В последние месяцы митинги стали чем-то вроде народной забавы севастопольцев. Если так пойдёт, то скоро мы увидим в городе-герое даже такое чудо-юдо как выступления в поддержку Навального. Ведь дошло до того, что общественники, митинги главным образом и организовывающие, пишут в соцсетях: «Обращайтесь, помогу устроить митинг». И это вполне серьёзно. Трёх тысяч, как в начале, конечно, не собирается, но и несколько сотен достаточно. Лодка, вернувшаяся в родную гавань, раскачивается.
Вообще удивительно, как быстро случилась эта метаморфоза. Ещё три с половиной года назад Крым и Севастополь в особенности, казалось, объединили страну в едином порыве, ей был дан мощный патриотический импульс. Полуостров свободы стал точкой консолидации России. Но прошло время, и едва ли не каждая тема, касающаяся Крыма, наоборот, расшатывает страну. Будь то митинги в Севастополе или выступления депутата Госдумы от Крыма Натальи Поклонской.
С Севастополем же — особая история. То конфликт законодательной и исполнительной власти, то споры байкеров и Алексея Чалого, то скандал вокруг строительства парка «Патриот» — что-то беспрерывно случается. И вот как год у Севастополя новый градоначальник, сначала и.о. губернатора, после 10 сентября — губернатор, но люди всё равно выходят на митинги. Причём, требования самые разные: от улучшения условий жизни до отставки Законодательного Собрания.
Главное недовольство вызывает городской Генплан. Это нечто вроде московской реновации, но с куда меньшими перспективами для горожан. У людей пытаются отобрать землю, дачные участки, дома. Делается это через суд на основании того, что земля или участки получены незаконно. Называются разные цифры — от 3 до 10 тысяч поданных исков на севастопольцев. Неудивительно, что горожане выходят на митинги, требуя выполнения Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, суть которого в узаконивании полученного при Украине.
Перед сентябрьскими выборами тема была сведена на «нет», но сейчас вновь проявилась — и в СМИ, и на улицах. Дошло до того, что на данный счёт высказался и президент Владимир Путин. Отбирать землю у горожан ни на каких основаниях нельзя, сказал он губернатору. Однако суды идут.
Удивительно, но Генплан — не детище последнего года, не новая инициатива из Москвы, а давняя история. В частности, «народный мэр» Алексей Чалый заявил, что был одним из инициаторов его разработки и принятия. Понятно, что это не его личное детище, но других адептов мы не знаем. Удивительно и то, что нормальное согласование Генплана с различными министерствами (прежде всего, с Минобороны) началось лишь после массовых протестов севастопольцев.
Впрочем, в Севастополе сегодня удивительного много. Конфликт ведь происходит не только между горожанами и властью, общественниками и Заксобранием, но и на высших уровнях. Безусловно, это не тот огонь, что пылал между тогда губернатором Сергеем Меняйло и тогда председателем Заксобрания Алексеем Чалым, но пламя всё равно тлеет.
Определённое перемирие было достигнуто перед выборами, когда новый и.о. губернатора Овсянников фактически создал коалицию с Алексеем Чалым, который от всех постов отошёл, оставаясь лишь депутатом, но всё равно остаётся влиятельным человеком, по сути, контролируя подавляющее большинство депутатов из Заксобрания. Однако долго ли просуществует данный союз? Если севастопольские СМИ, в том числе и зависимые от Чалого, активно начали критику исполнительной власти, а о конфликте пишут всё больше. Можно заключать пари: пройдёт несколько месяцев, и Севастополь, однозначно, вернётся в ту зону конфликта, чтобы была при Меняйло-Чалом. Собственно, об этом не написал разве что самый ленивый и некомпетентный политолог.
Это, знаете, как рецидив старой болячки — вроде бы заросла, успокоилась, но опять начинает гноиться. Иммунитет не справляется. Но в чём тогда корень проблемы?
Возможно, в том, что Севастополь исторически город, который является островом в острове. Есть «остров Крым», но город-герой на протяжении всей истории стоял особняком. При этом был единственным городом в мире, который с интервалом меньшим, чем в 100 лет, выдержал две героические обороны. Это, безусловно, оказывает влияние на менталитет, самосознание коренных севастопольцев.
А кто их реально, прежде всего, представляет в политическом истеблишменте? Безусловно, «народный мэр» Алексей Чалый. Собственно, он и оказывается в эпицентре каждого спора, скандала. Плохо это или хорошо? Ведь многие люди тут же пытаются обвинить Алексея Михайловича в преследовании личных интересов, в корысти или банально в несговорчивости. Но это — некоторое упрощение и личности, и ситуации.
Дело в том, что Чалый такой, как он есть — плоть от плоти города-героя. И его личные особенности амбивалентны. То есть, в определённое время они могут сыграть в плюс, но в другое время — в минус. Например, во время Крымской (или Русской, кому как больше нравится) весны не будь в хорошем смысле упрямства, стойкости севастопольцев — не было бы возвращения на Родину. Однако сейчас наступили иные времена. И тут явно прослеживается аналогия между полуостровом свободы, Крымом, и островом Свободы, Кубой.
На острове ведь тоже был свой символ — Че Гевара. И (насколько всё повторяется!) соратники Алексея Чалого так же любят сравнивать его с этим революционером. Книгу даже написали «Че прилетает в полдень». Авторитет настоящего Че тоже изначально был колоссальным. Но в случае кубинского символа всё закончилось не так чтобы радужно. Че Гевара не смог вписаться в жизнь новой Кубы — с реальным строительством и поступательным движением. Очень не хотелось, чтобы так же произошло и в Севастополе.
Ситуацию надо разрешать, искать объединяющие мотивы, консолидироваться, как то было во время Крымской весны, а не спорить друг с другом, кто чем лучше и у кого какое видение. Иначе колоссальные проекты, как тот парк «Патриот», будут теряться, а люди будут выходить на митинги, зверея сегодня от несправедливости Генплана.
И вместе с тем — на глобальном уровне — нельзя допустить того, чтобы Севастополь как символ единства превратился в зону постоянных конфликтов, разборок и недовольства. Это даёт соответствующий повод для недоброжелателей во главе с Украиной и дестабилизирует ситуацию перед президентскими выборами. Ведь странно, когда в городе, вернувшемся на Родину как недостающий элемент, объединивший всю страну, нет единства. И вместо счастливых лиц на площади Нахимова — очередные возмущённые пикетчики.