Фонда «Демократические инициативы» имени Илька Кучерива совместно с социологической службой Центра Разумкова.
Итак, по данным исследования, 7% опрошенных оформили новый биометрический загранпаспорт, 8,5% имеют старый загранпаспорт с действующими шенгенскими визами и 20% - старый загранпаспорт без действительных шенгенских виз. Больше всего биометрических паспортов есть у жителей запада (11%) и молодежи в возрасте до 30 лет (12%), меньше всего — у жителей восточных регионов страны (2,5%) и людей старше 60 лет (2%).
Среди тех, кто не имеет биометрического паспорта, 7% собираются оформить его в этом году, еще 28% тоже готовятся заказать его изготовление, но позже, а 45% опрошенных вообще не настроены его оформлять. Еще 13% украинцев не решили, нужен ли он им в принципе. Свыше половины жителей страны (66%) вообще не имеют загранпаспорта, а 40,2% заявили, что точно не собираются ехать ни в одну из стран Шенгенской зоны.
33,7% опрошенных сказали, что этот вопрос (о безвизовых поездках в ЕС — ред.) для них является совсем неважным. Еще 23,8% считают, что введение безвизового режима является маловажным, — свидетельствуют данные опроса. И лишь только 10,1% украинцев считают упрощение визового режима с ЕС очень важным, а воспользоваться в будущем правом безвизовых поездок намерены 9,9%.
— Эти данные, — по мнению политолога Ивана Лизана, —говорят о невероятном падении уровня жизни: сложно ездить в ЕС без денег. А также о том, что без реализации первичных потребностей — достижения стабильного заработка и обеспечения безопасности — безвиз является не более чем мечтой.
Майдан стоял вовсе не за безвиз — выполнять требования ЕС по достижению безвиза на Украине начали ещё во времена Януковича, но победу себе присвоил Пётр Порошенко. Формально «Майдан» стоял за евроассоциацию, которую СМИ подавали чуть ли не как членство Украины в ЕС, после которого на Украине ожидали наступления локального коммунизма за европейский счёт.
«СП»: — 57,7% опрошенных граждан сообщили, что введение безвизового режима со странами ЕС для них «неважно» или «маловажно». Это много или мало?
— То, что 45% граждан Украины не планируют оформлять загранпаспорта, а порядка 35% граждан страны не покидают пределов своей области — доказательства того, безвизовые поездки в ЕС не имеют ценности для граждан Украины. Украинцы озабочены выживанием и заработком денег. Те же, кто мог себе позволить съездить в ЕС, давно оплатили шенгенскую визу. Проще говоря, безвиз — это не более, чем возможность не оплачивать визу.
«СП»: — Почему Европа вводит дополнительные ограничения? Те же требования подтверждения финансовой состоятельности? Они боятся нищих украинцев?
— Тут комплекс факторов. Во-первых, в последние годы в ЕС крайне много беженцев. Во-вторых, евробюрократы не испытывают иллюзий касательно уровня цивилизованности Украины и её социально-экономических показателей. Украина для ЕС — это failed state, ставшая колонией. Всё это в совокупности и привело к тому, что ЕС подстраховался от наплыва украинцев.
«СП»: — Кто эти десять процентов, которые намерены воспользоваться безвизом? Откуда у них деньги на поездки?
— Это, как правило, мелкая и средняя буржуазия, преимущественно городские жители, а также те, кому пришлось стать гастарбайтерами-нелегалами, которые будут работать по 90 дней.
«СП»: — Порошенко недавно прогнозировал, что после введения безвизового режима с ЕС количество пересечений западной границы Украины увеличится на 15−20%, и в Европу рванет до 50 миллионов украинцев, если их, опять же, считать по пересечениям границы. Насколько этот прогноз адекватен реальности?
— Пётр Алексеевич уже давно живёт в вымышленном мире, который для него создали его подчинённые. Украинская власть крайне далека от населения и практически не знает о том, как живут люди, что они думают, и как относятся к самой власти. Так что адекватным такой прогноз Порошенко назвать сложно.
В то же время, безвиз — это, пожалуй, единственное обещание, которое удалось исполнить Петру Порошенко, потому неудивительно, что он и все украинские СМИ всячески пытаются накачивать социальный оптимизм. Ведь о чём же положительном рассказывать если не о безвизе?
— Эти цифры говорят о том, что люди на Украине живут очень бедно, — полагает старший преподаватель кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев.
— А следствием этой бедности является низкая мобильность населения. При всём огромном количестве украинцев, работающих и в России, и в Евросоюзе, большинство граждан страны никуда не ездят. У них не хватает средств на поездки в Европу, а может, и на биометрические паспорта не хватает. Или же при отсутствии возможности съездить в Европу им просто не надо раскошеливаться на биометрический паспорт.
«СП»: — 10 процентов, которые планируют воспользоваться безвизом это много или мало? Нужен ли был безвиз ради 10 процентов, которые раньше, наверняка, не испытывали проблем с покупкой виз?
— Безвизовый режим нужен, любое упрощение правил поездки можно считать плюсом. Среди этих 10 процентов не все являются олигархами, чиновниками и членами их семей, и для многих экономия нескольких десятков евро на визе и ещё большая экономия времени — хорошее подспорье… Но 10% — это очень мало. Если всего каждый десятый имеет возможность съездить в Европу — значит, это полный провал власти, не сумевшей обеспечить согражданам достойный уровень жизни. И данное обстоятельство очень существенно обесценивает такую «перемогу», как безвиз.
«СП»: — Сообщается, что страны Европы могут потребовать от украинских туристов наличия денег в сумме от 50 до ста евро в день. Насколько для Европы обоснованы эти требования? Они так только к украинцам придираются?
— Требование иметь с собой деньги из расчёта 50 евро в сутки — стандартное для всех стран, с которым у Евросоюза есть визовый режим. И для России, и для Турции, и для условного Того они одинаковы. Для таких дорогих стран, как не входящих в ЕС Швейцарии и Норвегии, цифры выше. Евросоюзу нужны туристы, которые приезжают тратить, а не зарабатывать. Украинцы нужны ему как поставщики денег, а не как дармовая рабочая сила.
«СП»: — Можно ли эти цифры считать поражением идеалов «майдана»? Ведь «Майдан» хотел в Европу, вот ему и Европа, и???
— Идеалы «Майдана» напоминают горизонт — их воплощение в жизнь отдаляются вместе с линией горизонта. Нет, многие украинцы думали, что смогут ездить в Европу работать, но на этих мечтах пока стоит жирный крест… Частично мечта сбылась, но хотели явного большего — европейского уровня жизни, европейского уровня здравоохранения и образования. Хотя бы польского уровня коррупции — высокого по меркам ЕС, но в разы меньшего, чем на Украине. А здесь они получили если не дырку от бублика, то жалкие крохи…
— Говорят, украинцы проголосовали за Порошенко только потому, что тот пообещал бесплатно выпустить их из страны, — иронизирует заместитель директора Национального института развития современной идеологии Игорь Шатров.
— Конечно, это упрощенный взгляд на проблему. Но горькая шутка имеет под собой почву. Действительно, непреодолимое желание сбежать из страны послужило для некоторых побудительным мотивом поддержки Порошенко. Но речь, конечно, шла не об эмиграции, а о трудовой миграции — о возможности найти работу за границей, свободно перемещаться в поисках этой работы по европейским странам да еще, возможно, и получать социальные пособия. Россия на тот момент была не готова обеспечить работой большее, чем уже есть, число трудовых мигрантов из Украины. Евросоюз, по мнению рядовых украинцев, был на это способен. Существовал расчет и на то, что ЕС вскоре поможет и на Украине устроить жизнь по европейским лекалам. Прошло три года. Страна и дальше скатывается в нищету, а Евросоюз вместо помощи предлагает украинцам безвизово путешествовать по Европе в качестве туристов. Впрочем, ни о какой издёвке речи не идет. Другого никто не обещал. Но люди слышали то, что хотели услышать.
«СП»: — 57,7% опрошенных граждан сообщили, что введение безвизового режима со странами ЕС для них «неважно» или «маловажно». А как же все эти лозунги Майдана? Как изменилось отношение к этому вопросу за три года и почему?
— После сладкой революционной эйфории наступили горькое похмелье и разочарование. Выяснилось, что люди, оказывается, всё это время хотели другого — устроить человеческую жизнь в своей стране. А им продолжают трезвонить о европейских ценностях и свалившемся счастье в виде гипотетической возможности посмотреть одним глазом как живут за границей. Почему гипотетической? Потому что говорили, будто безвиз позволит сэкономить несколько десятков евро, а оказалось, что прежде необходимо потратиться на новый загранпаспорт и подтвердить при пересечении границы свою финансовую состоятельность. Все это в глазах рядового украинца выглядит как изощрённая насмешка политиков над собственным народом. Но, повторюсь, это не совсем так. Опьяненные революционным угаром украинцы сами выдавали желаемое за действительное, свои собственные фантазии принимали за чистую монету, а так называемые политики помогали им в этой игре в иллюзию.
«СП»: — Кстати, о подтверждении финансовой состоятельности. Зачем это? Что за дискриминация?
—Да, действительно, такие меры предусмотрены. Сумма может варьироваться в зависимости от страны въезда в ЕС. Такая норма в ЕС действует не для всех иностранцев. Например, гражданин США, при въезде в большинство европейских стран обязан предъявить только паспорт. А вот граждане Грузии, которых наряду с Украиной «осчастливили» европейским безвизом, тоже обязаны пройти унизительную процедуру подтверждения финансовой состоятельности и предъявления обратного билета. Почему? Это защитная мера, с помощью которой ЕС старается закрыть дорогу нелегальным трудовым мигрантам.
«СП»: — Сообщается, что больше всего биометрических паспортов есть у жителей Западной Украины. Означает ли это, что они живут богаче Восточной и Центральной или что последних поездки в Европу не интересуют в принципе?
— Это означает, что заробитчане из Западной Украины уже давно проторили дорожку в Европу, а жители областей Центральной и Восточной Украины ездят на заработки в Россию. Такое распределение потоков трудовой миграции сохранится и после введения европейского безвиза.
«СП»: — Насколько действие безвиза, учитывая столь малое количество народу, готового им воспользоваться, повлияет на уровень поддержки власти?
— Потенциал лозунга «Україна — це Європа» исчерпан. Чем дальше, тем больше, украинцы убеждаются, что Украина далеко не Европа. Абсурдность ситуации в том, что безвиз только приблизил их к этому пониманию.