"Режиссер-постановщик Елена Плютова, художник, лауреат Российской Национальной театральной Премии «Золотая Маска» Наталья Мишина и композитор Тимур Калиновский предлагают вниманию московской аудитории музыкальную сказку «Все! Мыши любят сыр» по пьесе Дюлы Урбана".
Еще в 70-е годы ушедшего столетия советские дети полюбили автора, написавшего трогательную историю о голубом (в самом лучшем смысле этого слова) щенке, с которым никто не хотел дружить. Романтичному, доброму и возвышенному четвероногому созданию, отличавшемуся от своих собратьев всего лишь окрасом, потребовалось приложить немало усилий для завоевания симпатий аудитории. Ведь в одиночестве его жизнь была по-настоящему собачьей. «Все! Мыши любят сыр» — история, лейтмотив которой чем-то напоминает похождения щенка с непростым цветом шерсти. Впрочем, обо всем по порядку!
События, согласно аннотации, происходят в одной из сыроварен Парижа. Но, если судить по музыкальному оформлению, создатели увлекательного сценического действа решительно «перешагнули через океан». Музыкальная стилистика, в которой создан спектакль, скорей, напоминает самый джазовый город Соединенных Штатов – Новый Орлеан!
Занавес открылся, и… мы оказались в «донельзя вкусной» системе координат сыроварни. Сценографическое решение художника Натальи Мишиной, представившей уютное жилище мышиного семейства в виде склада всевозможных «разнокалиберных» сыров, может ненароком пробудить аппетит, но… до конца спектакля еще далеко!
Вечер, закат, мелодия лирической скрипки. На «лаврах мечты» почивает папа Мартон, лежебока и мечтатель, а его супруга Лиди — серая берегиня мышиного очага! — ворчит в ожидании их маленького оболтуса по имени Шома. Мартон и его милое семейство живут среди сыров и грезят о более глобальном продукте, в каждой дырке которого может уместиться целая семья!
Мечты и чаяния семейства поддержаны композитором «Песней о сыре». Это гимн хвостатых гурманов, которые грезят о глобальном мышином пире. Безоблачное существование грызунов омрачено лишь присутствием на чердаке Великого Кота Мага, не дающего разгуляться сыроманам! Впрочем, границы уютного мирка серых мышей «вероломно» нарушаются мигрантами. «Чудовищность» пришельцев заключается лишь в том, что это… белые мыши!
Впрочем, и социокультурные отличия очевидны! Альбин и Серена с их дочерью Фружи, появляющиеся «в ритме» ломанного вальса, вопиющая противоположность старожилам сыроварни. Рафинированная аристократия, обращающаяся друг к другу «на Вы», и галантно оттопыривающая хвостик в ходе потребления утренней чашечки «кофэ», ну никак не могла понравиться папаше Мартону и его домохозяйке «от сохи», живущим в мире ложных предубеждений.
А вот Шома и Фружи — это настоящие Ромео и Джульетта! Рождение их любви сопровождено мышиным дуэтом, который начинается со звучания дворовой гитары, а завершается, опять-таки, вариацией на тему сыра. Взаимопонимание найдено мышами-детьми. Они любят сыр и друг друга (либо наоборот). А как насчет взрослых? Налицо полное фиаско. Конфликт перерастает в драку, которая венчает собой первый акт. Композитор дополняет драматическую ситуацию музыкальной темой: в ее прологе боевая труба сигналит нам о решительной непримиримости сторон! А дальше начинается энергичная «мышиная баталия». Она сопровождается музыкой, напоминающей таперскую озвучку немых фильмов с Чарли Чаплином. Оружие пролетариата – скалка! – достойный противовес зонтику, которым вооружены нагрянувшие без приглашения «интеллигенты»! В какой-то момент звучит узнаваемая цитата из «Танца с саблями» А. Хачатуряна.
Непримиримость взрослых не может не ранить крохотные сердца юных. Отчаявшись «наладить дипломатические контакты» родителей и быть вместе, они проявляют невиданную смелость. Уж коли где-то там, на чердаке, притаился Великий Маг Кот, то, наверняка, он сможет разрулить ситуацию и решить проблему! Для кота нет ничего невозможного. И это подтверждается его музыкальной темой. Звучит классический блюз – музыка с безграничными возможностями для импровизации. Волшебники любят импровизировать!
Фружи, рискуя жизнью, карабкается на чердак, где видит огромную голову чародея (привет от Гудвина из «Изумрудного города»!). Гигантский кот, пожалев малышку, соглашается ей помочь и превращает в серую мышь. Казалось бы, счастье было так возможно! Глядишь, «пролетарское» семейство понравившегося парня и приняло бы преобразившуюся в «расовом» отношении Фружи. Но… вот беда! Шома, идущий вслед за возлюбленной и не знающий, что Фружи «поменяла масть», просит превратить его в «белого аристократа».
Чем закончится эта непростая история? Забегая вперед, скажем, что финал спектакля, который вы сможете увидеть на сцене Московского театра кукол, начиная с 30 июня, будет примирительно-счастливым, и пищать будут не только мыши, но и дети. На сдаче спектакля художественному совету они искренне радовались одному простому, но еще раз доказанному факту: если ты хочешь дружить или готов любить самоотверженно и честно, нет никакой разницы, какой цвет шерсти или кожи у твоего друга или возлюбленного.
А теперь — о главном. Как известно, театр – зеркало жизни. Это расхожая фраза известна даже тем, кто не является завсегдатаем столичных подмостков. В идеале, постановки, которые видит зритель, должны не просто «слепо» удовлетворять запросы аудитории на развлечение (хотя и это – очень значимо!), а иметь дидактический или даже терапевтический эффект.
Испокон веков хорошая пьеса помогала социуму (по меньшей мере, той его части, которая благоволит театру) решать актуальныепроблемы. И проблема миграции сегодня стоит остро не только в России, в частности, в Москве, но и во всем мире. Решать ее нужно цивилизовано, но «по-взрослому». Однако сам факт появления в Москве постановки, которая разъясняет детям, что ущемление человека по признаку цвета кожи, разреза глаз, его убеждений, воззрений, может привести только в тупик, безусловно, важен. Ведь перед малышами открывается мир, в котором живут такие разные, такие непохожие друг на друга люди. История не вражды, но дружбы рассказана ребенку в формате хорошо сделанного музыкального спектакля. Что может быть лучше, если, читая эти строки, вы думаете о том, как провести выходные с ребенком?
Шома и Фружи ждут своих маленьких друзей!