Вице-президент США Майк Пенс заверил, что под руководством Трампа у США начнется новая эра американского лидерства в космосе и «американские ботинки ступят на лицо Марса».
— Добро пожаловать в новую эпоху нашего лидерства, — сказал Пенс, выступая 6 июля в космическом центре имени Кеннеди во Флориде.
Пенс отметил, что администрация намерена поддерживать и поощрять взаимодействие НАСА и частных компаний.
— Мы выиграли гонку на Луну, мы выиграли гонку полвека назад, и сейчас в XXI веке и дальше мы снова будем побеждать, — сказал вице-президент, при этом не уточнив, в гонке с какими странами США будут вести состязание.
Напомним, что еще при Джордже Буше-старшем была выдвинута «Инициатива по исследованию космического пространства» (Space Exploration Initiative), которая предполагала сооружение на околоземной орбите станции «Фридом», возвращение американцев на Луну и полет на Марс. Общую стоимость проекта тогда оценили примерно в 500 миллиардов долларов и от него отказались.
Затем уже Джордж Буш-младший предложил программу «Видение исследования космоса» (Vision for Space Exploration), которая подразумевала возобновление полетов на Луну и строительство на ней базы. VSE также была закрыта, хотя Конгресс сначала согласился с ее стоимостью — около 335 миллиардов долларов. Но затем при Буше-младшем была открыта программа «Созвездие», которая подразумевала возобновление пилотируемых полетов на Луну и включала строительство ракет-носителей «Арес I» и «Арес V», корабля «Орион» и спускаемого лунного модуля «Альтаир».
Барак Обама также дважды обещал отправить американских астронавтов на Марс, однако при нем в 2010 году программа «Созвездие» была свернута в связи с пересмотром подхода к реализации космических миссий и мировым экономическим кризисом. Вместо РН «Арес-5» в НАСА сконцентрировались на сверхтяжелой ракете-носителе Space Launch System (SLS). Согласно планам, озвученным в марте 2017 года главой подразделения агентства по пилотируемым полетам Биллом Герстенмайером, первый испытательный пуск SLS запланирован на 2018 год. В 2023—2025 годы НАСА планирует произвести три пилотируемых запуска SLS, чтобы вывести на окололунную орбиту двигательную установку, жилой и материально-технический модули. То есть создать на орбите Луны станцию, которая должна стать форпостом для пилотируемых полетов к Марсу. В настоящее время местом подготовки ракеты Space Launch System и корабля Orion к испытанию является сборочный комплекс «Мишу» (Michoud Assembly Facility) в штате Луизиана.
Впрочем, эксперты скептически относятся к перспективам марсианской миссии новой администрации Белого дома. По мнению научного руководителя Института космической политики Ивана Моисеева, чтобы один раз высадить двух американцев на Марс и потом вернуть их обратно, понадобятся сотни миллиардов долларов.
— Бюджет НАСА в среднем составляет 18−20 миллиардов долларов. Поэтому либо агентству увеличивают финансирование и американцы смогут возобновить полеты на Луну — про Марс даже и думать нечего, либо все эти заявления так и останутся заявлениями. Несколько дней назад Трамп подписал указ о возобновлении работы Национального совета по космосу, существовавшего ранее при президенте Джордже Буше-старшем, который как раз и возглавил Майкл Пенс. Совет должен пересмотреть политику в области космоса и разрабатывать национальную стратегию космической деятельности. Но про Марс американцы говорят постоянно, начиная с первого года правления Обамы, однако по существу ничего для этого не сделали.
Новый носитель Space Launch System и корабль Orion — это на самом деле разработки общего назначения. Более того, американцы даже не имеют программу освоения Марса, что объяснимо — ну, слетают они туда, а дальше-то что? Ведь никакой космической гонки сейчас и в помине нет — США далеко опередили всех в космосе.
«СП»: — В НАСА официально заявляют, что ракета SLS — лунно-марсианская.
— Да. Ракета почти готова, но в действительности ее предназначение непонятно. Единственная более-менее просматриваемая задача — это сделать окололунную станцию, у которой в принципе нет задач. То есть можно представить, зачем нужна околоземная станция — для экспериментов в невесомости и т. д., а у окололунной просто нет предназначения. Луна — это действительно первая задача всех мировых игроков после завершения миссии МКС. Но до 2024 года станция точно проработает, а что будет дальше — неизвестно, хотя всем участникам, включая США, выгодна ее работа до 2028 года. Почему? Потому что на дальнейший период пока ни у кого нет планов, а только философские разговоры. А лунная база должна быть посещаемая и ее единственная задача — отработка технологий использования уже не наземных, а лунных ресурсов в космосе.
Что касается Марса, то ракета-носитель — это только малая часть. В принципе для того, чтобы отправить туда двух космонавтов в капсуле, нужно создать на орбите аппарат размером с МКС, состоящий из двигателей. Но к этому пока близко никто не подошел. Даже если удастся это сделать, то ключевой вопрос — что делать на Марсе дальше? Поэтому пока эта тема может быть использована только для политических спекуляций.
Во время холодной войны космическая гонка была всего лишь отражением соревнования двух супердержав на земле, которая охватывала все сферы, но это время уже не вернется, поэтому национальные проекты в дальнем космосе невозможны, говорит член-корреспондент Российской академии космонавтики имени Циолковского Андрей Ионин.
— Луна находится относительно рядом с Землей — на расстоянии в 384 400 км, а расстояние от Земли до Марса исчисляется в миллионах километров. Полеты в дальний космос — это задача не нации, а всего человечества, которую можно решить только сообща. На мой взгляд, разговоры о том, что американские, российские или китайские ботинки ступят на Марс, контрпродуктивны. Если мы начнем делить космос по национальным площадкам, то далеко не улетим.
Не верю я в реализацию марсианских намерений Пенса и по чисто бюрократическим причинам. Обращу внимание, что в Америке есть традиция — каждый новый президент назначает нового руководителя НАСА. Трамп уже полгода официально находится у власти, но руководитель агентства до сих пор не назначен. Создание совета по космосу здесь ни при чем, и один этот момент характеризует реальное отношение новой администрации к космосу.
Кроме того, марсианский проект заведомо рассчитан больше, чем на два президентских срока, если предположить, что Трампа изберут второй раз. Это программа, которая займет как минимум 10−15 лет и которая требует колоссального и непрерывного финансирования. Она возможна только при одобрении ее в американской элите, а как мы видим, сейчас в этих кругах нет согласия. Как и нет жесткого глобального противостояния двух сверхдержав, которое мотивировало бы США к затратам и реализации подобных программ.
«СП»: — А какие, на ваш взгляд, проекты возможны в сфере освоения дальнего космоса?
— Первый — это общечеловеческий проект, который двигается общеполитической волей и бюджет которого защищен от секвестра. Но на его пути стоят геополитические, экономические и другие факторы.
Второй — проект, реализованный частниками типа Илона Маска, который в сентябре 2016 года представил так называемую программу по колонизации Марса. Они не берут в расчет политический фактор, сами находят финансирование и стараются как можно быстрее продвигаться в этом направлении, поскольку затягивание всегда приводит к удорожанию. При этом в освоении дальнего космоса все равно потребуется международная кооперация в том или ином виде. Но, повторю, я абсолютно не верю в проекты отдельных стран даже в отношении освоения Луны. Поскольку речь идет о невероятно больших затратах с неясной мотивацией. А мотивация осваивать Марс может быть только одна — это расселение человечества, о которой говорил Маск. Никаких экономических обоснований полеты на Марс не имеют, а все разговоры о том, что там можно добывать природные ископаемые и привозить их обратно на Землю — откровенный популизм, который не имеет никаких финансовых обоснований.
Поэтому к «марсианским» заявлениям как Майкла Пенса, так и российских представителей, я бы относился как к словам политиков, за которыми нет ничего реального. Вот, например, к словам Джона Кеннеди в 1961 году (о планах отправить американского гражданина на Луну и безопасно вернуть его на Землю) отнеслись серьезно, потому что они имели под собой четкую мотивацию и сплачивали американскую элиту вокруг глобального противостояния США и СССР.