Депутат Верховной Рады Украины Надежда Савченко собирается занять президентское кресло, которое изрядно качается под Порошенко. Разумеется, для победы в избирательной операции необходимо набирать очки, делая громкие заявления, которые должны нравиться массовому избирателю. То есть заявления популистского характера.
В конце недели, выступая на телевидении, она обрушилась на стену из сетки-рабицы, которая воздвигается на границе с Россией: «Мне эта стена напоминает решетку, которую можно купить в любом супермаркете и жарить на ней барбекю, шашлык, куриные крылышки».
После чего поведала о своем видении решения этой проблемы: «Давайте идти в мир новых технологий, изобретать новые стены. Например, стену электрического поля, которую можно легче установить, а держится она дольше. Давайте вспомним Теслу, давайте вспомним то, что земля является электрическим проводником, что можно поставить два штыря на метре земли и через них проводить электричество. Давайте к таким стенам приходить, давайте воевать космическими ракетами, кораблями».
Оставим без комментариев познания Савченко в области электротехники. В связи с особенностями украинского школьного образования, массовому электорату такой проект придется по душе. Но что касается намерения воевать космическими кораблями, то говорить на эту тему имело бы хоть какой-то смысл лет двадцать пять назад, а то и раньше. Поскольку комическая отрасль Украины пребывает в плачевном состоянии.
Отрасль представляют два предприятия, имеющие славную историю — КБ «Южное» и завод «Южмаш», который воплощает в жизнь разработки КБ. Точнее — воплощал раньше, сейчас на заводе однодневная рабочая легенда. Рабочие приходят на проходную исключительно для того, чтобы не терять пенсионный стаж. Ну, и чтобы порой получать в кассе «хоть что-то», которое все-таки лучше, чем ничего.
Первым генеральным конструктором КБ «Южное» был академик Михаил Янгель. При нем на предприятии были созданы ракета-носитель «Циклон», а также ряд баллистических ракет, как средней дальности, так и межконтинентальных. На посту генерального Янгеля сменил академик Уткин, создавший самую мощную в мире МБР «Воевода», которую на Западе назвали «Сатаной». В советский период КБ конструировало, а «Южмаш» производил и ракеты, и космические аппараты.
После обретения Украиной самостийности разработки стремительно устремились к нулю. Но «Южмаш» еще как-то работал, выполняя российские заказы для совместных с Украиной проектов. Более 80% заработанных денег приходили из России. И было это связано в основном с проектом «Морской старт», в котором использовалась украинская ракета «Зенит» с российскими двигателями для первой ступени.
После киевского переворота всё встало. КБ «Южное» еще как-то удавалось зарабатывать какие-то средства, которые уходили частично для поддержания неработающего завода «Южмаш». Финансовые поступления были связаны, прежде всего, с советскими разработками. Например, сейчас КБ пытается хоть кому-нибудь продать легкую ракету «Циклон» — модификацию ракеты, которая появилась в 1969 году. Что-то удается выколотить из бюджета на чисто футуристические проекты типа орбитального космического самолета. Что-то Киев дает на военные разработки — на крылатые ракеты, которыми в Днепропетровске (ныне Днепр) отродясь не занимались.
В 2015 году в отрасли началась кадровая чехарда, имевшая цель перенаправить финансовые потоки из Днепропетровска в Киев.
Первым попал под «люстрацию» «ставленник Москвы» Юрий Алексеев, который возглавлял Госкосмос более десяти лет. Человек в высшей степени компетентный, начинавший свою трудовую деятельность в КБ «Южное». На его место поставили Олега Урусского, который не имел никакого отношения к космосу. Он заставил всех сотрудников говорить по-украински. Не знавших язык уволил, а на их место принял таких, которым впору участвовать в массовых сценах оперы Семена Гулака-Артамовского «Запорожец за Дунаем».
Через некоторое время в Киеве все-таки поняли, что от «Остапа Бендера в шароварах» мало толку в деле перекачки денег из родного города Брежнева в Киев. И заменили его Любомиром Сабадошем, выпускником Львовской коммерческой академии, который «до революции» поработал налоговым инспектором, а затем основал акционерное общество неясной ориентации. Этот решил убрать генерального конструктора КБ «Южное» академика Павла Дегтяренко. И, действительно, убрал, для чего пришлось переписать устав предприятия.
Когда Сабадош спустя две недели приехал на КБ, чтобы донести до сотрудников смысл мудрого решения Главкосмоса, то сотрудники его не поняли. И ретироваться с предприятия ему оказалось непросто. У всех трех проходных стояли толпы сердитых инженеров, техников и рабочих опытного производства, скандировавшие: «Сабадош, КБ не трожь!» Пришлось выбираться через дырку в заборе.
После того, как убрали самого Сабадоша, Дегтяренко восстановили в должности. А полтора месяца тому назад он стал главой Главкосмоса, совмещая эту должность с управлением КБ «Южное». В связи с этим местные газеты написали: «Коллектив конструкторского бюро воспрянул духом».
Однако Дегтяренко, каким бы суперпрофессионалом и в технике, и в менеджменте, и в финансовых делах ни был, совершать чудеса не способен. Не может быть отдельного успешного предприятия, к тому же в высокотехнологичной сфере деятельности, когда вся промышленность страны летит под откос.
Иллюзии сотрудничества с американцами уже давно растаяли. Научно-технические и производственные контакты с Россией разорваны. Остались лишь случайные заказы на использование разработок советского периода. Но в связи с выветриванием профессиональных кадров на «Южмаше», низкой технологической дисциплиной и износом оборудования ставка на славное прошлое не оправдалась. Серьезный инцидент, который подорвал веру в то, что Украина способна сделать что-то надежное, случился три года назад, когда в США на старте взорвалась сделанная на «Южмаше» ракета «Антарес». В ее первой ступени использовались двигатели НК-33, сделанные в 70-е годы. Американцы тогда вместе с доверием потеряли и космический корабль Cygnus, предназначенный для доставки грузов на МКС.
Год спустя контракт с Украиной разорвала Бразилия, для которой связка «Южное"-"Южмаш» не смогла за 11 лет сделать ракету «Циклон-4».
Отчаянную попытку схватиться за соломинку украинцы предприняли этой весной, о чем завод «Южмаш» сообщил лишь в июне. При этом договор о намерениях был представлен как контракт с российской частной компанией S7 Sea Launch Limited, владеющей платформой «Морской старт». Украинцам якобы заказали 12 ракет «Зенит», чтобы с их помощью производить коммерческие запуски спутников. Несмотря на то, что указ Порошенко запрещает выполнять российские заказы. Однако это не самое главное препятствие для реализации проекта. Вот США обложили санкциями не только российские, но и европейские компании. Однако они не отказываются от закупок российских ракетных двигателей РД-180 и РД-181.
Куда сложнее обойти интересы «Роскосмоса», который крайне не заинтересован в том, чтобы заказы на космические пуски уплывали на сторону. В данном случае уходили к частной компании, которая надеется оживить проект «Морской старт». «Роскосмос» этого не допустит. Дело в том, что украинцы не способны самостоятельно сделать ракету «Зенит», поскольку у них нет двигателей первой ступени РД-171. Их надо приобрести у РКК «Энергия». И эту сделку должен санкционировать «Роскосмос». К тому же насчет этих двигателей у РКК «Энергия» совсем другие планы. Полгода назад эта компания из подмосковного Королёва заявила о намерении сделать сверхтяжелую ракету на РД-171, запасы которых у нее есть.
В связи с отсутствием перспектив получить финансирование на конкретные проекты КБ «Южное» порой переходит на околонаучную фантастику. Именно к этому жанру относится размещенный на сайте КБ проект «Антиастероидная защита земли», смахивающий на защиту от пришельцев. Он отнесен к разряду инновационных технологий. По своей сути это равнозначно предложению Надежды Савченко втыкать в землю штыри и подавать на них напряжение, дабы защититься от «русской угрозы».