Материал комментируют:
Александр Дудчак
Игорь Шатров
Минск объявил персоной нон грата советника посольства Украины Игоря Скворцова. Об этом в понедельник, 20 ноября, сообщил на брифинге официальный представитель КГБ Белоруссии Дмитрий Побяржин. Подробную информацию можно найти на сайте ведомства.
Скворцова обвиняют в деятельности, которая не совместима с дипломатическим статусом. Как утверждают в КГБ, дипломат координировал работу журналиста Павла Шаройко, задержанного ранее за шпионаж и создании в Белоруссии агентурной сети.
Побяржин рассказал, что Шаройко был задержан с поличным 25 октября. По его словам, Шаройко, создал агентурную сеть из числа граждан Белоруссии, «которые за денежное вознаграждение выполняли его задания по сбору сведений разведывательного характера в военно-политической сфере». Во время обыска у него были обнаружены копии донесений, направленных им ранее в Киев. После задержания Шаройко признался, что является сотрудником кадрового аппарата разведки и работает под прикрытием в звании полковника.
Шаройко находился в Минске в качестве корреспондента общественной Национальной телерадиокомпании Украины. Как считают в КГБ, такую должность ему выбрали, поскольку раньше он руководил пресс-службой главного управления разведки.
«В отношении Павла Шаройко возбуждено уголовное дело по статье 358 УК Беларуси „Шпионаж“ и принято решение о применении меры пресечения в виде содержания под стражей», — отметил Побяржин.
По словам представителя КГБ, Шаройко подтвердил, что его деятельность координировал Скворцов, который также служит в ГУР МО, действуя под прикрытием советника посольства Украины в Белоруссии.
По мнению ряда наблюдателей, данный инцидент свидетельствует о крайне низком уровне работы украинских спецслужб. Так, журналист Владимир Бойко на своей странице в Facebook обратил внимание, что это уже второе задержание сотрудника Главного управления разведки Министерства обороны Украины, который работал за границей под прикрытием журналиста. Он также напомнил о провале агентуры ГУР МО в Крыму, объяснив происходящее тем, что во главе спецслужбы поставили людей, не имевших отношения к оперативной работе.
«Результат деятельности таких „специалистов“ как Кондратюк и Бурба (заместитель главы администрации президента Украины Валерий Кондратюк, до 15 октября 2016 года занимавший должность начальника ГУР МО Украины, и сменивший его на этом посту Василий Бурба — ред.) вполне закономерен: регулярные провалы агентуры, задержания нелегалов, аресты офицеров ГУР МО, работающих за границей под журналистским прикрытием», — отметил Бойко.
Ясно, что после случая отношения между Киевом и Минском станут еще более напряженными.
По мнению заместителя директора Национального института развития современной идеологии Игоря Шатрова, Украина действительно занимается шпионажем на территории Белоруссии.
— Украина использует Белоруссию для шпионской работы, в первую очередь, против Российской Федерации. Не имея возможности развернуть агентурную сеть на территории нашей страны, украинские спецслужбы работают через Белоруссию. Они пользуются отсутствием пограничного контроля между нашими странами, добрососедскими отношениями и тесными экономическими связями.
Украинские агенты действуют по следующему сценарию. Они внедряются в белорусские фирмы и организации и прибывают в Россию. Выполнив задание, возвращаются. При этом в Белоруссии они ведут законопослушный образ жизни, в противоправной деятельности не замечены, поэтому им удается долгое время оставаться нераскрытыми. Подобной методологии следуют и западные спецслужбы, но в последние годы именно Украина особенно активна на белорусском направлении.
Белоруссия используется как открытая форточка в закрытом российском окне. Впрочем, часть иностранной агентуры работает и против Белоруссии. Деятельность этих лиц направлена на подрыв устоев государства, разрыв отношений между Белоруссией и Россией и подготовку белорусского Майдана. Какая именно из групп раскрыта, возможно, скоро расскажут белорусские контрразведчики.
«СП»: — Почему это произошло именно сейчас? Сообщается, что Шаройко был раскрыт еще в конце октября, но про Скворцова мы узнали только теперь. Почему не могли «решить вопрос» без лишнего шума, по дипломатическим каналам?
— Это очень важный вопрос. Уже давно не секрет, что агенты разведок работают и под дипломатическим прикрытием. Такая практика повсеместна и общеизвестна, такие методы применяются разведками всех стран. Как правило, спецслужбы принимающего государства знают всех «законспирированных» таким образом шпионов поименно. Такие агенты не занимаются непосредственно разведывательной деятельностью. Агент под дипломатическим прикрытием необходим для того, чтобы Центр всегда имел возможность оценить оперативную ситуацию в месте проведения разведоперации.
Пользуясь дипломатическим статусом, такой агент налаживает отношения в среде политического истеблишмента страны пребывания, а затем доносит до Центра, в данном случае, думаю, в ЦРУ, свою экспертную оценку, подсказывает на основе своих выводов, как можно бы было скорректировать то или иное действие. Таких иностранных шпионов контрразведчики берегут, за ними следят, стараются снабжать дезинформацией, устраивают с ними разные оперативные игры. Это отдельная работа, которой занимаются постоянно, планомерно и разрушать наработки не стремятся. Иными словами, таких агентов ни с того, ни с сего не объявляют персонами нон-грата. Одно из двух. Либо агент перешел «красную черту», так сказать, вышел за границы допустимого шпионского этикета. Либо это политический месседж, показатель нездоровья межгосударственных отношений. А то, что градус отношений между Украиной и Белоруссией поднялся, мы отчетливо наблюдаем по событиям последнего времени.
«СП»: — Учитывая непростые отношения между Минском и Киевом, можно ли ожидать новых разоблачений? Или это сигнал, которым все и ограничится?
— Многое зависит от реакции Украины, о том, какие ответные шаги предпримет Киев. А что касается Белоруссии, Александр Лукашенко не склонен рвать отношения с Украиной. Но он особенно болезненно воспринимает, когда ему публично указывают, как вести себя на международной арене. На мой взгляд, последней каплей стали прозвучавшие из Киева слова о том, что Белоруссия вонзила «нож в спину». Так Киев оценил тот факт, что Минск проголосовал против предложенной Украиной на Генассамблее ООН резолюции о якобы имеющих место нарушениях прав человека в Крыму.
«СП»: — Некоторые эксперты обращают внимание на крайне плохую работу украинской разведки, сопровождающуюся целым рядом провалов в последнее время. С чем, по-вашему, это связано?
—Деградация спецслужб — это обычная ситуация для всех стран, которые свою безопасность отдали на откуп США. Соединенные Штаты сначала разрушают разведывательный и контрразведывательный потенциал государства, а затем отдают местные спецслужбы под опеку ЦРУ. Ну а американские разведчики используют их только на подхвате. Высокопрофессиональные специалисты в составе «дружественных» спецслужб им не нужны. Ведь в противном случае, по мнению ЦРУ, они будут составлять угрозу национальной безопасности США.
«СП»: — Извлечет ли Киев урок? С какой еще страной он может поссориться на почве «шпионских скандалов»?
— Полагаю, что следующей может стать Польша. Повторюсь, шпионские скандалы — лишь следствие и видимый симптом, а никак не причина кризиса в межгосударственных отношениях. Отношения между Украиной и Польшей с каждым днем накаляются. Киев не хочет, точнее, не может, отказаться от бандеровской идеологии, потому что на штыках националистов нынешний режим пришел к власти. А Польша не намерена пускать Украину в Европу с такой идеологией. Пока не пускает только отдельных чиновников и дальнобойщиков. На западной границе Украины возникли многокилометровые пробки. Думаю, продолжение последует…
— Современная киевская постмайданная дипломатия — уникальное явление, — отмечает политолог Александр Дудчак.
— Нынешняя власть сумела поссориться со всеми соседями, и, судя по всему, решила на достигнутом не останавливаться. Призывы некоторых украинских деятелей к диверсиям на территории Белоруссии и России вряд ли пропусти мимо ушей в этих странах. Участники Майдана доказали, что способны разрушить собственное государство, так что им стоит устроить теракт в соседнем? Поэтому и профилактика действий соседей в Белоруссии проводится в усиленном режиме. И эта плановая работа дает свои результаты.
«СП»: — Стоит ли ждать ответа Киева на высылку дипработника?
— В перерывах между запусками бумерангов и хождением по граблям, украинские власти все чаще занимают себя тем, что плюют в колодцы и пилят сучья, на которых сидят. Вполне возможно ожидать «ответ на ответ», так как Киеве нервно реагируют на всё, что не совпадает с их точкой зрения. Украина теряет важного нейтрального партнера в лице Белоруссии — государстве, которое заинтересовано в стабильной ситуации, а не в проблемах у себя на границе.
«СП»: — Многие наблюдатели отмечают резкое снижение уровня разведывательной деятельности киевских спецслужб, ведущее к таким провалам. С чем это связано?
— Снижение уровня квалификации у сотрудников силовых структур — естественные последствия деградации государства после госпереворота. Многие ушли добровольно, многие не прошли «люстрацию». Набрали людей без должной подготовки и с отсутствием моральных принципов. Поэтому, вряд ли стоит говорить о сознательной провокации, скорее всего, это проявление бестолковости кадров.
В понедельник вечером, как и ожидалось, последовал ответ Киева. Главное управление разведки Министерства обороны Украины сочло не соответствующей действительности информацию КГБ Белоруссии о причастности украинского журналиста Павла Шаройко к ведению разведывательной деятельности на территории этой республики, а также о том, что он действующий сотрудник ГУР. В сообщении указано, что Шаройко действительно проходил службу в ГУР Минобороны Украины на должности начальника пресс-службы. В 2009 году он был уволен с военной службы по состоянию здоровья, затем работал по ранее приобретенной специальности — журналистом украинских СМИ, в том числе корреспондентом на территории Белоруссии.
«Задержание на белорусской территории украинского журналиста Шаройко может трактоваться как провокационное», — заявили в ГУР.