Воспитанники образовательного центра «Сириус» под руководством ученых из НИИ ядерной физики (НИИЯФ) имени Д.В. Скобельцына МГУ собрали наноспутник SiriusSat. Школьники планируют вывести его на орбиту Земли, чтобы измерить распределение радиации на разных высотах.
В качестве основы для спутника был выбран стандартный «кубсат» (CubeSat) – пространственная металлическая ферма в виде кубика размером 10х10х10 см. Идея запускать в космос «кубсаты» появилась в 1999 году в Калифорнийском политехническом университете. Такие «кубики» разных студенческих и научных коллективов забирает с собой в контейнере настоящий спутник и с помощью выталкивающей пружины «рассыпает» в космосе.
Весит SiriusSat всего 1 кг. Из полезной нагрузки в нем – несколько установленных друг над другом электронных плат и детектор, улавливающий заряженные частицы от солнечных вспышек, геомагнитных бурь и прочих явлений, связанных с воздействием солнечной активности на Землю.
Спутник планируется запустить на так называемую «постоянно сходящую орбиту», спускающуюся по спиралеобразной траектории к поверхности Земли.
«Поскольку спутник будет выброшен с транспортного космического корабля, долго на орбите он не продержится, и будет падать в течение двух-трех месяцев. Главное, за это время успеть измерить высотный ход космической радиации. Это можно считать задачей по изучению космической погоды, потому что космическая погода — это радиация в разных точках околоземного космического пространства», – рассказал про подготовленный школьниками эксперимент ведущий научный сотрудник НИИЯФ МГУ, доктор физико-математических наук и научный консультант воспитанников по космической радиации и компоновке прибора Сергей Свертилов.
С помощью карты распределения заряженных частиц ученые смогут проверить существующие математические модели.
Старший научный сотрудник НИИЯФ МГУ Виталий Богомолов консультирует воспитанников «Сириуса». Источник: Юрий Дементьев/МГУ
Старший научный сотрудник НИИЯФ МГУ, кандидат физико-математических наук и научный консультант центра «Сириус» Виталий Богомолов отметил, что, несмотря на юный возраст, его воспитанники понимают технический язык на уровне студентов: «Это не простые дети, они учатся в спецшколах, посещает кружки робототехники. Ребята полностью самостоятельные, каждый получал свое задание, а мы лишь следили за выполнением и консультировали их».