Симферопольский районный суд приговорил заместителя главы меджлиса* Ильми Умерова к двум годам лишения свободы в колонии-поселении с запретом публичной деятельности на тот же срок. Часть 2 статьи 280.1 УК РФ — «публичные призывы к нарушению территориальной целостности Российской Федерации, совершенные с использованием СМИ».
Доказательство — запись прямого эфира меджлисовского телевидения ATR в Киеве, где бывший председатель Бахчисарайской районной администрации призвал к возвращению полуострова под юрисдикцию Украины: «Надо вынудить Россию выйти из Крыма, Донбасса и Луганска». Приговор оказался даже суровее, чем просило государственное обвинение. Прокуратура говорила об условном сроке.
Хотя под стражу Умерова почему-то не взяли. Две недели назад закончился судебный процесс над его земляком и сподвижником, главным погромщиком Крыма Ахтемом Чийгозом. Этот «бахчисарайский волк», весной 2014-го устроивший жестокую бойню у Верховного Совета автономии, получил 8 лет колонии — и на свободу не вышел.
Сейчас вход в Симферопольский суд блокировала толпа татарских радикалов. Когда огласили вердикт, бандиты напали на съемочную группу национального телеканала «Миллет». «Толпа, которая собралась у здания суда, была агрессивно настроена против журналистов, нецензурно ругалась. Потом к журналистам подбежал сын Умерова — Сулейман — и нанёс удар по камере, которая рассыпалась на детали», — рассказывает гендиректор канала Эрвин Мусаев. Пока сын бил телевизионщиков, отец прямо на ступеньках суда сделал дерзкое заявление, что «остается убежденным сторонником возвращения аннексированного Крыма под контроль Украины». — Считаю аннексию — аннексией, оккупацию — оккупацией, а нынешнюю власть — преступной, — украинские медиа дружно процитировали последний симферопольский спич Умерова. Однако он сам считал так далеко не всегда.
Гражданство РФ глава Бахчисарайского района получил одним из первых в крымско-татарской общине — сразу после воссоединения полуострова с Россией. Ильми Рустемович лично выложил житейский расклад в интервью «Комсомольской правде». С российской госслужбы этот видный меджлисовец ушел только тогда, когда от крымских чиновников начали жестко требовать сдать украинский паспорт: «У меня два паспорта, как и у многих крымчан. Я гражданин Украины, российский паспорт получил в начале 2014 года вынуждено. Нужно мне было, чтобы сделать СНИЛС и оформить пенсию. Уволился, с тех пор получаю российскую пенсию».
По крымским меркам он имел от «оккупантов» неимоверно высокую пенсию — 42 тысячи рублей по инвалидности. Увы, впоследствии не смог подтвердить диагноз «болезнь Паркинсона» и сумма снизилась до обидных восьми тысяч. Так Умеров вновь перешел на голую зарплату меджлисовского босса. Обидно до истерики!
Жители столицы Крымского ханства называют нынешний приговор слишком мягким. «Считаю, что и три года условно, которые просила прокуратура, и два года колонии-поселения, которые дал суд — мало, обвинение могло требовать намного больше, - убежден бывший депутат горсовета, ныне помощник депутата Государственной Думы, известный крымский казачий атаман Сергей Юрченко. — Кем при Украине был Умеров? Один из организаторов погромов Свято-Успенского монастыря. Руководитель массовых столкновений на Центральном рынке, когда началась резня, когда в город вошла бронетехника и внутренние войска.
— В Бахчисарае действовала самая сильная боевая группировка меджлиса. Ильми Умеров десятилетиями контролировал боевиков на плато Ай-Петри. На скамье подсудимых место и Умерову, и Чийгозу рядом. У обоих кровью запачканы руки, оба ближайшие соратники Мустафы Джемилева, Если бы ситуация в 2014-м году повернулась в другую сторону, то ни Умеров, ни Чийгоз, ни Джемилев нас не пожалели, — говорит атаман Юрченко.
…Август 2010-го, сенсация правительственного совещания в Симферополе — повторное назначение на должность председателя Бахчисарайской государственной администрации одиозного Ильми Умерова. «Бахчисарайский бей» был уволен в начале июля личным распоряжением Виктора Януковича. Но ровно через месяц вновь получает ту же должность из рук донельзя перепуганного укро-президента.
— У Януковича нет другого выхода! — гордо констатировал лидер меджлиса Мустафа Джемилев, открыто угрожавший, что после увольнения Умерова татары массово выйдут из органов власти. — Дело бы не ограничилось сложением депутатских полномочий в Бахчисарайском районе. Там уже написали соответствующие заявления 106 депутатов. Последствия были бы в крымском масштабе!..
Раздраженный ультиматумом, премьер-министр Украины Николай Азаров пообещал «легко найти новых руководителей». В ответ меджлисовцы устроили тотальную блокаду Совмина автономной республики, а вскоре перенесли свои протесты в Киев. Потребовалось усиленные отряды спецназа МВД и специальное судебное решение, чтобы убрать татарские пикеты из украинской столицы в дни визита патриарха Кирилла.
Когда Янукович вместе с руководителями стран СНГ отмечал свое 60-летие на крымском Южнобережье, прошел кровавый погром православного Свято-Успенского монастыря в Бахчисарае. Это буквально час езды до Ливадийского дворца. Настоящим шоком для украинской администрации стал демонстративный отказ руководителей меджлиса явиться на президентское совещание по вопросам стратегического развития Крыма. Янукович был убежден, что полностью контролирует ситуацию в стране. Даже на Западной Украине местное начальство не стыдилось сравнивать президентские визиты с «Воскресением Господним». Луганщина отливала бронзовые бюсты несгибаемого Виктора Федоровича, а на бандеровской Волыни продавали его портреты из янтаря.
И вдруг татарские главари открыто посылают в необозримую даль приглашение на встречу с президентом-победителем! Одной такой пощечины хватило, чтобы «сильная власть» пошла на попятный.
Бахчисарай — особое место. Древняя столица Крымского ханства и сердце современного крымского исламизма. Огромное пространство от евпаторийских степей до гор Ай-Петри — стратегический узел между Симферополем и Севастополем. За четверть века украинского самостийничества десятки населенных пунктов в труднодоступных бахчисарайских предгорьях приняли ваххабизм. На плато Ай-Петри не испытывали недостатка в оружии и боеприпасах. Тренировки под руководством турецких, иорданских и чеченских инструкторов. Ильми Умеров не скрывал общих бизнес-интересов с Али-Ага Османовым, авторитетом крымско-татарской группировки «Имдат». Оба финансировали исламские общины радикального толка и откровенно поддерживали секту «Ат-Такфир валь Хиджра» **. Даже Госдеп США внес ее в список самых опасных террористических организаций мира.
Умеров приобрел громкую популярность, когда поднял своих боевиков и выгнал из Бахчисарая киногруппу режиссера Владимира Бортко. Российским киношникам силой не дали снимать фильм «Тарас Бульба» у ворот Ханского дворца.
Якобы, татар оскорбила сцена воспоминаний Остапа о турецком плене: закованные, измученные казаки и издевающиеся над ними надсмотрщики. Реальные хозяева города имели другое мнение: ну не было такого никогда! Бортко обращался за помощью к руководству крымской автономии, даже к президенту Украины — ничего не помогло.
До Бахчисарая Ильми-ага занимал пост вице-спикера крымского парламента. Журналисты задавали вопрос: чьи указания для него важнее — главы меджлиса или спикера Верховного Совета автономии? «Если указания председателя парламента будут противоречить решениям меджлиса, то я, конечно, буду выполнять последние», — ответил Умеров.
На День Победы в сюжете «НТВ» однозначно отрезал — как крымский татарин, я не собираюсь посещать памятники советским воинам: «Пусть 9 мая государственный праздник, личные взгляды и национальные отношения для меня выше должностных обязанностей и ценностей государства».
Сказано цинично, но предельно откровенно. Нынешние майданные власти Украины с восторгом принимают такую позицию.
С византийских времен жило в здешних горах греческое село Лаки — крымская Хатынь. За связь с партизанами карательный татарский батальон сжег село. Взрослых обливали бензином в подвалах, детей бросали в горящие дома. Старожилы утверждают, что после акции батальон прошелся торжественным маршем по Бахчисараю. Вел карателей дед Ильми Умерова.
В оккупацию здесь уничтожили все греческие поселения — более двадцати сел. Расстреляны тысячи человек. Сегодня Умеров называет «чудовищной ложью и неправдой» многочисленные свидетельства о том, что его дед возглавлял колонну фашистских пособников. Однако весь Крым помнит, как действующий председатель Бахчисарайской райадминистрации призывал людей не принимать участия в «нелегитимном референдуме 16 марта». Дошло до того, что угрожал землякам: «Все реальней становится применение насилия…»
В ответ по городу мгновенно разнеслись призывы идти на площадь. Народ понимал — если референдум будет сорван, Крым попадет в руки бандеровских палачей. Никто не собирал и не организовывал городской митинг. Сработало «сарафанное радио». Люди звонили друг другу, молодежь связывалась в соцсетях.
Цеха остановили работу, торговцы оставили прилавки, закрылись офисы. Все на митинг за наш референдум! Районное начальство побоялось явиться, спряталось, пришел лишь молодой мэр Константин Рубаненко. Горожане подняли сотни триколоров и скандировали: «Россия!» Тут же сформировали сводный полк самообороны — имени легендарного командира Южного соединения партизан Крыма грека Михаила Македонского.
Весной 1944-го бойцы Македонского первыми ворвались в освобожденный Бахчисарай и по приказу командира начали вешать коллаборационистов на стенах Ханского дворца. Мстили за «крымскую Хатынь» — греческую деревню Лаки. Многих татар от партизанской расправы спасла пришедшая на следующий день Красная армия.
Дед Умерова чудом ушел от партизанской петли. Вскоре вместе с многочисленным семейством был вывезен «сталинскими палачами» в солнечную Фергану. Теперь новым украинским нацистам всей душой служит его харизматичный внук Ильми.
Характерной версией поделился местный торговец Редван. Типа никакой политики, только бизнес:
— Ильми-ага держал весь Ай-Петри. Все кафе на плато платили ему. Там в одном тазу ноги и посуду мыли. Пришли русские, и его грязные шалманы бульдозером стерли. Вот он и зовет нас до последнего бороться.
* Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа» признано экстремистским решением Верховного суда Республики Крым от 26.04.2016, его деятельность запрещена в России.
**Международное религиозное объединение «Ат-Такфир Валь-Хиджра», решением Верховного суда от 15.09.2010 признано экстремистским движением, его деятельность на территории России запрещена.