Легендарной весной 2014-го Высший горный совет России объявил невиданную акцию. Старшеклассников Республики Крым и Севастополя пригласили на учебу в Тюмень, в ведущий нефтегазовый вуз страны. Именно там куются основные инженерные кадры для Газпрома, Роснефти, Лукойла и других мощнейших отраслевых корпораций.
Кроме высококачественного технического образования — естественно, на бюджете! — гарантированных общежитий, медицинского обслуживания, спорта и творческого движа южанам предоставили бесплатные перелеты на летние и зимние каникулы. Плюс 10 тысяч рублей ежемесячной дополнительной стипендии. Народ до конца не верил в новые возможности. Родители искали, где «сыр в мышеловке». Многие откровенно боялись «рисковать детьми». Кто решился — без преувеличения нырнул в неведомую Сибирь.
Точно так же рисковала вузовская Тюмень. Ведь фактически брали молодежь, родившуюся и воспитанную в самостийных реалиях. Смог же украинский материк вырастить поколение, которое скачет на майданах и убивает людей в Донбассе.
Время сполна ответило на простые и сложные вопросы. Крымчане вошли в сибирские просторы как в родной мир. Первый поток уже козыряет хорошими деньгами, заработанными на университетской практике помощников бурильщика. Дети выжили, более того, отлично себя чувствуют. Почти невероятно - тюменские цены оказались ниже крымских! Ниже практически на все, даже на виноград.
Летом-2017 образовательный проект горнопромышленников «Крымский студент» провел на полуострове четвертый и самый сильный набор будущей элиты отечественного ТЭКа. Как известно, все российские первокурсники получают студенческие билеты и зачетные книжки 1 сентября. Улетающих в Сибирь крымчан решили поощрить особо. 29 августа в Симферополь прибыла и.о. ректора Тюменского университета Вероника Ефремова, чтобы лично вручить своим будущим студентам эти главные документы юности.
К еще пустой «зачетке» каждому полагался ноутбук — подарок от Сибирской сервисной компании, которая заключила с ребятами особый договор. Они добросовестно учатся, выполняют полный объем учебных планов, а компания гарантирует рабочие места в самой высокооплачиваемой отрасли российской экономики.
На самом деле, такой договор — первый серьезный юридический документ этих молодых людей. Если бросил учебу и был отчислен — придется по полному кругу компенсировать затраты. Мало не покажется. Если «ребенку» нет 18-ти, текст заполняет мама. Сколько переживаний было в конференц-зале Черноморнефтегаза, где семьи вчитывались в бланки договоров, а потом высокое начальство торжественно напутствовало будущих студиозов!
Хотя на самом деле настоящие волнения пошли полтора месяца назад, когда в Крыму начала работу специальная экзаменационная группа под руководством главы приемной комиссии ТИУ Василия Шитого и шефа проекта, генерального директора НП «Горнопромышленники России», доктора технических наук Александра Вержанского.
…Результаты ЕГЭ важны, однако сибиряки берут только тех, кто реально смог сдать университетские тесты. Физика, математика, русский — импровизированные экзамены проходили в курортном Судаке. Средняя общеобразовательная школа № 2, прямо за окном горы, осыпается в траву желтая алыча. Продолжался летний ремонт, парты рядами дыбились в коридоре. Почему для конкурса Тюмень выбрала именно эту школу? Среди причин есть одна — совершенно эмпирическая, и в то же время абсолютно конкретная. Здесь каким-то чудом сохранились учебные мастерские. Наверное, единственные в республике, остальные порушены за украинское безвременье.
Гонят веселую теплую стружку токарные и сверлильные станочки «made in USSR». В мальчишеской работе столярные верстаки и тиски слесарного участка. Казалось бы, какое отношение имеет школьный напильник к индустриальному университетскому образованию, да еще в век цифровой экономики? Спросите у генеральных директоров крупнейших российских предприятий. Если ты своими руками сделал малое, значит, сможешь создать большое.
А еще посреди школьного сада до сих пор стоит гипсовый Ленин. Вытянутая рука вождя непропорционально большая — на ней устраивают качели хулиганистые первоклашки, и отломанную руку несколько раз приходилось наращивать. Директор СШ № 2 Наталья Шишкина — человек прогрессивных взглядов, сама водит «Хонду Цивик». Сносить Ильича отказывается напрочь. Хотя бы потому, что не хочет плевать в душу дедушками и бабушкам своих старшеклассников.
Сдавать «сибирские экзамены» в Судак съехался весь Крым, от восточной Керчи до Черноморского на северо-западном побережье. Удивительные судьбы простых мальчишек и одной девчонки, решившихся оставить солнце и море ради большого мира, где снег ложится уже в октябре.
Вот высокий и кудрявый Никита Косовский из Ялты. Победитель Всеукраинской олимпиады-2014 по химии, победитель регионального этапа Всероссийской олимпийской школы по химии — с невероятным усилием буквально вырвал второе место на сложнейшем физическом тесте тюменцев. Мама Никиты продает зоотовары на ялтинском рынке. Север для парня стал спасительной мечтой. Он готовился к холодам, зиму проходил в футболке. «Мне в Крыму тесно и жарко, думать тяжело. Я буду учиться в Тюмени…»
Еще один ялтинец Юра Калиниченко. Ясный талантливый ум, блестящие результаты ЕГЭ. Но отца нет, мать работает горничной. Материальное положение таково, что даже на местный вуз рассчитывать трудно. А тут проект «Крымский студент», раскрывающий невероятную жизненную перспективу. О нем говорили друзья — можно учиться на нефтяников, газовиков, горных инженеров! От сказочных перспектив кружило голову. Вчера семья считала копейки, завтра сын станет по-настоящему обеспеченными, уважаемым человеком.
Он добился своей первой большой победы. Студенческий билет № 17−01 Калиниченко Юрия Олеговича, форма обучения — очная. Мама Елена Юрьевна подписывает договор. К договору приложен уже оплаченный авиабилет стоимостью 16.086 руб. и визитка представителя Сибирской сервисной компании Рафаэля Усманова, который будет встречать крымских студентов в аэропорту.
Прорвался на факультет «нефтегазовое дело» Алеша Таланин. Его родители — инженеры судостроительного завода «Залив». Когда город-герой Керчь вернулся в Россию, корабелам стало полегче. Только не надо лукавить, Таланиным-старшим откровенно приятна информация, что Тюменский индустриальный — базовый вуз Газпрома.
Отец Максима из Севастополя — зам командира бригады морской пехоты. «Я благодарю сибиряков, принявших моего сына в студенческие ряды. Гарантирую, парень не подведет», — говорил офицер-черноморец на торжественных проводах. Белая форменная фуражка бабочкой сжалась в сильной руке.
То же самое твердит еще один военный — подполковник Росгвардии, настоящий рембо спецназа из легендарного урочища Кизилташ. Его сын Даниил делал спортивную карьеру, был капитаном юношеской команды и мастером спорта. Увы, из-за украинских санкций все пошло под откос. Университетская Сибирь превратилась в новую жизнь Данилы. На августовские проводы подполковник пришел в черной футболке Крымской федерации боевого самбо.
Дед Саши Райляна из Феодосии добывал северное золото. Внук летит к суровой дедовской земле. Влад Чернявский — внешне мальчик-мажор в модных роговых очках. На беседе с руководителем приемной комиссии мама беспокоилась, нет ли в Тюмени «дедовщины», не обидит ли кто сыночка. На самом деле ее мальчик — хороший рукопашник, успешно занимается тайским боксом. Когда огласили результаты тестов, выяснилось, что на «нефтегаз» Владислав не проходит. Предложили выбрать — энергетика или информационные технологии. Парень остановился на компьютерах. Внезапно комиссия дала еще два дополнительных «нефтегазовых» места. Отец Богдан Юрьевич, ведущий инженер нефтяного участка у восточно-крымского городка Щелкино, тут же скомандовал переписывать заявление: «Пусть идет на буровую. Там жизнь интереснее. Всяко лучше сидеть на кране!»
Единственная девушка в нынешнем наборе — красавица Виктория Таланчук. На тесты приезжала с работы в летнем кафе. Документы привезла в кульке от курьерской почты, офисной папки просто не нашла. Батя Северин Георгиевич - фермер дальнего степного села со странным названием Новый Мир. Когда-то был совхоз-миллионер, теперь одни воспоминания. Старшая сестра выбилась в люди — стала управляющей симферопольского супермаркета. А младшая Вика упрямо говорит:
— Хочу посмотреть мир, понимаете, вырваться в мир…
Надо было видеть, с каким восхищением смотрела черноглазая первокурсница на продвинутого москвича, доктора технических наук Вержанского, который рассказывал о планах России осваивать шельф Мирового океана!
Настоящий Илья Муромец — здоровяк Саша Федотов, выпускник гимназии элитного курорта Новый Свет. Семья небедная, только счастья мало — недавно похоронили отца. Мама тяжело перенесла горе. Сам мальчишка, вполне современный, с «хипецкими» фенечками на атлетических руках, помогал строить поселковый храм Святителя Луки. Ходил на исповедь, причащался. Зачисление воспринимает как самую большую удачу: «Тюмень — мое будущее. А отдохнуть я домой приеду».
— Мы отдаем вам в Сибирь лучших детей Крыма, — обратился к и.о. ректора ТИУ Веронике Васильевне Ефремовой замминистра образования и науки РК Айдер Аблятипов. — Как быстро летит время — будто вчера в «Артеке» провожали третий тюменский набор, и вот отправляем четвертую группа. Умные, целеустремленные, не остались пасти баранов, а пошли на самый высокий уровень. Действительно, все лучше и лучше дети идут.
Тем временем сам Тюменский индустриальный университет бодро закрепляется на крымских берегах. Уже в сентябре проводят «инженерную» смену Международного детского центра «Артек». Прямо на артековской территории вознамерились ставить буровую вышку и монтировать действующий элемент супер-нового завода по нефтепереработке.
Обещано, что завод будет экологически чистым. Собственный летний кампус сибиряки планируют строить за Евпаторией, у Каркинитского залива, бок о бок с лагерем МГУ. Примерно в том же краю действует путинская молодежная «Таврида».